Последние новости

Реклама

Предлагаем вашему вниманию аналитический материал Николая Ивановича Куликова, доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой «Экономика», Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерации и Алексея Николаевича Куликова , генерального директора ЗАО агрофирма «Свобода», Тамбовская область, Российская Федерация.
Мы не раз обращались к этой теме в своих статьях, начиная с начала
2000-х годов. И многое, что мы писали и говорили, подтвердилось, кое-что правительством было применено в практической деятельности, но, как правило, по прошествии пяти, а то и десяти лет. Мы не будем перечислять в данной статье того, что было написано и предложено нами в развитии экономики, решении социальных вопросов, пенсионного страхования и так далее, это займёт много времени, да и нет в этом необходимости. Если читатель заинтересуется, он может обратиться к Глобальной Сети Интернет и прочитать.

Как и 20 лет назад, у правительства главная задача – это побороть инфляцию. Но оно сегодня мало что делает по стимулированию спроса на рынке, а все его действия направлены на снижение расходов, что уже привело к снижению спроса на рынке, о чём наглядно говорят итоги I квартала 2015 года. В I квартале 2015 года сокращение ВВП достигло 2,2%, а в марте падение экономики России ускорилось и составило 3,4% против 1,2% в феврале.

Основными факторами падения ВВП в марте 2015 года являются сокращение оптовой и розничной торговли, снижение объёмов строительно-монтажных работ и сокращение консервативной оценки динамики нефтепродуктов. Сокращение чистых налогов на продукты и импорт в марте составило 5,3% к соответствующему периоду прошлого года, на падение ВВП оказало влияние сокращение инвестиций в основной капитал. Снижается потребительская активность населения, люди стремятся меньше тратить в сложившихся условиях. Около 44% граждан сократили объёмы покупок продуктов и товаров повседневного спроса в среднем на 24%. 77% опрошенных сказали, что в I квартале 2015 года цены выросли на треть по сравнению с декабрём 2014 года. По информации минэкономразвития инфляция с начала года составила 16,9% в годовом исчислении, в странах Евросоюза за I квартал 2015 года цены на продукты питания выросли на 0,7%. Правительство и Центральный банк своими действиями заморозили и реальный, и финансовый сектора экономики, остановили всё, только не победили инфляцию.

В своём интервью «Hendelsblatt» Генри Киссинджер, говоря о политике жесточайшей экономии в Европейском союзе, сказал: «Я не уверен, что понимаю, как за счёт жесточайшей экономии можно добиться экономического роста. И даже пусть в теории всё правильно, но я боюсь, что если требования новых урезаний расходов возобладают, то политическая система может рухнуть ещё до того, как весь процесс завершится».

Скажем прямо, что вывод Генри Киссинджера сегодня стоит очень остро для России, чем 10 лет назад. Для всех может служить живым примером Греция, где политика жёсткой экономии в течение 5 лет привела к падению ВВП более чем на 25%, сокращению реального сектора экономики, безработица возросла до 25%, а между молодёжи до 30 лет – около 50%, государственный долг составляет около 200% к ВВП и долг будет расти и расти. И как результат – смена правительства и приход к власти «левых».

Расчёт Германии на то, что, уничтожив экономику Греции, откроется рынок для немецких товаров, не оправдался. всё вышло наоборот, так как все пять лет сокращались доходы населения, а соответственно, падал спрос, и немецкие товары оказались никому не нужны в Греции. Другими словами, правительство Германии совсем не задумывалось о том, на какие доходы греки будут покупать товары из Германии.

Политика жёсткой экономии в течение последних лет в Евросоюзе привела к рецессии в экономике Германии и других странах Евросоюза. Почему этого не понимает финансовый блок российского правительства? Хотелось бы обратиться и к Президенту страны, и к правительству, и к читателям, и поставить вопрос о влиянии государства на развитие экономики. Для нынешней России – это вопрос развития, процветания или стагнации и обеднения населения. Ведь в конечном итоге благосостояние страны и её граждан, их социальная защищённость определяются уровнем производства материальных благ. Складывающаяся экономическая и социальная обстановка в стране заставила нас срочно взяться за перо. Правительство в последние месяцы свело всю свою деятельность к проведению круглых столов, всевозможных чтений, типа Гайдаровских, куда, как правило, приглашаются экономисты-неолибералы, где члены правительства выступают в качестве экспертов, вместо того, чтобы заниматься делом. Все экспертные оценки и членов правительства, и экономистов-неолибералов можно свести к одному выражению «сегодня плохо, но будет ещё хуже». И этим провоцируют панику между населения, владельцев бизнеса, банковского сектора, вместо того, чтобы сказать и населению, и бизнесу, что делает и будет делать правительство по выходу из сложившейся ситуации в экономике (о ситуации в экономике напишем ниже). сегодняшние предложения, как и последние 20 лет, одни и те же, и поступают от финансового блока правительства – это борьба с инфляцией, заморозка зарплат, пенсий, увеличение пенсионного возраста, снижение расходов на здравоохранение и образование, неподъёмные кредиты для населения и бизнеса.

Россия – президентская республика и есть кому давать экспертные оценки и выступать с заявлениями – на это и президент в России, а членам правительства надо засучить рукава и работать. Представьте себе, если бы на заводе главный инженер, начальники цехов выступали бы с оценками, заявлениями, предложениями, а завод не отапливался, цеха не работали, думаю сразу возник бы вопрос об их соответствии занимаемым должностям. Вот что-то подобное у нас сегодня в правительстве. Обнародованный антикризисный план из 64 пунктов нельзя назвать планом, это, можно сказать, 64 пункта возможных намерений, малопонятных движений правительства. И данные намерения всего на один 2015 год. Любой экономист скажет, что антикризисный план не может быть рассчитан только на один год.

I квартал 2015 года завершился, но к этому плану никто не приступал, пока продолжается работа по сокращению бюджетных расходов (к чему может привести сокращение бюджетных расходов напишем ниже). И чуть ли не на второй день министр финансов А. Силуанов заявил, что в первом полугодии он даст на антикризисные мероприятия только 10 млрд. руб., так как для реализации плана отсутствует законодательная база.

При самом оптимистичном прогнозе законодательная база может быть принята к 1 июля 2015 года, в течение IIIквартала 2015 года эта законодательная база дойдёт до исполнителя и к декабрю 2015 года, возможно, кто-то и получит деньги по антикризисной программе, но, думаем, что к этому времени они мало в чём смогут помочь.

Обратимся к статистике. за счёт чего происходил рост экономики последние 6 лет? рост экономики составил 9,8% за 6 лет. 89% этого роста экономики обеспечивали четыре отрасли, представляющие сферу услуг (оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, операции с недвижимостью, аренда, транспорт и связь). Если рассматривать 2014 год, то финансовая деятельность дала около 40% роста экономики (или 0,64% от роста всей экономики страны на 1,6%), операции с недвижимостью – более 20% и оптово-розничная торговля – около 18%.

Если посмотрим структуру экономики и отраслевые трансформации, то обнаружим, что занятые в сфере услуг создают 67% от всей добавленной стоимости отраслей экономики России или 39,2 трлн. руб. в текущих ценах, а промышленное производство (добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа, воды, обрабатывающие производства) только 29%, в денежном выражении 17 трлн. руб., сельское хозяйство и рыболовство – 4,2% (2,3 трлн. руб. в текущих ценах). Последние 10 лет развитие экономики было направлено не на отраслевое расширение и диверсификацию, а шло по пути наименьшего сопротивления – оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, финансовая деятельность, но это всё напрямую связано с благосостоянием населения и темпами роста кредитования населения банками. Сегодня доходы населения не растут, банковский сектор всех платёжеспособных заёмщиков давно привлёк по полной, не только прокредитовал, некоторые банки проявили усердие и закредитовали, что в дальнейшем может привести к росту просроченной задолженности. Увеличение ключевой ставки Центральным банком, можно сказать, остановило кредитование населения коммерческими банками. Сегодня можно рассматривать четыре отрасли, какие могут вытащить экономику России из кризиса: обрабатывающая промышленность, возведение, сельское хозяйство, здравоохранение, какие имеют внутренний потенциал и здесь может произойти большой толчок, связанный с импортозамещением для роста.

У правительства сегодня отсутствует стратегия по развитию экономики России. В программе «стратегии правительства–2020», изложенной более чем на четырехстах страницах, отсутствует отдельная глава о промышленной политике. На вывод страны из кризиса правительство направляет чуть более 3% ВВП и из них 73% будут направлены на поддержку банковского сектора. Мы взяли с сайта правительства график «Как правительство собирается активировать экономический рост? (млрд. руб.)».

«Экономика России: что есть и что будет». Аналитический материал



Несложно посчитать, что правительство планирует дать для активизации роста экономики – 264 млрд. руб., вот и все средства в экономику, что составляет 0,34% от ВВП страны и не тянет даже на статистическую погрешность. За статистическую погрешность, как правило, принимают 2–3%. Вот вам антикризисный план, который говорит, что правительство ничего делать не будет. Сейчас правительство считает, что нет смысла заниматься созданием новых производств, так как для этого нет денег и продолжает сокращать расходы бюджета. 6 апреля 2015 года по инициативе правительства Государственной Думой был принят закон о сокращении бюджетных расходов ещё на 298 млрд. руб., хотя в этом никакой необходимости не было. А вот банковскому сектору правительство выделит 1 трлн. 450 млрд. руб.: 250 млрд. руб. – докапитализация банков через ФНБ, 300 млрд. руб. – предоставление средств Внешэкономбанку через ФНБ и 1 трлн. руб. – докапитализация системно значимых банков через АСБ. необходимости выделять такие деньги банкам нет. Давайте посмотрим, кто получит данные деньги? Это около 20 московских банков: государственные банки и крупнейшие частные банки. Но они и так имеют хорошую поддержку от своих акционеров. А вот региональным банкам, какие кредитуют тысячи предприятий в регионах Российской Федерации (региональные банки являются опорными социально значимыми для большинства регионов) по оценке большинства экспертов, достаточно и 100 млрд. руб. поддержки, но им почему-то не дают и этих денег.

Банковский сектор сегодня чувствует себя лучше в разы, чем в 2008 году. Если бы в 2008 году ажиотаж и давление на банковский сектор было как в 2014 году, то банковский сектор России устоял бы всего один день без поддержки государства. Активы российских банков в 2014 году выросли на 18,4%, в то время как среднемировой показатель составил только 7,1%.

Напомним читателю, что такое активы банка. Активы банка – объекты собственности, имеющие денежную оценку и принадлежащие банку. Основные источники средств для образования активов: собственный капитал банка и средства вкладчиков, межбанковские кредиты, эмиссия облигаций банка. Увеличение активов банка происходит за счёт проведения активных операций: кредитование, инвестиционные операции, прочие операции банка по размещению собственных и привлечённых средств. Важным качеством активов банка является и принесение прибыли. Много сегодня говорится и о росте просроченной задолженности у банков. Давайте посмотрим, так ли это? Данные, опубликованные ЦБ: ВТБ – задолженность за год возросла на 66%, ВТБ-24 – 79%, Газпромбанк – 90%. Но ситуация выглядит совсем по-другому, если объём просроченной задолженности рассматривать по всему портфелю выданных кредитов: Сбербанк – просрочка составляет 2%, Газпромбанк – 0,9%, ВТБ – 5%. Хочу напомнить, что в 2011 году у Сбербанка просроченная задолженность составляла 3,6% против 2% сегодня ко всему портфелю выданных кредитов. и никто не кричал, что у Сбербанка запредельная просроченная задолженность. Последние два года ЦБ своей жёсткой финансовой политикой по отношению к коммерческим банкам вынудил их более разборчиво подходить к своим заёмщикам. А рост просроченной задолженности в основном обеспечивается за счёт сокращения портфеля выданных кредитов. Три приведенных примера наглядно это доказывают.

В I квартале 2015 года количество выданных кредитов по ипотеке сократилось на 50%. Выделенные правительством 20 млрд. руб. на субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам не решает задачу, этих денег хватит только на субсидирование ипотечных кредитов в сумме 400 млрд. руб., ещё банки могут выдать на собственных условиях около 300 млрд. руб., в итоге, ожидаемый объём ипотечного кредитования в 2015 году составит 700 млрд. руб. Вспомним, что в 2014 году сумма выданных ипотечных кредитов составила 1762,6 млрд. руб. В 2015 году банки смогут обеспечить ипотечное кредитование в 2,5 раза меньше, чем в 2014 году. Количество выданных автокредитов в I квартале 2015 года сократилось более чем на 74%. Доля проданных в кредит автомобилей в I квартале 2015 года сократилась в 2 раза и составляет чуть более 20% от всего количества реализованных на рынке России машин. Объём кредитов малому и среднему бизнесу в I квартале 2015 года сократился на треть и так можно продолжать на самом деле по всему кредитному портфелю коммерческих банков.

Центральный банк, правительство своими действиями сжали кредитный рынок, но инфляция не стала снижаться. Монетарные методы борьбы с инфляцией последние 20 лет в России не давали положительных результатов, а, скорее всего, привели к отрицательному результату, и финансовому блоку правительства давно это надо понять. Уровень монетизации экономики России сегодня в 2 раза ниже, чем в Европе; втрое, чем в Англии и почти в пять раз, чем в Японии.

Источник высокой инфляции лежит не в кредитной сфере. Монетаристские инструменты борьбы с инфляцией дают положительный результат в течение короткого промежутка времени при гиперинфляции, а сегодня в стране требуются совсем другие инструменты, какие вызовут активность и у бизнеса, и у населения. Вот об этом и будем говорить с читателем.

1 трлн. 200 млрд. руб. вместо банковского сектора надо направить на импортозамещение (о том, что правительство ничего не делает по импортозамещению, поговорим ниже), перерабатывающую промышленность, электронику, программное обеспечение, защиту информации, разработку и производство новых видов энергии, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и науку. Но и сегодня, почему-то, для правительства, как и 20 лет назад, главными макроэкономическими показателями остаются инфляция, цена на нефть и валютная выручка, а развитие экономики страны рассматривается как производная от этих трёх показателей. другими словами, у правительства нет экономической политики, нет конкретных проработанных программ, всё в стадии намерений и обсуждений.

Давайте посмотрим, к чему приводит сокращение расходов в здравоохранении и образовании. Указом президента от 7 мая 2012 года ставилась задача довести среднюю зарплату в здравоохранении и образовании до средней зарплаты по экономике в регионе. С определёнными трудностями, но это было сделано. Зарплату довели до средней по экономике региона. Во время премьерства Владимира Владимировича Путина была проведена хорошая модернизация в здравоохранении. Появилось новое медицинское оборудование на уровне мировых стандартов в больницах. в регионах было построено более 10 высокотехнологичных медицинских центров, поэтому отпала необходимость пациентам ехать в Москву на лечение.

Многое было сделано и в образовании, особенно, в средней школе. повсеместно появился Интернет, компьютерные классы, интерактивные доски, значительно меньше получила высшая школа, но, можно сказать, не всё сразу, и это будет правильно.

Пришли молодые специалисты и в здравоохранение, и в образование. Надо признать, сделано было немало. Но сегодня правительством всё это «режется под корень», а если более точно сказать, то правительство сегодня всё сделанное решило разрушить. В 2014 году оно сократило расходы на здравоохранение и образование почти на 10%, а в 2015 году пошло дальше: расходы на здравоохранение сократило на 21,4% от уровня 2014 года в абсолютных показателях, без учёта инфляции, а если с учётом ожидаемой инфляции, то на все 35%.

В образовании в 2015 году сокращение расходов произошло на 9% к уровню прошлого года в абсолютных показателях без учёта инфляции, а с учётом ожидаемой инфляции – почти на 25%. Обратите внимание, сокращение идёт третий год подряд. Больше всего сокращение расходов пришлось на высшую школу – около 18%, а с учётом инфляции – 35%. С 2013 года министерство финансов в бюджете стало прописывать лишь общий размер субсидий. В этом случае можно писать любую нужную цифру для правительства, которую якобы дали на финансирование здравоохранения или образования, простому обывателю проверить это на самом деле невозможно. И сегодня дана команда оставить и здравоохранению, и образованию столько работников, чтобы выделенных средств хватило этим оставшимся на среднюю зарплату по экономике региона, а как оставшиеся работники будут лечить, учить – никого не интересует.

Вот что говорят врачи о сложившихся условиях работы (и это в Москве, в большинстве регионов ситуация не лучше, а зачастую хуже): «Раньше в среднем за день ко мне в кабинет как к врачу-терапевту приходили 20 – 25 человек, сейчас 40 – 45. У меня после 25-го человека резко падает концентрация внимания. После приёма – обход по домашним вызовам. За дополнительных больных нам никто не доплачивает. У меня на участке прикреплено 5600 человек, при норме 2200 человек. Для пациентов новый порядок записи к врачу создал много неудобств. Указанное время в талоне никогда не совпадает со временем, когда врач пригласит в кабинет. Врачу запрещено записывать пациента на повторный приём. Для примера, теперь беременная женщина по-новому каждый раз должна получать талон, чтобы попасть к своему наблюдающему за беременностью врачу. При сложной беременности иногда женщине приходится посещать врача по 2–3 раза в неделю, раньше она могла удобное для себя время согласовать со своим лечащим врачом, а теперь надо идти за новым талоном. А если женщина работает, как ей быть? Другой врач говорит: «У нас после нового года в 2 раза сократили врачей-специалистов: уролога, маммолога, ортопеда, лора; в поликлинике объединяют непрофильные отделения. Получается, сегодня принимает врач-гинеколог, а мужчина пришёл нервы полечить, а завтра принимает невролог – женщина пришла с гинекологическими проблемами». Врачи стали трудиться в режиме конвейера, и о качестве лечения не стоит вопрос, здесь как бы успеть, чтобы не было очереди. Часто поступают устные распоряжения, например, такое: «чем меньше врачи будут выдавать направления на анализы, тем лучше, нужно экономить. Если есть возможность направить пациента платно сдать анализы, то надо направлять». Возникает резонный вопрос, почему за счёт пациента? И всё это объясняется повышением производительности труда.

В высших учебных заведениях сокращение финансирования привело к неменьшим проблемам. В университетах под эгидой оптимизации, повышения производительности труда объединяются институты, факультеты, кафедры. Дело доходит до того, что на кафедрах остаётся от 3 до 5 преподавателей, и вопрос стоит уже не о чтении лекций, проведении практических и лабораторных занятий, а выдаче заданий и принятии зачётов и экзаменов.

Вузы переходят на расчёт нагрузки преподавателя не из академического часа, как всегда было, а расчёт ведут из астрономического часа, резко сокращается количество часов у преподавателя за руководство курсовыми и дипломными проектами. Получается, что у преподавателя зарплата возросла до средней по экономике, но за данную зарплату преподаватель должен в 1,5–2 раза больше работать.

Для университетов на это безденежье появились ещё две проблемы. Это рост налогов на имущество и на землю, так как налоговая база по налогу на имущество теперь исчисляется по кадастровой стоимости, можно сказать, по рыночной стоимости, и налог на имущество вырос в разы, возросла аренда в связи с инфляцией.

– Владимир Владимирович, сегодня правительство создаёт ситуацию хуже, чем в 90-е годы XX века. В 90-е годы была маленькая зарплата, не вовремя выплачивали зарплату врачам, учителям, преподавателям вузов, но люди работали на 0,5 ставки, на 1 ставку; после выполнения основной работы, врачи брали дежурство, работали на скорой, учителя занимались репетиторством, а отдельные, особенно мужчины, шли таксовать на своей машине, женщины дежурили у телефона, но кадры оставались и в здравоохранении, и в образовании. ситуация изменилась в начале 2000-х годов, и данные отрасли начали работать успешно. Сегодня своей политикой правительство пытается выбросить врачей за дверь больницы, а учителей за дверь учебных заведений. ситуация в экономике страны поменяется через 2–3 года. да, мы уверены, что финансовый блок правительства сегодняшние люди вечно возглавлять не будут, но кадров не останется ни в здравоохранении, ни в образовании, и такая политика правительства отбросит и здравоохранение, и образование на долгие годы назад. В экономике сегодня нет ничего критического. Нельзя экономику страны сегодня и экономику конца 1990-х – начала 2000-х годов сравнивать – в конце 90-х годов её просто не было. ВВП в 1999 году был в 11 раз меньше ВВП 2014 года. Часто наши неолибералы из финансового блока правительства ссылаются на опыт США и Европы, так вот, в США расходы на здравоохранение составляют 18% от ВВП, а на образование – 14%, на высшую школу приходится – 3,5% ВВП, в Евросоюзе, соответственно, 12 и 10%, в России – по 4%, высшую школу – 1,5%. И когда финансовый блок правительства заявляет: «структуру экономики надо менять за счёт сокращения расходов на здравоохранение и образование», то начинаешь призадумываться, не вредительство ли это?

Эксперты утверждают, что для нормальной работы и здравоохранения, и образования нужно финансирование не менее 6% от ВВП на каждую отрасль. Президент США Барак Обама в промежуток времени кризиса 2008–2009 года не сокращал расходы на здравоохранение и образование, а наоборот, увеличивал.

В 2009 году сенатом США был принят план антикризисных мер, который предусматривал прямыеинвестиции в здравоохранение и образование, изменения в налоговый кодекс, меры борьбы с кризисом банковской системы, жилищного рынка в интересах среднего класса и неимущих.

Теперь поговорим о производительности труда в России, потому как сегодня финансовый и экономический блок правительства, экономисты-неолибералы стараются свести все проблемы в экономике России к низкой производительности труда. Сокращение расходов бюджета на здравоохранение, образование объясняется целью повышения производительности труда в этих отраслях, да и в реальном секторе экономики низкая зарплата объясняется низкой производительностью труда.

Часто слышим от наших экономистов-неолибералов, что в России в 4 – 6 раз производительность труда ниже, чем в США. Но если зайдём с другой стороны и посмотрим, то окажется, что российский рабочий на свою зарплату в 3 раза больше производит продукции, чем рабочий в США.

Неолибералы всё время утверждают, что в России зарплата растёт быстрее, чем производительность труда, что порождает инфляцию. Это лукавство с их стороны. Если посмотреть в целом по экономике, то за 2003 – 2013 годы производительность труда возросла на 59,1%, а реальная зарплата на 133,2% или в 2,2 раза зарплата росла в России быстрее, чем производительность труда. А если рассматривать по отраслям экономики, то окажется, что зарплата больше всего возросла в сельском хозяйстве, почти в 2 раза, но многие помнят, что до 2003 года в сельском хозяйстве вообще не платили зарплату и большинство поселкового населения жили натуральным хозяйством. Давайте вспомним 2003 год, когда средняя зарплата в России составляла 5498 руб. в месяц, в 25 раз ниже, чем в Германии, сегодня эта разница составляет 4 раза. Кто-нибудь может представить сегодня что было бы с экономикой сегодня, если бы средняя зарплата в стране равнялась 5498 руб.?

Наши неолиберальные экономисты считают, надо было село оставить пребывать в таком положении и сегодня? Надо ставить задачу доведения за 2–3 года средней зарплаты в сельском хозяйстве до средней зарплаты по экономике региона, если этого не сделать, то отрасль останется без кадров. И сегодня на селе ощущается острая нехватка трактористов, комбайнеров, электриков, шофёров и животноводов, а также агрономов, инженеров, бухгалтеров, экономистов. В России возросла зарплата в банковском секторе, у естественных монополий, госчиновников, но и в этих секторах экономики она росла не у всех работников.

За последние 12 лет произошла резкая градация зарплат между топ-менеджментом естественных монополий и рядовыми работниками. Топ-менеджмент банковского сектора, естественных монополий стал получать зарплату 10 – 100 млн. руб. в месяц, а рядовой рабочий 10 – 15 тыс. руб., а если 30 тыс. руб. и также в месяц, то это считается достижением. Газпром по итогам 2014 года выплатил в апреле 2015 года правлению компании (17 человек) 4 млрд. руб., в среднем, по 235 млн. руб. каждому, что в 2 раза больше, чем за прошлый год. Хотя особых достижений у Газпрома в 2014 году не было. И никакой кризис на них, оказывается, не распространяется. Могут сказать, что зарплата у них рассчитывается в долларах, а доллар подорожал, поэтому и вознаграждения выросли. Так почему тогда не пересчитать зарплату в долларах врачам, учителям, если это можно для членов правления Газпрома? Газпром – также российская компания.

В России и сегодня труд рабочего недооценён. На Самом Деле во всех странах с рыночной экономикой доля зарплаты в себестоимости продукции составляет не менее 50%, в России не дотягивает до 30%. Надо признать, в большинстве случаев производительность труда не зависит от рядового работника. Собственник не обновляет средства производства, не внедряет новые технологии, на многих предприятиях износ основных средств производства достигает 60 – 80%. И что сделает быстро и производительно рабочий на станке, который в эксплуатации находится 20 – 30 лет? Кадры не проходят переобучение. Все данные вопросы мы бы поставили перед собственниками предприятий.

По информации Росстата в России менее 1/3 работников получает равную или выше средней по России зарплату (32 540 руб.). В 67 регионах средняя зарплата на 30 – 40% ниже средней зарплаты по России. 71% населения России не доволен своей зарплатой и основная причина, что зарплата не обеспечивает нормальные условия жизни семье. Низкая зарплата на предприятии не стимулирует к высокопроизводительному труду и приводит к текучести кадров, люди в этом случае не держатся за своё рабочее место.

Какая здесь высокая квалификация? Пришёл, отработал месяц, пошёл снова искать работу и так по кругу. В беседах люди говорят, выгоднее стоять на бирже труда, чем за такую мизерную зарплату работать, и особенно сельским жителям, так как не несёшь дополнительные расходы на одежду, проезд в общественном транспорте и ещё имеешь время вырастить на приусадебном или дачном участке к зиме картофель, овощи, фрукты, ягоды.

неолибералы утверждают, что россияне не желают, не заинтересованы, не стремятся хорошо работать, но это опровергается многими фактами. Сегодня есть современные предприятия с производительностью труда не ниже, чем в США, и данную производительность показывают российские граждане. Правда, таких предприятий в России мало и правительству надо иметь программу развития новых высокотехнологичных производств. И ещё один факт, когда наши рабочие участвуют в международных конкурсах по профессии, то, как правило, оказываются между победителей.

Хотим обратиться к цифрам и показателям, свидетельствующим об огромном неравенстве в доходах населения. по данным GlobalWealthReportв России 71% всех личных активов населения владеет 1% самых богатых россиян. Ещё пример: 30% всех личных активов граждан находится в собственности 96 российских миллиардеров. Данный показатель в 16 раз выше среднемирового. Впервые после кризиса 1998–1999 годов в России в 2015 году ожидается снижение реальных располагаемых доходов населения, что не происходило даже в кризисные 2008–2009 годы. Уровень бедности может достичь в 2015 году 14,1% или 20,1 млн. человек. Резонно возникает вопрос: «У кого растут зарплата и доходы?»

Если сегодня увеличивается нагрузка на врача, учителя, преподавателя и всё это объясняется повышением производительности труда, и в это же время административно-управленческий аппарат разросся до неимоверных размеров. За последние 10 лет административно-управленческих аппарат в здравоохранении, образовании вырос от 5 до 10 раз. Такая же ситуация с чиновниками местных и региональных органов власти.

Регламентируются показатели в здравоохранении: сколько врач должен принять пациентов, в образовании – сколько учеников учитель должен обучить, для преподавателей вуза Минобрнауки довело показатель до не менее 11 студентов на преподавателя.

Сколько же должно быть административно-управленческого аппарата на этих учителей и врачей – никто не регулирует. Как только заходит разговор об установлении каких-либо квот по количеству административно-управленческого аппарата, то сразу начинают говорить о нарушении самостоятельности учреждения, демократии и «пошло, поехало». Зачастую доходит до абсурда: небольшая районная больница, где работает десяток врачей, имеет столько же заместителей у главного врача: заместитель по внешним связям, по связям с общественностью, по экономическим, юридическим проблемам и так далее, а также ещё десяток, а то и полтора десятка помощников, референтов, советников, пресс-секретарей. То же самое творится и в образовании. Как правило, вся эта армада получает зарплату значительно выше, чем врач, медсестра, учитель, воспитатель. Порой, заместитель руководителя получает зарплату за месяц больше, чем врач или учитель за год. Но это не только в образовании и здравоохранении.

В нефтегазовой отрасли сегодня занято людей в 4 раза больше, чем во времена СССР. Казалось бы, за 25 лет появились новые технологии, людей должно быть занято меньше, да и объёмы добычи газа и нефти по сравнению с СССР не выросли. Почему же тогда такой рост, занятых в отрасли? Отвечу. Выросло в разы количество офисных работников, а на буровой, как был один буровой мастер, так и остался один, оператор также один и так можно продолжать дальше.

А как разрослись органы местного самоуправления и региональные органы законодательной и исполнительной власти! Многие помнят, когда представительные органы местного самоуправления работали все на общественных началах и председатель, и депутаты, не получая зарплату. Сегодня вы такого не найдёте. Сегодня и председатель, и большинство депутатов местного парламента работают на постоянной основе, получая зарплату, появились для их обслуживания офисы, машины, помощники, советники, референты. Если кто не знает, то скажем, что в России 90% муниципальных образований глубокодотационны. Зачастую, собранных налогов на территории муниципального образования хватает только на зарплату чиновников. Региональные власти живут с ещё большим размахом, могут заложить в расходы бюджета региона, как, например, в Сахалинской области 600 млн. руб. на поддержание имиджа губернатора. Зарплата и пенсия чиновников никак не зависит от средней зарплаты и пенсии в регионе. Вот и получается, что чиновники живут одной жизнью, а население другой жизнью и значительно хуже.

Для примера в Швейцарии председатель парламента конфедерации работает на общественных началах и не получает за это зарплату и депутаты парламента также работают на безвозмездной основе. И ничего, живут швейцарцы.

Теперь об импортозамещении. С 1 июля 2014 года Российской Федерацией были введены ответные меры в отношении продуктов питания и отдельных товаров промышленного производства из Евросоюза, США, Австралии и Канады и этим же законом правительству РФ поручалось разработать программу по импортозамещению. Прошло 10 месяцев, но правительство никаких конкретных действий не совершило не только по строительству новых производств для замещения импорта, но и того, что уже делается и в большинстве случаев не может попасть на российский рынок. Единственное, что сделано, это записано одним из пунктов антикризисной программы – выделение 20 млрд. руб. на поддержку предприятий промышленности, реализующих проекты импортозамещения. Надо признать, за время премьерства В.В. Путина было много сделано в экономике страны. Было построено 1900 предприятий промышленности и поселкового хозяйства. В стране сегодня совершенно другая ситуация, изменившаяся в лучшую сторону по сравнению с 2008–2009 годами.

В 2008 или 2009 году в стране ни у кого и мысли не возникало бы вводить ответные меры против Евросоюза, США, Австралии, Канады, так как страна мало что производила. О каком импортозамещении можно было говорить в 2008 году, если сами ничего не производили. Приведу несколько цифр статистики. Сегодня Россия может обеспечивать себя мясом (свинина, говядина) собственного производства на 77% против 42,3 в 2008 году, мясом птицы на 90% против 67 в 2008 году, молочной продукцией на 97% против 52,7 в 2008 году, овощами на 85% против 44 в 2008 году. О рыбе следует особо сказать, сегодня Россия имеет возможность обеспечить себя рыбой на 100%, но она (рыба) не может попасть на российский рынок и по-прежнему все торговые предприятия торгуют импортной продукцией. В декабре 2014 года министр финансов А. Силуанов заявил, что за 10 месяцев 2014 года реализация сельскохозяйственной продукции через торговые сети возросла в 2,3 раза. Это ещё раз подтверждает то, что в России есть своя сельскохозяйственная продукция, но ей сложно пробиться на российский рынок. Вот только один пример. В Тамбовской области за последние три года производство мяса выросло в 3 раза, и таких регионов немало, где производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции за последние годы выросло в разы.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля