Последние новости

Реклама

«Открытые проблемы закрытых городов». И.И. Никитчук делится впечатлениями о своей поездке по закрытым городам Челябинской области

В конце июня, в рамках депутатской деятельности, в течение нескольких дней я посетил закрытые города (ЗАТО) Челябинской области – Трехгорный, Озерск и Снежинск. Насыщенная программа оставила не только массу впечатлений, но и показала непростые проблемы этих городов. Для меня, проработавшего почти 30 лет в таком же ЗАТО - знаменитом Арзамас-16, данные проблемы воспринимались по-особому остро.
Трехгорный

Трехгорный - живописный город с красивым названием был первым в ходе поездки. И первой неожиданностью стала встреча с директором градообразующего оборонного предприятия Приборостроительного завода Г.В.Комаровым. Дело в том, что с Геннадием Владимировичем мы работали вместе многие годы в Арзамасе-16 (ныне Саров). Перед дверью в кабинет директора Приборостроительного завода бросилась в глаза табличка с надписью: «Принёс задачу – захвати решение».

Директор, обрадованный встречей с земляком и товарищем по совместной работе, угощая чаем, поделился своими впечатлениями о городе, и о состоянии дел на заводе:

- Я назначен директором завода недавно, с 8 февраля этого года. Производство во многом мне знакомо, особенно с учётом моей работы в Арзамассе-16. Поэтому сейчас я уже в курсе всех основных дел. Оборонный заказ есть, есть и некоторые проблемы, но мы с ними разберёмся. Отношения с государственной корпорацией Россатом, с руководством города – хорошие. Приборостроительный завод с точки зрения развития бизнеса, и ряда других позиций – это г.Саров 15-летней давности, хотя объёмы производства здесь больше, чем в г. Сарове. Хорошо, что здесь сохранилась советская система спецприёмки продукции, будем возвращать и другой положительный опыт тех времён, а также и тот, что есть в г.Сарове. В общем, проблем по производству особых нет, есть они по городу, но это вам лучше расскажут городские власти.

Из городских властей на месте оказалась лишь заместитель Главы города С.Алейников, который достаточно подробно остановился на городских проблемах. Главные из них – финансы, отсутствие инвесторов и кадровый голод. Не дают покоя и другие – вопросы ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО), состояние жилищного фонда, сферы образования, здравоохранения. Почти 100 млн. рублей кредитов, их надо возвращать, а платить нечем. Градообразующее предприятие в городской бюджет отчисляет только небольшую часть (около 15%) налога на доходы физических лиц НДФЛ), остальное уходит в федеральный и региональный бюджеты. Непреодолимым барьером привлечения инвесторов является закрытость территории и её удаленность от областного центра.

В медсанчасти, некогда лучшееоборудование стареет. Например, единственному томографу – 20 лет, и он уже не работает. На новый прибор нет средств, не хватает многих специалистов. В итоге качество медицинской помощи заметно ухудшилось.

Городские школы, построенные ещё в советское время, ветшают, требуют серьёзного ремонта, но снова упирается проблема в отсутствие средств.

Примерно в таком же положении многие дома жилого фонда, дороги. Домам 45 лет и более. Делать их ремонт за счёт бюджета невозможно – денег нет, и не будет. Недавно ведённую плату за капремонт платят не все горожане, и это также проблема.

Беда с кадрами. В городских службах и предприятиях средняя зарплата – 18-20 тыс. руб. А на заводе - примерно 50-60 тыс. рублей в месяц, Естественно, что специалисты, в первую очередь, идут на завод.

Еще одна проблема (она общая для всех ЗАТО) – «многоголовость» городской власти. Т.е. в городе есть Глава города и есть Глава администрации. Но есть ещё и директор градообразующего предприятия, властные притязания которого не избежать. Это не идёт на пользу дела. Неизбежно возникают трения на предмет того, у кого «башня выше». Это явно следствие ущербности федерального закона «О ЗАТО», которую нужно исправлять.

Озерск

Вторым закрытым городом в программе поездок стал Озерск (бывший Челябинск -40, потом Челябинск -65) – старейшина по возрасту в составе ядерного щита страны. Основан 9 ноября 1945 года, в этом году будет отмечать своё 70-летие.

В администрации ждала запланированная встреча с Главой администрации города Павлом Кочаном. Город другой и по масштабам, и по значимости. А проблемы те же. Денег катастрофически не хватает. Город и городской округ – дотационная территория. Первоочередное предприятие ФГУП «Маяк» помочь не в состоянии, по той же причине что и в предыдущем случае: основная масса налога на доходы физических лиц уплывает в федеральный центр. Фонд оплаты в ФГУП «Маяк» составляет 10 млрд. руб., но от них для города в виде налога остается всего лишь 1 млн. 300 тыс. руб. Были обращения в Росатом с предложением, чтобы установили пропорцию отчисления от НДФЛ хотя бы 50 на 50, но пока дело не сдвинулось. Данный вопрос обсуждали в Минфине, с участием Козака – результат пока нулевой. В текущем году федеральные дотации уменьшили на 55 млн. руб., область также «срезала» дотации на 33 млн. руб. То есть, город не дополучил 88 млн. рублей финансовых средств, на какие рассчитывали и планировали использовать их на нужды города. Между них главные – дороги, коммунальные расходы, инфраструктура. На дороги не дали ни копейки.

Но даже в этой ситуации руководство города уделяет много внимания социальной сфере - образованию, здравоохранению, культуре. В текущем году полностью реконструирована уникальная школы для детей с проблемным здоровьем. Школа уникальная по оснащённости, комфорту и современным методикам. Подобных школ в области только – три.

Дела в здравоохранении хуже, чем раньше. Финансирование резко сократилось, деньги город получает только по линии ФОМСа, их не хватает даже на латание дыр. Например, детский профилакторий, - недавняя гордость, - сейчас не действует. Он находится в федеральной собственности. Передать его в муниципальное управление не получается. И в целом, - сетует Глава, - качество медицинских услуг в ряде случаев хуже, чем даже в соседнем г.Кыштыме.

Остро стоит кадровая проблема. Не хватает специалистов для городских предприятий и организаций. Туда идут не столь охотно, как на «Маяк»: там зарплата в полтора-два раза выше. Но и сам «Маяк» сейчас испытывает потребность в кадрах – ему нужны строители, примерно около 3 тыс. человек. Их нет.

Администрация города возлагает надежды на положительные сдвиги в решении всех назревших проблем (дорожных, коммунальных, медицинских, образовательных, кадровых) в связи с принятием федерального закона «О территориях опережающего развития». Прорабатывается вопрос о включении города в специальную программу в рамках этого закона.

В завершение встречи прошло посещение реконструированной школы для детей с ограниченными возможностями. В прекрасном актовом зале шла репетиция концерта выпускников школы, поразили своей отделкой и размерами спортивный зал и два плавательных бассейна, а также специальные парты и столы для больных детей.

В рамках неофициальной части программы посещения Озерска состоялась встреча с ветеранами города - Василием Ивановичем Шевченко и Дмитрием Артовазовичем Овякимян, какие поделились своими мыслями о проблемах города и предприятия «Маяк».

Главные, по их мнению, две проблемы, о которых власти города и Росатом почему-то умалчивают. Первая проблема – это реальная опасность прорыва Течинского каскада водоёмов, где накопилось более 500 млрд. куб. м воды. Если это произойдёт – неминуемая катастрофа грозит не только городу и предприятию со всеми жителям, но и прилегающим территориям и водному бассейну до самого Северного Ледовитого океана. Чтобы обеспечить естественный уровень воды в Течинском каскаде, нужно довести число действующих реакторов до 7, как было раньше, чтобы можно было регулировать уровень воды. Сегодня действуют только два реактора.

Вторая – это атомная электростанция, которую начали строить и… бросили в годы горбачёвщины. Бросили, во многом благодаря подрывной работе псевдозелёных, финансируемых Госдепом США. В возведение Южноуральской АЭС уже было вложено полмиллиарда советских рублей. Построенное в советское время (здания, коммуникации, оборудование и пр.) к настоящему времени разворовано.

- А ведь готовность к пуску, - по словам Василия Ивановича Шевченко, - была 99%. Но бросили, забыли и разворовали. И до сих пор никто за это ответственности не понёс.

По мнению ветеранов-специалистов надо обязательно решать данные две проблемы. И разговор об этом предстоит вести на самом высоком уровне.

Снежинск

Город интеллектуалов – бывший Челябинск-70. Наукоград. Здесь размещается один их Ядерных центров России – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики (ВНИИТФ) – дублер Арзамаса-16, вернее действующего там Ядерного центра ВНИИЭФ. В 50-е годы он «отпочковался» от ВНИИЭФ. В этом году городу исполнилось 60 лет.

На встрече с Главой администрации города разговор снова зашел о болезненных проблемах. И снова финансы. Стагнация бюджета вызывает остановку финансирования социальных программ. Вместо 25% отчислений от НДФЛ город получает 15%. Область даёт в бюджет всего 3% от его объёма. В результате бюджетная сфера испытывает огромные трудности. Выхода пока нет.

Город также уповает на федеральный закон «О территориях опережающего развития». Ищут различные варианты выхода из трудной ситуации. В городе построен керамический завод мощностью 8,5 млн. кв. м. продукции в год (один из самых крупных заводов такого профиля в Европе). Предприятие высокотехнологичное, из 500 человек работающих 200 – специалисты высокого уровня, остальные – рабочие, вспомогательный персонал. Сырьё завод получает из расположенного рядом Вишневогорского ГОКа. Выручка завода составляет 2 млрд. руб., в бюджет города поступает только 13 млн. руб. в год. Такие деньги проблем города не решают.

Одна из острейших – проблема канализационного коллектора. Он на весь город один. Построен ещё в 50-е гг., город растёт, коллектор с возросшими нагрузками не справляется. Для строительства нового надо 200 млн. руб.

Такая же проблема с электрическими сетями. Но денег нет ни на то, ни на другое. Очень серьёзные проблемы с водоканалом. Уже случились две аварии. После одной из них, когда лопнула 600 мм труба, два дня население верхних этажей оставалось без воды.

Разработана Программа развития города до 2020 года. На шесть лет необходимо 3 млрд. руб. На бумаге выглядит всё хорошо. Если её реализовать, то существенно улучшится вся инфраструктура города. Программа одобрена, подписана, но… не действует. Денег на неё не выделили. На этом фоне возникает естественный вопрос, в первую очередь, к областным властям: почему бюджеты на самом деле всех муниципальных образований области худо-бедно, но растут, а к ЗАТО это никак не относится? Область ссылается на необходимость реализации политики социально–экономического выравнивания условий жизни всех муниципальных образований. Это надо делать, но не учитывать значимости для государства ЗАТО не просто глупо, а преступно! Надо вернуть государственное финансирование ЗАТО, или оставлять на их территории хотя бы 50% НДФЛ для выживания.

Конечно, в ЗАТО, в том числе и в Снежинске не все плохо. Обеспеченность детей садиками с 3-х лет – полная, с 1-го года до 3 лет – есть проблема. Вопросов со школами – нет. Тут всё в порядке. В отношении кадров, конечно, также есть трудности. Но они решаемы. Тех молодых специалистов, какие приезжают в город, не всегда устраивает то, что нет детского сада для малышей, что есть режимные ограничения, нельзя за границу выезжать и т.д. Но данные недостатки для многих компенсируются, например, тем, что молодая семья сразу без проблем может получить временное жильё в Доме молодёжи (такие дома ВНИИТФ специально возвёл для молодых специалистов). Для желающих получить более комфортное жильё есть институтская ипотека.

А вот что касается здравоохранения, то здесь лучше повторить слова вице премьера Голодец: Идёт неразбериха. Перекосы, рост цен на услуги, переход на одноканальное финансирование (только за счёт ФОМС) – всё это обрушилось на медицину города.

Много вопросов вызывают у муниципальной власти последние нововведения в системе ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) по капитальному ремонту. По мнению и руководства города, и депутатского корпуса не всё продумано в данном нововведении, много противоречий и нарушений прав жителей. Здесь считают, что закон о Государственных фондах капремонта нельзя было принимать. Где гарантия того, что данные фонды, аккумулируя взносы жильцов, не будут их разворовывать…

Посещения и встречи показали, что для всех закрытых городов сформировались одни и те же проблемы. При внешнем благополучии, являющегося во многом заделом ещё времен советского периода, острейшие проблемы нарастают снежным комом. Недостаток финансов, износ инфраструктуры, кадровый голод в городских службах, износ жилого фонда, ухудшение медицинского обслуживания и т.д. Да, как говорится, слава богу, оборонные предприятия на территории ЗАТО функционируют устойчиво, обеспечены оборонзаказом, хорошей заработной платой… Но надо помнить, что человек на работе находится только 7-8 часов. Остальное время он проводит дома. И если у него в доме нет воды, не работает канализация, протекает крыша над головой или обваливается потолок, если он не может получить нормальную медицинскую помощь, устроить ребенка в садик, не может решить жилищную задачу, то от всего это будет страдать и работа. Не может человек полностью отдаваться работе, если у него на душе камнем висят житейские проблемы.

Вот над всем этим надо серьезно задуматься руководству корпорации Росатом. От него должны исходить согласованные инициативы по совершенствованию законодательства местного самоуправления, налогового законодательства, законодательства по закрытым территориям и т.д. Актуальность таких шагов сегодня весьма высока, учитывая важность наращивания обороноспособности нашей страны в весьма не простой обстановке в мире.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля