Последние новости

Реклама

В.И. Кашин отчитался о работе Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в промежуток времени весенней сессии 2015 года

Из отчета заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашина «О работе Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии в промежуток времени весенней сессии 2015 года».
Исходя из необходимости укрепления правового регулирования вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования в текущих условиях функционирования российской экономики, принимая во внимание позиции, выработанные в рамках заседаний президиума Государственного Совета Российской Федерации, обращения граждан, итоги проведенных общественных мероприятии, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в промежуток времени весенней сессии 2015 года обеспечил рассмотрение Государственной Думой 27 законодательных инициатив.

Из этого числа 10 проектов приобрели статус Федерального закона и уже подписаны Президентом Российской Федерации.

При этом одним из основных направлений в законотворческой работе явилось совершенствование правового регулирования вопросов повышения эффективности недропользования. В данной области было принято 5 законодательных актов.

1. Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 127-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Данный закон признает утратившими силу положения федеральных законов, предусматривающих разработку и утверждение отдельной государственной программы разведки континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, в связи с тем, что основные направления деятельности по разведке континентального шельфа и освоению его минеральных ресурсов уже предусмотрены Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на промежуток времени до 2020 года, а государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» определены приоритетные направления государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы, в том числе в отношении изучения и освоения природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 161-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Указанный Федеральный закон направлен на комплексное решение вопроса действия разрешительных документов (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года. При этом был законодательно установлен переходный промежуток времени, в течение которого пользователи находящихся под юрисдикцией Российской Федерации участков недр Черного и Азовского морей и осуществляющие свою деятельность на основании разрешений, выданных органами Украины, вправе обратиться с заявлением в Правительство Российской Федерации о предоставлении им в пользование данных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, Законом установлены особенности осуществления недропользования на территории Республики Крым и города Севастополя.

3. Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Названным Федеральным законом удалось на законодательном уровне обеспечить создание и ведение единой системы федерального фонда геологической информации о недрах и его территориальных фондов для всех уровней управления фондом недр.

Таким образом, удалось сформировать благоприятные условия для наиболее полного и комплексного использования минерально-сырьевой базы на территории Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Данным Федеральным законом устанавливаются правовые гарантии получения недропользователем лицензии с целью разведки и добычи полезных ископаемых при установлении фактов открытия им месторождений в Балтийском море.

5. Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 111-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Принятие данного законодательного акта обеспечило эффективное структурирование системы государственного контроля (надзора) в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Кроме того, удалось значительно повысить обеспечение защиты интересов, как потребителей, так и предпринимателей, а также добиться сокращения сроков выполнения пробирных работ.

Не менее активно Комитетом велась работа по совершенствованию законодательного регулирования рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

1. Принят Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море», эффективно организующий систему контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в открытом море в отношении юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также обеспечивающий выполнение международных обязательств Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 20 июня 2015 года №208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был подготовлен в целях создания условий для сохранения анадромных видов рыб на путях нерестовых миграций во внутренних морских водах Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Актуальность данного вопроса определяется тем, что дрифтерный промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации приводит к существенному снижению объёма запасов отдельных водных биологических ресурсов и, соответственно, негативно сказывается на развитии береговой перерабатывающей инфраструктуры, сокращает доходы бюджета, способствует увеличению безработицы, снижению уровня обеспечения социальных гарантий, увеличению уровня бытового браконьерства.

Правоприменительная практика в развитие названного Закона безусловно обеспечит сохранение и преумножение водных биологических ресурсов в Тихоокеанском бассейне, как основы развития рыбохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке страны, а также будет способствовать импортозамещение и укреплению продовольственной безопасности Российской Федерации.

В части вопросов развития природоохранного законодательства Комитет в промежуток времени весенней сессии обеспечил принятие двух принципиально важных законодательных инициатив.

1. Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» позволил эффективно решить ряд острых вопросов в части правового регулирования государственной экологической экспертизы, а также системы обращения с отходами производства и потребления.

В частности – устранено избыточное регулирование при проведении государственной экологической экспертизы проектной документации объектов по обезвреживанию и размещению отходов.

Кроме того, Федеральным законом перенесены сроки вступления в силе норм о лицензировании деятельности по обращению с отходами с 1 июля 2015 года на 1 января 2016 года. Целесообразность уточнения переходного периода определена необходимостью предоставления возможности получения лицензий всеми организациями, осуществляющими деятельность с отходами.

Одновременно установленные Законом правовые нормы полностью соответствуют принципу «один объект – одна лицензия». Таким образом, законодательно удалось решить вопрос предупреждения недобросовестной конкуренции в сфере услуг по обезвреживанию, размещению отходов. Только действительный собственник объекта размещения отходов будет иметь возможность получить соответствующую лицензию.

2. Принятие Федерального закона от 12 февраля 2015 года № 12-ФЗ «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе», устраняющего ряд внутренних противоречий в Федеральном законе, позволило в значительной степени повысить эффективность правового регулирования государственной экологической экспертизы, исключить возможность вольного толкования отдельных его положений.

В части развития лесного законодательства Комитет обеспечил принятие прорывного по своей сути Федерального закона от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лесных отношений».

Названным законодательным актом внесены системные изменения в правовое регулирование лесных отношений, позволяющие субъектам малого и среднего предпринимательства осуществлять коммерческую заготовку древесины путём заключения краткосрочных (до 1 года) договоров купли-продажи лесных насаждений. При этом, в целях снижения финансовых затрат, связанных с оформлением аренды (кадастровый учет, лесоустройство и др.) лесной участок таким предпринимателям предоставляться не будет.

В этой связи Федеральный закон эффективно дополняет антикризисные меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, благодаря принятию данного Федерального закона, удалось адаптировать лежащий в основе арендных отношений в лесу принцип «срубил – посади» применительно к краткосрочным договорам купли-продажи лесных насаждений.

Закрепленные рассматриваемым Законом нормы, безусловно, будут способствовать повышению эффективности использования лесов, более рациональному освоению расчетной лесосеки, а также обеспечат дополнительные доходы бюджетной системы Российской Федерации.

В отношении других законодательных инициатив, в промежуток времени весенней сессии работы Государственной Думы в 2015 году, Комитетом были приняты решения о нецелесообразности их принятия.

Так, 13 законопроектов были рекомендованы к отклонению, 4 сняты с рассмотрения в связи с отзывом автором, а 5 – возвращены авторам для выполнения требований Конституции РФ и Регламента ГД.

Вместе с тем, не смотря на высокий темп и эффективность законотворческого процесса, ситуация в России остается тревожная.

Это подтверждается, как официальной статистикой и оперативными данными органов государственной власти, так и многочисленными обращениями граждан в адрес Комитета и депутатов Государственной Думы.

Так, за промежуток времени весенней сессии на имя председателя Комитета поступило более 1200 писем от граждан и юридических лиц, общественных организаций, в каждом из которых сообщается о фактах нарушения природоохранного и иного законодательства, попрании конституционных прав на благоприятную окружающую среду, порой преступных действиях, угрожающих здоровью и благополучию граждан.

Незаконные рубки и возведение в лесах, пренебрежение режимом особой охраны природных территорий и объектов при осуществлении хозяйственной деятельности, нарушение режима водоохранных зон, проблемы водообеспечения в условиях маловодности, загрязнение окружающей среды и отдельных её компонентов, варварское отношение к природным богатствам России при осуществлении недропользования и геологоразведки.

Это лишь небольшая часть всего спектра вопросов, за помощью в решении которых обращаются в Комитет.

При этом Комитет не только берет на контроль каждое обращение и эффективность мер, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, тем не менее также обеспечивают учет правоприменительной практики и общественного мнения в текущей и перспективной законотворческой работе.

В этой связи требуется обратить внимание на те законодательные инициативы, работа над которыми ещё не завершена, и какие направлены, в том числе, на решение указанных выше проблем.

Так, в «портфеле» Комитета на конец весенней сессии находится 59 законопроектов, со многими из которых активно ведётся работа по их подготовке к принятию во 2 и 3 чтениях.

К числу приоритетных проектов федеральных законов, принятых в первом чтении и находящихся на рассмотрении Государственной Думой, требуется отнести следующие:

1. Проект федерального закона № 200303-6 «О любительском рыболовстве»;

2. Проект федерального закона № 448577-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»;

3. Проект федерального закона № 392898-6 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

4. Проект федерального закона № 390481-6 «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5. Проект федерального закона № 371615-6 «О внесении изменений в статью 2-1 Закона Российской Федерации «О недрах»;

Кроме того, сохраняют актуальность ряд перспективных законодательных инициатив, подготавливаемых к внесению в Государственную Думу. Так, чрезвычайно важными в современных условиях ориентации народного хозяйства на импортозамещение, в том числе в сельскохозяйственном секторе экономики, являются вопросы охраны почв. При том, что опустыниванием в той или иной степени охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га. В целом по стране уже утрачено 41,5 млн. га пахотных угодий. Нарастают темпы оврагообразования. Площадь оврагов в России уже превышает 900 тыс. га. Увеличиваются площади земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Очевидно, что без принятия отдельного закона в этой области успешность мер по обеспечению продовольственной безопасности России ставится под сомнение.

Работа над всеми названными выше проектами федеральных законов ведётся активно, при сотрудничестве и непосредственном участии представителей заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации.

Такое взаимодействие Комитета и органов государственной власти в промежуток времени весенней сессии работы Государственной Думы протекало в различных форматах.

Так, прошло 2 совещания с руководством Министерства природных ресурсов и экологии и представителями общественности, в рамках которых обсуждалась работа по подготовке проекта федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере недропользования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Также прошло 2 совещания по подготовке проекта федерального закона № 390481-6 «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Состоялось 2 совещания по подготовке проекта федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Кроме того определенно продуктивной можно назвать работу, проведенную Комитетом совместно с представителями различных органов государственной власти в рамках заседаний Комитета, а также организованных Комитетом многочисленных публичных мероприятий.

Так, за промежуток времени весенней сессии работы Государственной Думы в 2015 года, Комитетом было проведено 19 заседаний Комитета, на которых рассмотрено 122 вопроса.

Состоялись 2 заседания подкомитета по водным ресурсам.

Кроме того, в соответствии с Планом основных мероприятий Комитетом организовано и проведено 9 масштабных мероприятий с привлечением всех без исключения регионов Российской Федерации, научного и бизнес-сообщества, экспертов и представителей общественности:

1. Парламентские слушания «Правовые и экономические аспекты повышения эффективности и развития лесного комплекса Российской Федерации» (19 февраля 2015 года);

2. Парламентские слушания «Реализация стратегии импортозамещения в области обеспечения населения рыбной продукцией с учетом законодательного регулирования в сфере международной деятельности» (26 марта 2015 года);

3. Заседание «круглого стола» на тему «Стратегия водообеспечения Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (выездной «круглый стол», г.Севастополь, 16 февраля 2015 года).

4. Заседание «круглого стола» на тему «Общественный экологический контроль: правовые основы, взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления» (20 апреля 2015 года).

5. Заседание «круглого стола» на тему «О создании морской горнодобывающей отрасли России» (совместно с Высшим горным советом НП «Горнопромышленники России) (23 апреля 2015 года).

6. Заседание «круглого стола» на тему «Природоохранные и организационные аспекты захоронения промышленных стоков и отходов в подземных горизонтах (недрах) (8 июня 2015 года).

7. Заседание «круглого стола» на тему «О законодательном обеспечении добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями» (18 июня 2015 года).

8. Конференция «Год литературы: природа и экология России в современной поэзии» (23 июня 2015 года).

9. Расширенное Заседание Высшего экологического совета на тему “Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры” (21 мая 2015).

Кроме того, в рамках работы Высшего экологического совета Комитета прошло 18 заседаний секций по наиболее важным и острым вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Комитетом организована и проведена в здании Государственной Думы фотовыставка «Сохранение и пропаганда национальных символов России – орловского рысака и русской тройки», открытие которой прошло 17 марта 2015 года с участием депутатов Государственной Думы, представителей министерств и ведомств, ОАО «Российские ипподромы», научных и общественных организаций, занимающихся этой проблемой.

Совместно с фракцией «Единая Россия» проведена выставка «Геологоразведка – 2015. Вчера, сегодня, завтра», открытие выставки прошло 25 мая 2015 года с участием депутатов Государственной Думы, представителей «Росгеологии», научных институтов этого направления.

В соответствии с предложениями Комитета в План выпуска изданий Государственной Думы в 2015 году были подготовлены к изданию следующие рукописи:

«Законодательное обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды»;

«Правовое регулирование государственного стратегического планирования в горнодобывающих отраслях»;

«Международные аспекты водного законодательства».

И в заключение следует отметить, что значительный объём работы Комитет выполняет в рамках выездных мероприятий.

Так, Депутаты – члены Комитета приняли участие во многих научно-практических конференциях, форумах, конгрессах, семинарах, совещаниях и иных мероприятиях, затрагивающих вопросы ведения Комитета.

К числу наиболее значимых из них требуется отнести:

1. Заседание Коллегии Минприроды России «Об итогах за 2014 год и планах на 2015 год»;

2. Конференция «Экологический аудит – новая роль в области охраны окружающей среды» (г.Ялта);

3. VII Невский экологический конгресс 29 мая 2015 года, г. Санкт-Петербург;

4. VI Международный форум «Экология» , Санкт-Петербург;

5. Пресс-конференция ко Дню эколога и мероприятиям по проведению Всероссийской эколого-патриотической акции «Закладка березовой рощи Героев в Парке Победы на Поклонной горе» 4 июня 2015 года, г.Москва;

6. Первый Всероссийский экологический детский Фестиваль «Экодетство» 5 июня 2015 года, г.Москва.

7. Всероссийское совещание «Основные итоги работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2014 году и задачи на 2015 год;

8. «Круглый стол» на тему «Укрепление роли Российской Федерации в решении трансграничных экологических вопросов на Каспии»;

9. 9-ый Международный форум по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике ВэйстТэк;

10. Заседание «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение и правоприменительная практика по защите и санитарной безопасности лесов в России (Торгово-промышленная палата РФ);

11. 12-ый Российский Нефтегазовый Конгресс и MIOGE;

12. Итоговая Коллегия Росрыболовства;

13. ХII Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» , Тверская область;

14. Конференция «Обеспечение экологической и промышленной безопасности в условиях роста финансовой нагрузки на бизнес» (Торгово-промышленная палата РФ);

15. Коллегия Росводресурсов «Об итогах работы в 2014 и задачах на 2015 год»;

16. Форум «Великие реки» (Нижний Новгород);

17. Совещание «Совершенствование системы водоснабжения и водоотведения на территории Крымского федерального округа» (г.Алушта);

18. «Круглый стол» «Экологическое регулирование в условиях переходного периода социально-экономической интеграции в Крыму в связи с необходимостью соблюдения на его территории природоохранного законодательства Российской Федерации»;

19. Японо-Российский семинар по вопросам городской среды «Жизнеспособный умный город и окружающая среда. Обмен японским опытом и технологиями».

20 Заседание секции недропользования и экологической безопасности Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ;

21. Заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики;

22. Заседание Совета по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (г.Нижний Новгород);

23. II Международная конференция«Рыболовство в Арктике: современные вызовы,международные практики, перспективы»в рамках 16-ой Международной рыбопромышленной выставки«Море. Ресурсы. Технологии – 2015» (г. Мурманск);

24. VII Международный форум «АТОМЭКСПО», (г.Москва, Гостиный двор);

25. Вторая Международная конференция по обеспечению роста инвестиций в России «ИнвестРос» на тему «Стимулирование привлечения инвестиций в разведку и разработку месторождений твердых полезных ископаемых»;

26. 15 съезд старателей России;

27. Экологический форум по ЦФО по обсуждению проблем переработки и захоронения отходов, охраны лесов и водных ресурсов;

28. Акция «Посади Рощу Ста Слов» в рамках программы «Миллион деревьев;

29. II научно-практическая конференция «Биотехнические аспекты развития современного пчеловодства»;

30. Форум по проблемам экологической безопасности (г.Екатеринбург);

31. Заседание «круглого стола» «Наилучшие доступные технологии по переработке и утилизации отходов – на службу экологии» в Общественной палате РФ;

32. «Круглый стол» на тему «Новые концептуальные решения в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (Республика Башкортостан);

33. Конференция «Вопросы захоронения радиоактивныхотходов в странах с развитой ядерной энергетикой»(Норвегия);

34. XII Международная научно-практическая конференция «Новые идеи в науках о Земле»;

35. Заседание «круглого стола» «Участие общественности в решении задач по обращению с отходами производства и потребления в свете закона о наилучших и доступных технологиях»;

36. Заседание Рабочей группы по вопросу снятия административных барьеров в сфере недропользования в Минприроде России;

37. Заседание Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

38. Межрегиональный экологический форум «Бизнес и среда обитания» (г.Липецк);

Проделана, безусловно, большая работа. Тем Не Менее также с уверенностью можно утверждать, что дальнейшая деятельность Комитета будет организована не менее эффективно, исходя из тех вызовов, какие стоят перед нами сегодня, в целях обеспечения рационального природопользования и экологической безопасности Российской Федерации.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля