Последние новости

Реклама

Людмила Чурсина: Играю сердцем и душой

Крым знаменитая актриса посетила в рамках благотворительного героико-исторического тура по городам-героям России со спектаклем Русского национального балета «Кострома» «Домой, с Победой!».

- Получаю огромное удовольствие от работы с замечательным коллективом, от встреч с ветеранами, молодёжью! — восторженно поделилась Людмила Алексеевна переполняющими её чувствами. — Где, как не на крымской земле, вспомнить «Заклинание» Максимилиана Волошина: «Из крови пролитой в боях,/ Из праха обращённых в прах,/ Из мук казнённых поколений,/ Из душ, крестившихся в крови,/ Из ненавидящей любви,/ Из преступлений, исступлений — / Возникнет праведная Русь./ Я за неё за всю молюсь…»? Мы все молимся на святую праведную Русь, которая «святится в ярых битвах, в безумных плавится молитвах». Данные строки написаны в 1920 году в Коктебеле, который для всех нас стал Меккой поэзии, искусства, культуры. Недавно об этом посёлке режиссёр Андрей Осипов снял замечательный документальный фильм «Коктебельские камешки», за который я готова стать перед ним на колени — так бережно, с такой любовью воспроизвёл он дух неизбывного прошлого, питающий нас своим величием, мощью, сочетающимися с пронзительной лиричностью.

- Трудно найти представителя вашей профессии, который не снимался бы в Крыму. Вы — не исключение?

- К сожалению, снималась в Ялте только в одном фильме — фантастической мелодраме «Туманность Андромеды», где сыграла врача звездолёта. Для земных сцен выбрали пионерский лагерь «Артек». Впечатлений хватило надолго.

- Говорят, вы не собирались становиться актрисой, о чём обычно мечтают все красивые девочки.

- Да, в школе я увлекалась точными науками и собиралась строить самолёты. Что касается красоты, то это не главное для актёрской профессии. Не хотелось бы говорить банальности, тем не менее намного важнее, как сейчас говорят, харизма — сильная энергетика, внутренний темперамент. Наверное, из этого складывается богом данный талант.

- А как же попали в творческий вуз?

- Благодаря подружке, мечтавшей стать артисткой. За компанию с ней из Великих Лук, где тогда жила наша семья кадрового военного, и отправилась в Москву. Подала документы сразу в три театральных вуза — ГИТИС, ВГИК и Театральное училище имени Щукина. И, на удивление, прошла отборочный конкурс во все три. Выбрала «Щуку».

- Обычно всенародная слава приходит к театральным актёрам после съёмок в кино. У вас также так было?

- Да, я не исключение. Сыграв интересные, значительные роли на театральной сцене, посчастливилось попасть в картину Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» в начале далёких шестидесятых годов прошлого века. Моими партнёрами в нём были Леонид Куравлёв, Юрий Никулин, Василий Шукшин. Можете себе представить, с каким восхищением я, самая юная в этой компании, смотрела на этих уже известных артистов. Потом были небольшие роли в фильмах «Утренние поезда», «Две жизни», «На семи ветрах». Конечно, хотелось большего.

- Как городская девушка справилась с ролью казачки Дарьи в «Донской повести» по рассказам Михаила Шолохова — драматической истории  красноармейца, не простившего жене предательства светлых народных идеалов, собственноручно расстрелявшего её, отдавшего их грудного ребёнка в детский дом и отправившегося воевать с белыми?

- Очень трудно было. В душе моей героини переплелись узлом, который невозможно распутать бескровно, любовь, отчаяние. Её сжигало пламя ненависти. Партнёром совсем зелёной студентки четвёртого курса стал Евгений Павлович Леонов, давший мне так много в самом начале творческого пути! С пониманием отнёсся режиссёр Владимир Фетин — дал мне десять дней, чтобы «обабиться».

- Эта роль положила начало целой серии ярких женских образов — Виринея, Журавушка, Анфиса в «Угрюм-реке»…

- Отношения с ролью в фильме «Журавушка» по повести Михаила Алексеева «Хлеб — имя существительное» у меня были сложные. Она получилась только после того, как поняла, что верность, умение ждать и быть преданной — самый большой женский подвиг. Журавушкой ласково называл мою героиню муж, который не вернётся к ней с войны, тем не менее она будет продолжать ждать его. Красивая, желанная и для других мужчин. Тем Не Менее суть её натуры — однолюбие, она не могла слукавить душой и сердцем. Данную работу оценили — дали Государственную премию РСФСР и приз Международного кино- фестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую женскую роль. Каждый женский образ помогал мне раскрыть и свою душу.

- Зрители запомнили вас рязанской крестьянкой Татьяной в фильме «По Руси», Любовью Яровой в одноимённом фильме, фрейлен-ефрейтором в картине «Щит и меч». Трудно было после них играть царственных особ?

- Екатерину I в картине Митты «Арап Петра Великого» играть было тяжело физически: головной убор весил шестнадцать килограммов, а платье со всеми атрибутами — вдвое больше. И во всём этом надо было непринуждённо, величаво и легко расхаживать. Что же касается разноплановых ролей — на то ты и актёр, чтобы мастерски перевоплощаться из крестьянки в императрицу. Я и Екатериной II была, и императрицей Марией Фёдоровной, и княгиней Ольгой. Дело ведь не в короне — это лишь внешний атрибут. Главное — душевное состояние женщины, сидит ли она на троне, работает ли дояркой.

- У вас ведь есть и военные фильмы?

- Да, начиная с замечательной картины Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», где снимались Лариса Лужина, Вячеслав Тихонов, а мы со Светланой Дружининой, ныне известным режиссёром, играли санитарок. В «Прорыве» играла лейтенанта, в картине «Весна на Одере» по роману Казакевича была уже майором медицинской службы. А в «Открытой книге» по роману Каверина возросла до полковника медицинской службы.

- Вы много лет служите в Центральном академическом Театре Российской армии. Чем он отличается от всех остальных?

- Тем, что в нашу обязанность входит обслуживание войск. Много ездим, бывали в горячих точках: дважды в Афганистане, в самые сложные годы — в 1984-м и 86-м, в Чечне. Ставим спектакли о жизни военных. К 70-летию Победы выпустили премьерную постановку «Судьба одного дома», в основе которой сразу несколько произведений о войне — Гроссмана, Астафьева, Некрасова, Быкова. В нём нет победных реляций. Это рассказ о том, каким был путь к Великой Победе. Ставим разные спектакли — и по классическим, и по современным произведениям отечественных и зарубежных драматургов. Я занята ещё в трёх постановках режиссёра Александра Бурдонского: «Та, которую не ждут» по пьесе Алехандро Касона «Утренняя фея», «Элинор и её мужчины» по мотивам пьесы Джорджа Голд­мена «Лев зимой» и «Игра на клавишах души» по пьесе  Нино Харатишвили «Лив Штайн».

- Вы активно снимаетесь, не брезгуя сериалами, тем не менее, думаю, делаете строгий отбор ролей?

- Вы правы. Играю только то, что интересно, что доставляет удовольствие. Мне не стыдно за роли в сериалах «Горячев и другие», «Другая жизнь», «Надежда уходит последней», «Дом на Английской набережной», «Юбилей», «Маргоша», «Осенние цветы». Часто соглашаюсь сниматься из-за партнёров. В «Интернах» было интересно встретиться с Иваном Охлобыстиным. В «Как выйти замуж за миллионера» и «Так не бывает» — с Александром Михайловым. Главное — каждую роль играть сердцем и душой.

Досье

Народная артистка СССР и РСФСР Людмила Алексеевна Чурсина родилась 20 июля 1941 года. Окончила театральное училище им. Б. В. Щукина. С 1984 года работает в Театре Российской армии. В кино первая главная роль — в «Донской повести». Слава пришла после успеха картин «Журавушка», «Виринея», «По Руси», «Угрюм-река». Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы народов, Почёта. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля