Последние новости

Реклама

Счётная палата Российской Федерации проверила «оптимизацию» в сфере здравоохранения, изучив исполнение соответствующих соглашений между минздравом и органами исполнительной власти регионов. Проверка показала, что основные цели «оптимизации» сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не достигнуты: ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло. Ситуация в здравоохранении неуклонно ухудшается.
Минус 359 медучреждений

Как сообщил выступивший на коллегии с докладом аудитор Счётной палаты Александр Филипенко, планирование мероприятий по «оптимизации» проводилось каждым регионом самостоятельно при отсутствии единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих медицинских организаций, расчёта потребности в объёмах медицинской помощи по профилям и необходимых ресурсов. По сравнению с 2014 годом установлен рост дефицита средств территориальных программ за счёт консолидированного бюджета региона. В 2014 году дефицит был выявлен в 59 регионах в размере 102 млрд. рублей, а в 2015 году — в 62 регионах в размере 127 млрд. рублей, в том числе по 5 регионам, не являющимся дотационными.

По информации, представленной всеми регионами, под мероприятия по «оптимизации» подпадают 952 медицинские организации, из которых за 2014—2018 годы предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 году в мероприятиях по «оптимизации» участвовали 359 медицинских организаций, из которых были ликвидированы 26, а 330 потеряли свою самостоятельность. В 2015 году реорганизации подвергнутся 472 медицинских учреждения. До конца 2018-го планируется закрыть ещё 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций — на 7,2%. Кроме того, до 2018 года регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики.

И хотя окончания «оптимизации» ещё ждать три года, её предварительные итоги уже можно подвести и сейчас: сокращение медицинских организаций ведёт к дезорганизации медицинской помощи населению. Так, аудиторы выявили факты ограничения доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи сельским жителям. Согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры(!), из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. При этом 35% населённых пунктов не охвачены общественным транспортом. А 879 малых населённых пунктов вообще не прикреплены ни к одному ФАПу или офису врачей общей практики! Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) не имеют мобильных медицинских бригад. Кстати, в 2014 году на 1,43 млн. вызовов «Скорая» ответила отказом (в 2013 году статистика зафиксировала 1,16 млн. отказов в вызове «скорой»).

Александр Филипенко привёл конкретный пример практической недоступности медицинской помощи в ряде населённых пунктов Забайкальского края, куда не вызовешь врача или «скорую». «Чтобы доехать до села Молодовское, «скорой» необходимо более 2 часов», — рассказал аудитор. А сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в два и более раз. Например, в Пензенской области больные вынуждены ожидать оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем 20 дней. Речь идёт об ожидании приёма врачей — кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.

Проверка также показала, что в ходе «оптимизации» регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя данные виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. По информации на конец 2014 года, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов сокращено 33757 коек. При этом сокращение коек районных больниц создаётся интенсивнее, чем в областных. В результате таких действий коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствует потребностям населения.

17 с половиной тыс. населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры(!), из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. При этом 35% населённых пунктов не охвачены общественным транспортом.

«Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тысячи человек», — констатировал Александр Филипенко. Более того, в связи с ограничениями транспортной доступности в ряде регионов, например в Пензенской области, были установлены случаи вынужденной госпитализации в обычное терапевтическое отделение больных с тяжёлыми заболеваниями, требующими интенсивного лечения (например, инсульт), что, в свою очередь, привело к росту внутрибольничной летальности.

Согласно результатам проверки, рост внутрибольничной смертности был отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных. В целом же внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%, а по данным федерального статистического наблюдения, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 году умерло на 17,9 тысячи больных больше, чем в 2013 году. Кроме того, в 2014 году отмечен рост числа умерших на дому, что свидетельствует о нарушении принципов маршрутизации пациентов. Число пациентов, умерших на дому, в 2014 году по сравнению с аналогичным показателем за 2013 год выросло в Липецкой области на 1965 человек, в Московской области — на 1519, в Орловской области — на 580, в Архангельской области (без автономного округа) — на 544, в Республике Дагестан — на 518, в Кабардино-Балкарской Республике — на 1120, в Республике Северная Осетия — Алания — на 2157, в Чеченской Республике — на 1862, в Республике Татарстан — на 1425, в Тюменской области (без автономного округа) — на 17, в Республике Хакасия — на 608, в Забайкальском крае — на 197, в Омской области — на 235.

И на общероссийском уровне уже проведённая «оптимизация» не привела к запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на 1000 человек по итогам 2014 года смертность населения, по данным Росстата, составила 13,1 на 1000 человек. Если сравнивать показатели января—февраля 2015 года с аналогичным промежутком времени 2014-го, то рост смертности населения составил 2,2%.

Весьма примечательно, что рост смертности происходит на фоне роста объёма платных медицинских услуг: в 2014 году их было оказано на 24,2% больше, чем в 2013 году. «В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», — подчеркнул аудитор. К тому же население по-прежнему остаётся плохо информированным о том, какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно, а какие — за плату.

Рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более.

Сокращение медперсонала

Проверка Счётной палаты подтвердила, что в ходе «оптимизации» проводится активное сокращение численности медработников, хотя минздрав периодически пытается это опровергать. «В ходе оптимизации сети мы отмечаем продолжающееся сокращение медработников. По информации Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства — около 140%», — отметил Александр Филипенко.

Сокращение медицинских работников в регионах проводится бездумно, без предварительного планирования и учёта возможных последствий. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей — их уволили по стране более 19 тыс. человек (без учёта врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа).

В ходе проверок аудиторы предложили властям регионов определить общую потребность во врачах и в среднем медицинском персонале. Оказалось, что на местах не хватает 55 тыс. врачей и 88 тыс. медицинских работников среднего звена. Выходит, что сокращения идут, несмотря на дефицит кадров? «Реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуются анализ проводимых кадровых мер и по итогам возможная их корректировка», — констатировал аудитор.

8-часовой рабочий день как мечта

В качестве одного из главных аргументов для проведения «оптимизации» всегда называется рост зарплаты медработников. По информации минздрава и органов исполнительной власти регионов, в 2014 году для повышения заработной платы медицинских работников было дополнительно направлено 3,28 млрд. рублей, полученных от реорганизации неэффективных медицинских организаций. Звучит вроде бы солидно, но на самом деле, как выяснила Счётная палата, названная сумма составляет всего лишь 0,5% от общего фонда оплаты труда медицинских работников.

И, как было отмечено на коллегии, на уровень зарплаты медработников гораздо большее влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. «Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более», — пояснил Александр Филипенко.

Но и это ещё не все результаты деятельности «оптимизаторов». Из-за дефицита врачей сегодня высок процент не только внутреннего, тем не менее и внешнего совместительства. При этом в ряде регионов стоимость трудочаса внешнего совместителя выше, чем стоимость трудочаса врачей, работающих по основному месту работы.

«Немедленно остановить реформу здравоохранения!» — с таким требованием выступают сегодня немало здравомыслящих политиков и специалистов в области медицины. Данные результатов проверки, какие опубликовала Счётная палата РФ, делают это требование ещё более актуальным и оправданным.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля