Последние новости

Реклама

В ожидании...

Больные выстраиваются ранним утром перед зданием лечебных заведений, чтобы сдать необходимые анализы. Некоторые стоят сразу в нескольких очередях. Двигаются последние медленно. Желающим попасть на приём к терапевту приходится не легче. Они также вынуждены ждать в душных коридорах час, два, три... Причём между собравшихся есть и те, кто пришёл без талончика, с явными признаками недуга на лице, так как по телефону им было отказано в вызове врача на дом — докторов не хватает (нынче время такое — все болеют) или поздно спохватились, а больничный нужен; и те, кто уже идёт на поправку; и вполне себе здоровые жители городов, которым необходимо получить направление либо к профильному специалисту — уж такой новый порядок, либо на определённое обследование.

С такой ситуацией сталкивались уже, думается, на практике все жители Крыма. Да, мы знаем не понаслышке, что поход в поликлинику нынче занимает полдня, и там мы столкнёмся с недовольством, возмущениями, руганью, а порой и нецензурной бранью и новой подхваченной инфекцией. Чем вызвана столь возмутительная ситуация и когда же она разрешится, мы попытались выяснить непосредственно у руководителей лечебных заведений и в Министерстве здравоохранения Республики Крым.

Операция «Прикрепление»

Лишь недавно схлынула волна людей от регистратуры поликлиник, где они выстраивались в длинные очереди, чтобы прикрепиться к лечебному учреждению, действуя по принципу: кто первый встал, того и тапки. Опасения их понятны — у каждой поликлиники есть своя  мощность, вдруг откажутся принимать твои документы, так как уже набрали необходимое количество людей и новые территориальные участки больше создавать нельзя? Но это мы пережили в январе, сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, ажиотаж спал.  
- Мы продолжаем прикреплять к нашему лечебному учреждению жителей крымской столицы, —  рассказал нам главный врач Симферопольской клинической больницы Алексей Калиниченко. — Раз в год они имеют право его выбора. В регистратуре у нас открыто отдельное окно для этой процедуры, несколько сотрудников занимаются оформлением документов — регистрацией сведений с ксерокопий паспорта, СНИЛСа, полиса обязательного медицинского страхования, заявления гражданина, все они заносятся в единую базу данных. В холле мы поставили несколько столов для заполнения граф бланка. Очередь у регистратуры образуется иногда при наплыве пациентов. Мы каждый день мониторим данную ситуацию: я получаю сводку с указанием количества взрослых, детей, железнодорожников (раньше учреждение обслуживало только их), прилегающего к больнице населения, зарегистрировавшихся у нас. Нагрузка на одного участкового терапевта составляет от 1500 до 2000 человек. Если мы приняли это число людей, ставим вопрос о формировании нового территориального участка. Так будет, пока мы не наберём согласно мощности нашего медучреждения желающих у нас лечиться симферопольцев.

На пациента — 10 минут, на документы — 15

- Это какой-то ад, а не поликлиника! — так закончила свою длинную историю моя подруга Ольга. Ей была показана операция. Перед непосредственным оперативным вмешательством надо было пройти обследование амбулаторно. Чтобы получить направление к кардиологу, она простояла в очереди к терапевту несколько часов. После этого слегла с высокой температурой, хотя пришла в поликлинику совершенно здоровой. А тут Новый год на носу и запланированная задолго поездка в Мурманск. Так она и полетела к родственникам с двумя пересадками, плохими самочувствием и настроением. Такие ситуации сейчас — не редкость. Что это за новый порядок в лечении больных и почему всё-таки в кабинете терапевта посетители проводят не 15 минут, как положено, а значительно дольше?
- Очереди к терапевту в крымских поликлиниках появились с введением новой медицинской документации, — объяснил нашему корреспонденту исполняющий обязанности заведующего терапевтическим отделением №1 симферопольской поликлиники №4 Игорь Бойко. — После Нового года между лечебными учреждениями города были заключены договоры на предмет направления пациентов.

Игорь Андреевич показал, как выглядит специальная форма №057-у04, заполняемая терапевтом для направления больного на обычное биохимическое исследование. Увидев количество полей в ней, сразу стало понятно, на что тратят так много времени  специалисты. Помимо стандартных «ФИО, дата рождения, адрес, место работы, должность пациента», там следует указывать наименование медучреждения, номер страхового полиса, СНИЛСа, код льготы, код диагноза, обоснование направления. Украинский аналог такого документа выписывали за 2-3 минуты, ставили печать врача и штамп поликлиники, российская же форма намного сложнее. Кроме того, в её заполнении участвует не только  участковый врач, но и заведующий отделением.
- Сейчас на осмотр пациента у врачей уходит 10 минут, а на оформление документов — 15 минут, итого — 25 минут, — констатирует Алексей Калиниченко. — Кроме того, терапевты с 1 января обязаны заполнять и сдавать статистические талоны — своего рода отчёты о проделанной работе. Их подают в статистику, а оттуда — в Фонд обязательного медицинского страхования. Врачи пока осваивают стандарты ведения новой медицинской документации. Это временная проблема, скоро данный процесс будет доведён у них до автоматизма и сроки приёма пациентов сократятся. Мы также работаем и над модернизацией этой процедуры.

«Маршрут» пациента

...по лечебным заведениям и специалистам определён на официальном уровне и является трёхуровневым, подчеркнул главный врач Симферопольской клинической больницы. Больной должен начинать своё лечение с приёма у участкового врача-терапевта или семейного врача. Он может назначить ему прохождение базовых анализов, диагностических исследований, поставит диагноз и подберёт лечение. И только в случае специфических проблем направит на дальнейшее обследование к специалистам.
- Такой порядок был установлен и раньше, но не все строго его придерживались, — замечает глава больницы. — Если человек впервые столкнулся с проблемой, то терапевт поможет ему выявить её причины. Если же пациент по характерным симптомам понимает, что у него идёт обострение его хронического заболевания, он может напрямую обратиться к узкому специалисту, у которого стоит на учёте, и получить консультацию. Для планового же оперативного лечения обследование следует проходить на догоспитальном этапе (ранее, отметим, можно было лечь в больницу и без предоставления результатов анализов, их делали непосредственно в медучреждении). Врач, который выдаёт вам направление (с указанием диагноза, лечебного учреждения и других данных) на госпитализацию, должен информировать о сроке годности выполненных анализов. Всё это позволяет сократить предоперационный койко-день — важный показатель для хирургических стационаров. Ведь оплата от фонда ОМС поступает по факту оконченного клинического случая.

Сроки оказания (ожидания) медицинской помощи очертила заведующая отделом организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения РК Ирина Гончарова. Таким образом, приём врачей-специалистов, проведение диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме выполняется в промежуток времени не более 10 рабочих дней. Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях должно занимать не более 30 рабочих дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. 

Больной — враг здорового

На мой вопрос, почему больные и здоровые люди стоят в одной очереди к терапевту, Алексей Калиниченко объяснил, что в его лечебном учреждении организован процесс фильтрации пациентов: больные с симптомами ОРВИ после обращения в регистратуру направляются в отдельный кабинет. Хорошо бы руководителям других поликлиник принять на вооружение такую процедуру изоляции здоровых от больных. Ирина Гончарова, завотделом Минздрава, подтвердила, что приём пациентов с высокой температурой, острой болью, нуждающихся в экстренном оказании медпомощи и льготных категорий граждан (инвалиды, участники ВОВ, боевых действий) осуществляется вне очереди.
- Наша поликлиника обслуживает 102 тысячи населения Симферополя, — так начал объяснять ситуацию с очередями Владимир Гутянко, главный врач симферопольской поликлиники № 4. — Это жители микрорайонов Хошкельды, Каменка, Белое, с первого по восьмой, Загородный, улицы Белы Куна, Кечкеметская, Гагарина, Ракетная, бульвар Ленина. Конечно же, сейчас, в пик заболеваемости ОРВИ, нагрузка на терапевтов возросла в несколько раз. Наплыв людей в поликлинике объясняется ещё и тем, что с внедрением в Крыму системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации наши жители решили: медобслуживание теперь стало бесплатным, пора наконец-то поправить здоровье. Основная часть больных приходит на приём к врачам утром, после обеда их количество значительно снижается. Надо также учитывать и категорию так называемых «постоянных клиентов», то есть тех пожилых людей, какие приходят к нам чуть ли не каждый день и, простите, по поводу и без него. В январе была ещё небольшая загвоздка с «розовыми талонами» (документ, позволяющий пройти лечение в столичных медучреждениях России), но в Министерстве здравоохранения РК её быстро решили, сейчас всё налажено.

Есть свет в конце тоннеля?

Неплохо налажена система обслуживания пациентов в медучреждениях других субъектов страны. Наши соотечественники на материке рассказывают, что очередей в поликлиниках у них, как правило, нет. «Просто с медстраховкой приходим к врачу и всё», — передала слова сына, уже долго проживающего в Санкт-Петербурге, моя знакомая. Существенно упрощают систему записи к врачам электронные терминалы, установленные во многих лечебных учреждениях России. Появятся ли у нас такие или проблема очередей в них будет решена другим образом, спросила я у заведующей отделом организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи профильного министерства Ирины Гончаровой.
- В настоящее время во многих крымских поликлиниках приём пациентов осуществляется в четырёх вариантах: по талонам, путём предварительной записи в электронной системе, по самостоятельной записи и в телефонном режиме. При этом вся необходимая информация должна быть доступной для пациентов, опубликована на сайтах учреждений и размещена в больницах на видных местах, — рассказала нам она.

Что ж, пока что на всех видных местах в поликлиниках развешаны объявления: «На приём к врачу при себе иметь: паспорт, СНИЛС, полис ОМС». Ситуацию с очередями в учреждениях здравоохранения помимо уже названных выше Ирина Гончарова связывает и с появлением льгот и новых социальных гарантий у крымчан согласно российскому законодательству. Между них: выписка бесплатных лекарств льготным категориям граждан, бесплатное медицинское обслуживание в стационаре, улучшение условий лечения и питания пациентов, появление дополнительных социальных льгот у пенсионеров-инвалидов.
- Кроме того, сказывается и кадровая ситуация с нехваткой медицинских работников. Таким образом, укомплектованность терапевтами в поликлиниках составляет от 75 до 80% от необходимого, — сообщила сотрудник Минздрава.

Безусловно, на решение всех проблем потребуется время, мы это должны понимать. Остаётся лишь запастись терпением в ожидании приёма у врача.

На заметку

Какие документы необходимы для прикрепления к поликлинике?
- Заявление.
- Свидетельство о рождении (с 14 лет — паспорт) + копии.
- Полис ОМС + копия.
- СНИЛС (при наличии) и паспорт родителя (если прикрепляете ребёнка) + копия.

Оксана ПАВЛЕНКО.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 17 марта 2015 | Разделы: Здоровье
Метки: ожидании
17 марта 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля