Последние новости

Реклама

Московские коммунисты поздравили с юбилеем тренера по фигурному катанию Е.А. Чайковскую

Наверно, многие помнят великолепные стихи, написанные поэтом Николаем Добронравовым для песни, родившейся в год московской Олимпиады-80. Они, как нельзя лучше, характеризуют человека, о котором пойдет речь. В своей жизни она своим самоотверженным трудом достигла многого. Выдающийся тренер по фигурному катанию. Советская спортсменка (фигурное катание), мастер спорта (1957), заслуженный тренер СССР (1970), балетмейстер (в 1964 окончила ГИТИС им. А.В. Луначарского). Чемпионка СССР (1957). Сегодня, 30 декабря 2014 года Елена Анатольевна Чайковская, один из самых знаменитых тренеров по фигурному катанию отмечает свой юбилей.
Девочка родилась в актерской семье. И её мать - Татьяна Михайловна Гольман, и её отец - Анатолий Сергеевич Осипов были актерами театра им. Моссовета. Как многие дети актеров, маленькая Лена все свободное, да и несвободное время проводила за кулисами, присутствовала почти на всех репетициях, знала не хуже иных актеров их роли. Сама Лена в детстве снималась в кино и участвовала в спектаклях театра, где работали её родители. За три года она снялась в семи фильмах, в том числе, в популярном в послевоенные годы фильме "Машина 22-12", где она играла вместе с отцом.

Кроме театра Леночка Осипова была без ума от спорта. Её увлечение фигурным катанием поначалу было вынужденным: когда из глухой деревеньки в Казахстане, куда мать Лены - немка по происхождению - была отправлена в первые же дни после начала войны вместе с тысячами других немцев,  девочка вернулась в Москву, врачи обнаружили у неё затемнения в легких. Ей рекомендовали больше времени проводить на свежем воздухе, в особенности зимой. Тогда отец привел её на каток Стадиона юных пионеров, знаменитого СЮП, где она стала заниматься у Татьяны Александровны Толмачевой-Гранаткиной, которая сама была семикратным чемпионом СССР в одиночном катании и восьмикратным чемпионом в паре с Александром Толмачевым. Так начался победный путь будущего великого тренера.

Татьяна Александровна Толмачева была одним из тех, кто стоял у истоков современного фигурного катания в Столице России. Почти все её ученики стали успешными спортсменами, а затем выдающимися тренерами. И сегодня многие из них продолжают работать, передавать знания, секреты следующему поколению фигуристов. Между них -  Елена Анатольевна Чайковская. Значит: не прерывается связь времен.

Школа - театр – каток, в такой треугольник укладывалась жизнь юной Лены. Однако постепенно именно каток стал вершиной треугольника, где девочку ожидал успех. Артистичная, музыкальная и пластичная девочка несколько раз побеждала в чемпионатах страны по одиночным танцам, а в 1957 году победила всех своих соперниц на чемпионате Советского Союза.

Когда была окончена школа, надо было решать, в какой институт поступать. И Лена выбрала ГИТИС, балетмейстерский факультет. И это несмотря на то, что при поступлении между именитых танцовщиков и танцовщиц она выглядела "белой вороной". И все-таки после собеседования с народным артистом СССР Ростиславом Захаровым её приняли, возможно, в качестве участницы эксперимента по подготовке первого в стране балетмейстера для ледовых балетов. Учеба в вузе требовала полной самоотдачи, и с активным, соревновательным спортом, Лене пришлось расстаться. Факультет, где когда-то она училась, существует и по сей день. И возглавляет его профессор Елена Анатольевна Чайковская.

Елена Анатольевна Чайковская как тренер начала работать в 1964 году. За более чем пятидесятилетнюю тренерскую практику Елена Анатольевна Чайковская воспитала многих мастеров спорта - международного класса, заслуженных. Её ученики входят в когорту чемпионов и призеров первенств мира, Европы, нашей страны, олимпийских игр. Между них – танцевальные пары Людмила Пахомова и Александр Горшков, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, Марина Зуева и Андрей Витман, одиночники – Владимир Ковалев, Мария Бутырская, Владимир Котин и другие.

- "У меня профессия, которой раньше в мире не было, – говорит она о себе. - Я - тренер. Такого слова во многих языках мира нет. И даже в русском языке оно - применительно к нам, тренерам - является неточным. Неполным. Только частично отражающим ту насыщенность, ту ёмкость понятия, какие скрываются за ним...

Чем больше и дольше работаешь, чем выше поднимаются твои ученики, чем больше характеров и судеб пропускаешь через себя, через свою жизнь и свою судьбу, чем больше растворяешься в других, чтобы в конце концов вобрать их в себя, отдать им себя, чтобы вырасти и дальше подниматься с ними и без них, тем больше понимаешь, в какие глубины профессии погружаешься и как много она требует, и на какие маленькие радости и большие заботы обрекает. Все видят минуты тренерской радости, никто не видит тренерские слезы, невидимые миру слезы тренера... Нет в этой фразе никакой рисовки. Есть только суровая тренерская жизнь, когда проводишь на льду до двенадцати часов. Когда даже в ночное время слышишь музыку и поднимаешься, чтобы записать мелькнувшее во сне "па". Когда каждый день - борьба. Не против, а за - за свой стиль, за свое видение спорта и искусства, за своих учеников..."

Одной из первых Чайковская стала тренировать спортивную пару Татьяну Тарасову и Георгия Проскурина. К сожалению, на самом деле у подножья пьедесталов чемпионата мира и Европы партнерша получила серьезную травму, вынуждена была оставить активный спорт, однако стала впоследствии известным тренером, воспитавшим многих чемпионов.

А первыми, кто сумел вместе со своим тренером стремительно пройти путь и подняться на высшие степени самых крупных соревнований были танцоры Людмила Пахомова и Александр Горшков, какие вместе с Чайковской создали неповторимый стиль русского танца на льду. Именно благодаря им танцы стали олимпийским видом спорта. Они же были первыми, кому в 1976 году в австрийском городе Инсбруке были вручены первые в истории золотые олимпийские награды. Танго «Кумпарсита» стало визитной своеобразной карточкой этой советской танцевальной пары и вошло в историю фигурного катания. Через четыре года их успех был повторен другими учениками Чайковской Натальей Линичук и Геннадием Карпоносовым, какие были абсолютно не похожи на своих старших товарищей. Тренер сумела вновь создать и для них совершенно новый почерк, новый стиль.

Одиночник Владимир Ковалев стал первым российским чемпионом Европы в 1975 году. Дважды данный фигурист был чемпионом мира, добывая это звание в борьбе с лучшими фигуристами Германии, Англии, США, Канады, а на Олимпиаде 1976 года он сумел завоевать серебряную медаль.

Во второй половине 1990-х годов к Чайковской пришла неудачница чемпионатов одиночница Маша Бутырская, которая через год она стала чемпионкой Европы, а затем и первой в истории россиянкой - обладательницей золотой медали чемпионата мира в1999 году. Это время стало годом абсолютного рекорда для сборной команды России - все четыре золотые медали на чемпионате мира завоевали наши спортсмены.

В то время как многие ведущие тренеры из бывшего СССР отправились искать счастья за пределы России и других стран СНГ, Елена Анатольевна осталась в Столице России и вложила всю свою энергию, весь свой творческий дар в возрождение и укрепление тех блестящих позиций, какие были созданы несколькими поколениями фигуристов нашей страны. Вместе с Еленой Чайковской начал работать ещё один её ученик - Владимир Котин. Четыре раза он завоевывал серебряные медали чемпионатов Европы, участвовал в двух Олимпийских играх, что уже само по себе является достижением для любого спортсмена.

Он был таким выдающимся, ярким исполнителем на льду, что его произвольные программы и по сей день пытаются копировать многие одиночники. После короткой, однако яркой карьеры профессионального артиста в балетах на льду Владимир Котин вернулся в школу Чайковской уже в качестве её ближайшего помощника. Их общий труд привел к великолепным результатам.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов Елена Чайковская участвовала в создании ледовых спектаклей для нескольких трупп профессиональных фигуристов и цирков на льду. Детский балет "Вундеркинды России" под руководством Чайковской в течение нескольких лет выступал на ледовых сценах России и Европы, заражая энтузиазмом тысячи юных спортсменов.

Переключение своего таланта с чистого спорта на искусство помогло ей совершенно по-новому взглянуть на многие творческие процессы в спорте. И это дало возможность Чайковской в течение короткого времени, будучи главным тренером сборной команды России, вдохнуть в неё новую жизнь. Сборная России блестяще выступила на двух зимних Олимпиадах (1994, 1998), каждый раз завоевывая по три золотые медали из четырех. Таких результатов не добивалась ни одна команда в мире.

В Столице России Елена Чайковская организовала школу "Конек Чайковской". Из неё выходят чемпионы. "Конек Чайковской" можно назвать международной школой фигурного катания. Здесь тренируются фигуристы из стран СНГ, Литвы, Польши, совместные сборы проходят с юными спортсменами Италии.

Ее тренерская деятельность высоко оценена. Она награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, несколькими медалями. Правительство Литвы наградило  Чайковскую орденом Святого Гедиминаса.

Вместе со своим мужем – спортивным журналистом Анатолием Михайловичем Чайковским Елена Анатольевна написала несколько книг по истории фигурного катания и целый ряд книг, посвященных воспитанию молодых фигуристов. Три издания выдержал учебник для самых маленьких спортсменов, давно стала библиографической редкостью книга-исповедь "Шесть баллов", где тренер рассказывает о том бесценном опыте, который был накоплен отечественным фигурным катанием, начиная со времен первого русского чемпиона Николая Александровича Панина-Коломенкина.

С днем рождения Вас, Елена Анатольевна! Будьте такой же кипящей, фонтанирующей новыми идеями, новыми творческими подходами ко многим уже, казалось бы, полностью изученным приемам! Новых Вам успехов! Спасибо, что Вы есть!

Подготовлено по открытым материалам.

Над спортивной ареной капризное солнце…
И удача не каждому будет светить…
Вы на бой провожаете Ваших питомцев,
Данный взгляд никогда мы не сможем забыть…

В этом зале Вы нам не читали морали,
Просто место нам всем в Вашем сердце нашлось.
Просто в Ваших глазах мы порою читали
И улыбку, и гнев, и безвыходность слёз…

Всё отдав до конца, трудный день отработав,
Вы о завтрашнем дне начинали мечтать.
Вы — конструктор побед, Королёв наших взлётов.
Мы Вам верим, и, значит, должны побеждать!

Мы уйдём, чемпионы и просто спортсмены…
Вам с другими придется с нуля начинать.
Вы таланту и мужеству знаете цену.
Пусть другие научатся Вас понимать.

Да разве сердцем позабудет
Того, кто желает нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля