Последние новости

Реклама

В настоящее время редечные культуры и хрен выращивают лишь мелкотоварные хозяйства в открытом грунте, редис же создаётся в большом количестве и в тепличных комбинатах. Об этом нашему корреспонденту сообщила заведующая отделом селекции и семеноводства зеленных культур ВНИИ овощеводства, доктор сельскохозяйственных наук Мария Иванова. По её словам, рынок сейчас предлагает в достаточном количестве и репу, и редьку, и брюкву, и редис. В соответствии со спросом.
Увеличение же производства российского хрена сдерживается сейчас ввиду больших затрат ручного труда. Поэтому во многих случаях становится проще завозить его из-за границы. Но Всероссийский научно-исследовательский институт овощеводства и сеть его опытных станций имеют достаточный объём оригинальных семян созданных сортов и гибридов этих культур для воспроизводства.

Мария Иванова предполагает, что значительное снижение посевов репы, брюквы, редиса и редьки произошло в связи с массовым переселением людей из деревень в города. Изменилась и культура питания. Возрос завоз свежих и консервированных овощей в центральные города из южных областей России, вырос также импорт. Ассортимент овощной продукции расширяется и за счёт более ценных видов овощей. 

Станислав Литвинов, директор ВНИИ овощеводства, академик РАСХН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный агроном РСФСР рассказал, что если раньше в России производили 15 - 18 овощных культур, то сегодня в производстве находятся до 80 овощных культур. В мире – до 120. В супермаркетах на сегодняшний день представлены до 25 видов овощей. И это хорошо, правильно, считает профессор. И возвращаться к традиционной репе народ уже не заставишь.

- Зачем возвращаться к репе и брюкве? – недоумевает Станислав Литвинов. - Это же XIX век! У нас уже два века подряд традиционен борщевой набор: капуста, морковка, свекла, картофель, огурцы, томаты. Картошка окончательно вытеснила турнепс. Репка с брюквой могут быть лишь как дополнение, какими бы полезными они ни были – постоянно их есть никого не заставишь. Люди все равно будут питаться тем, к чему привыкли. Расширение ассортимента овощей – потребность культурного общества. Безусловно, я за традиционно русские культуры, тем не менее не за возврат, не за замену, а именно за расширение ассортимента.

Директор ВНИИ овощеводства рассказал, что во всем мире сейчас имеется тенденция возврата к традиционным овощным культурам. Например, в Японии сейчас очень популярна тыква, которая по составу - настоящая аптека для здоровья. Она очень богата витаминами, микро- и макроэлементами, белками, клетчаткой. Японцы едят и корочку, и семечки, и мякоть тыквы. Добавляют её не только в каши, тем не менее и в суп, и в котлеты, и в компоты. Она у них там стала чуть ли не национальным блюдом.

В Московской области можно выращивать многие сорта тыквы. Тем Не Менее вот почему-то крупный производитель и переработчик этого ценнейшего овоща в Подмосковье только один – ЗАО «Совхоз имени Ленина» в Ленинском районе. Да и то тыква там выращивается только для производства сока - до 100 тонн в сезон.

- Тыква в свежем виде никому не нужна, - констатирует Павел Грудинин, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина». - Спрос на свежую тыкву очень маленький. Зачем же тогда её сажать больше, чем нам необходимо для производства сока? Так же у нас в свое время не пошла и капуста брокколи. Люди просто ничего не знают об их пользе. Поэтому и производители выращивают то, что пользуется спросом, и что наверняка потом смогут продать: капусту, свеклу, лук, морковь, картошку, помидоры.

Есть в Московской области ещё одно предприятие, специализирующееся на традиционной, тем не менее не популярной на сегодняшний день сельскохозяйственной культуре. В Хотькове Сергиево-Посадского района компания «Терра» занимается переработкой топинамбура. Эта компания – единственная в России. Объём готовой продукции (сиропы, цукаты, джемы, варенье), которую выпускает данный перерабатывающий завод, – 30 тонн в месяц.

Топинамбур или земляная груша - ценное лекарственное растение, которое по эффективности можно приравнивать к золотому корню. По химическому составу клубни топинамбура сродни картофелю. В отличие от других огородных культур, они не накапливают нитраты, тяжелые металлы, радиоактивные элементы. Земляную грушу можно выращивать даже в черте города и спокойно употреблять в пищу. Это растение не поражают болезни и вредители. Топинамбур неприхотлив, исключительно морозостоек и засухоустойчив.

Если топинамбур не выкапывать, он быстро разрастается. На одном месте земляная груша может расти 30 - 40 лет и более. Из топинамбура готовят салаты, супы, пюре, сиропы, повидло. Жарят и варят, как картошку. Главная ценность топинамбура — инулин, природное биологически активное вещество, состоящее в основном из фруктозы. Помимо этого, топинамбур можно использовать в качестве биотоплива, корма для животных. Из него также создают спирт, причем себестоимость одного литра спирта из топинамбура ниже, чем из картофеля или зерна, из-за высокой урожайности и низких производственных затрат.

В России с советских времен существует ассоциация «Топинамбур». Её президент - заместитель директора по науке компании «Терра», академик Международной академии натуральных продуктов и биотехнологии Николай Кочнев, говорит, что на сегодняшний день проблем со сбытом готовой продукции у предприятия нет. А восемь лет назад, когда переработка только стартовала, наладить сбыт было очень сложно. Только когда вышли на компании, производящие продукцию для диабетиков и различные биодобавки, процесс пошел. Сейчас уже представители сетевых компаний сами выходят на предприятие, заключают договоры. Качественный товар, востребованный покупателями, в рекламе на самом деле не нуждается.

- Топинамбур – очень выгодная для России культура, - считает Николай Кочнев. – Один раз его посадил, и он сам потом растет, на самом деле, как сорняк. Урожай собираем дважды в год. Жаль только, что приспособлений для его уборки нет нигде в мире. Пришлось самим конструировать – переоборудовать комбайны.

Топинамбур для «Терры» выращивается на 100 гектарах в Московской, Белгородской областях и Адыгее. По цене он сопоставим с картофелем. Тем Не Менее попытки торговых сетей торговать им наряду с картофелем не увенчались успехом из-за низкого спроса и сложностей хранения. В ходу сейчас только продукция для диабетиков. Хотя ещё одно предприятие из Краснодарского края, входящее в ассоциацию, успешно использует зеленую массу растения как альтернативное топливо.

Николай Кочнев считает, что возвращение к промышленному производству исконно русских овощей очень даже возможно. И европейские меры играют в данном случае нашей стране на руку. К тому же люди начинают понимать – то, что импортное, красивое и аккуратное – это с большим количеством химии. А в самой Европе-то львиную долю в товарообороте занимает биопродукция – дорогая, тем не менее выращенная без химикатов.

- Главное, чтобы была востребованность этих натуральных продуктов, - говорит президент ассоциации «Топинамбур». - Потребитель, привыкший к продукции с вкусоароматическими добавками, будет отвыкать медленно. Переход от фастфудов к полезному здоровому питанию может занять лет десять. Тогда возможно возвращение на наш стол и репы, и брюквы. Тем Не Менее для этого нужна обширная рекламная акция и тесное взаимодействие с торговыми сетями. К сожалению, именно они на сегодняшний день являются законодателями наших вкусовых пристрастий и приучают покупателей к определенной продукции.

Мария Ивановазавотделом селекции и семеноводства зеленных культур ВНИИ овощеводства, считает, что на севере, где отсутствуют фрукты, и не успевают вызревать овощи, брюква заслуживает самого широкого распространения как столовый продукт с высоким содержанием витаминов. Брюква – чисто североевропейская культура, скороспелая и холодостойкая. И репа, и брюква обладают значительной пластичностью: они хорошо переносят относительно высокие и пониженные температуры воздуха, засуху и переувлажнение. Именно сейчас, когда с прилавков магазинов исчезли некоторые импортные овощи, они вполне могли бы занять данную нишу.

Павел Грудинингенеральный директор ЗАО «Совхоз имени Ленина», на возвращение на наш стол исконно русских овощей смотрит не столь оптимистично:

- Картофель полностью вытеснил репу из нашего рациона. А в Центральной Европе уже и он постепенно замещается спаржей - более полезным продуктом. Если поставить в один ряд картофель и репу, выяснится, что репа никому не нужна. Это так же, как сравнивать красную смородину с клубникой – клубника всегда победит, потому что сладкая и её можно съесть много. Красная смородина и репа могут быть лишь как дополнение к основному рациону. Происходит эволюция культуры питания, и ничего более. Жаль только, что иногда вектор развития уходит в сторону – люди все чаще выбирают то, что быстро, а не то, что полезно.

Двигателем прогресса в этом случае может быть только реклама, пропаганда. Директор совхоза считает, что необходимо на государственном уровне проводить социальную рекламную кампанию о пользе здорового питания. Постоянно объяснять людям, что пить-курить вредно, а есть натуральные овощи и фрукты полезно, что соки и каши принесут организму больше пользы, чем газированная вода и сосиски. Американцы, по его словам, потратив на рекламу молока огромные деньги, добились того, что на полтора процента в стране увеличилось его потребление. Французы бесплатно кормят детей в школах овощными салатами и рыбой. Таким образом, они с детства приучают людей правильно питаться.

Подъем поселкового хозяйства, считает Павел Грудинин, – это дело не одного года и не санкций, а дело изменения политики государства.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля