Последние новости

Реклама

Первомай по-крымски

Последний весенний месяц традиционно начинается с праздника — Дня международной солидарности трудящихся, или просто Весны и Труда. Считается, что в России он официально отмечается 123 года. Впрочем, праздновали 1 Мая и задолго до политических и социальных демонстраций рабочих — традицию народных гуляний в данный день ввёл Пётр Первый. «Крымская правда» вместе с читателями вспомнила историю и традиции праздника.

От карусели до листовки

Идея отмечать Первое мая возникла ещё несколько тыс. лет назад в Римской империи, правда, носила она не политический или социальный характер: в данный день чествовали покровительницу земли и плодородия богиню Майю.
- Отсюда, кстати, и название месяца, — рассказывает историк Игорь Павленко. — Как правило, к этому дню заканчивался сев, вот и старались отметить, а заодно и задобрить богиню. Впрочем, и древние славяне в данный день старались не работать, хотя на территории Великой Руси сев ещё продолжался. Наши предки чествовали Живу — богиню животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов. В Живин день женщины, взяв мётлы, совершали обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. А потом все прыгали через костёр, очищаясь от скверны и зимних наваждений, даже присказка была: кто прыгнет высоко, у того смерть далеко. Затем вокруг костра водили хороводы, устраивали игры и состязания. Так что Пётр Первый, повелевший устраивать в Москве и Петербурге первомайские гулянья, не перенял, как утверждают многие, европейскую традицию, а возродил свою, славянскую.

В московских Сокольниках и петербургском Екатерингофе 1 мая открывались качели и карусели, разворачивались балаганы и ярмарка. Примечательно, что уже в СССР парк Екатерингоф одно время носил имя 1 Мая, уже, конечно, с социал-политическим уклоном. Возрождённая Петром традиция прижилась, в крупных городах празднества проходили с размахом. Отмечали 1 Мая и на селе, где в храмах молили Всевышнего о добром урожае.

О первомайских гуляньях в XIX веке в Москве сохранились воспоминания Ивана Белоусова, автора книги «Ушедшая Москва»: «Действовали карусели, качели, по роще ходили шарманщики и хоры русских песенников, чайницы у своих столов зазывали гуляющую публику попить у них за столиками чайку. Около чайных палаток дымились самовары, ходили разносчики с разными закусками. Группы гуляющих располагались в роще прямо на траве, расставляли бутылки с напитками, раскладывали закуску и пели песни под гармонику — вся роща была наполнена звуками гармоник, песен, выкриками разносчиков, зазыванием чайниц». Согласитесь, напоминает уже наши дни, когда народ в первомайский выходной устремляется в парки и на пикники.
- А вот в губернском Симферополе гулянья на Первомай тогда особо не ощущались, — вспоминает рассказы родных Дарья Лютикова. — Мои бабушка и прабабушка рассказывали, что лишь на базаре, находившемся на месте нынешних площади Ленина и сквера имени Тренёва, торговцы в честь дня плодородия снижали цены на первые весенние овощи и прошлогоднюю картошку. Да в городском саду (за кинотеатром «Симферополь») открывали «сезон качелей» хождением на ходулях и фокусами.

Но всё-таки для многих 1 Мая — не только праздник весны, однако и труда, День солидарности трудящихся. Его история началась в 1886 году, когда 1 мая рабочие американского Чикаго организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Кровопролитные столкновения с полицией длились несколько дней, жертв было немало с обеих сторон.
- В память о них и в знак солидарности в июле 1889 года Парижский конгресс второго Интернационала принял решение о проведении 1 мая ежегодных рабочих демонстраций, — продолжает Игорь Павленко. — Уже на следующий год их устроили в США, Бельгии, Германии и многих других странах. В Петербурге первая праздничная сходка рабочих прошла в 1891 году по инициативе социал-демократической группы революционера Михаила Бруснева. Именно тогда и появилось название «маёвка», когда во время праздничных гуляний и сходок с социальными требованиями начали звучать и политические лозунги. А в 1900-м маёвка по-российски ознаменовалась и массовой забастовкой, и уличным шествием в Харькове.
- В 1901-м маёвка докатилась и до Симферополя, — рассказывает Наталья ЕГОРОВА, начальник отдела использования информации документов Государственного архива Республики Крым. — Правда, прошла она не в традиционную дату, а 5 мая. Это разрешалось решением конгресса второго Интернационала — самостоятельно устанавливать дату и форму празднования 1 Мая. Поэтому симферопольские рабочие вышли на публичную майскую демонстрацию в свой выходной — в воскресенье. В архиве сохранилась заметка об этом: «Толпа рабочих местных портняжных, сапожных, столярных, слесарных мастерских, табачных фабрик, всего около 100 человек, с пением рабочей марсельезы прошлись по главной улице нашего города при громаднейшем скоплении публики, которой раздавали прокламации. Шествие, прошедшее в образцовейшем порядке, длилось минут 30, однако впечатление произвело сильное. О шествии рабочих со знамёнами дал знать в полицейское управление один услужливый обыватель. Полиция прибежала, однако почти никого уже не застала, на «месте преступления» удалось случайно захватить лишь одного знаменосца: рабочий, нёсший огромное знамя, споткнулся и упал. Схваченный (имя его Аншель Дыскин, дамский портной) был страшно избит в участке и отправлен в тюрьму. Затем началась охота на ремесленных и других рабочих города». Однако в следующие годы это уже не могло остановить рабочее движение: были и маёвки с политическими лозунгами, и листовки-прокламации. В Симферополе листовки называли «вареничками» за треугольную форму с красной ленточкой.

А ещё благодаря 1 Мая в Симферополе появились конные и пешие городовые с нагайками и, как сказали бы ныне, «топтуны-титушки» — рота солдат в гражданке «гуляла в публике» в день традиционного праздника весны, чтобы по свистку бить демонстрантов.

Шары и голуби

В молодой стране — Российской Советской Федеративной Социалистической Республике -
1 Мая стало официальным праздником с 1918 года. И называли его «День Интернационала».

В Москве, Петрограде, Киеве и других крупных городах прошли многотысячные демонстрации под лозунгами «Вся власть Советам!». В этом же году состоялся в Москве первый военный первомайский парад — бойцы молодой Рабоче-Крестьянской Красной Армии прошли строем по Ходынскому полю. В начале тридцатых годов прошлого века к военным добавились физкультурники с показом разнообразных упражнений и самолёты с демонстрацией новых достижения советской авиапромышленности. Пройдя в колонне демонстрантов, посмотрев парад, люди отправлялись на концерты и гулянья, ведь на следующий день не надо было идти на работу:
30 июля 1928 года постановлением ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР выходных Дней Интернационала стало два — 1 и 2 мая. Именно второго маёвки выплёскивались на природу.
- В нашей семье 1 Мая — один из любимейших праздников, — рассказывает  Вера Москвина. — По рассказам мамы и бубушки знаю, как проводились праздники до войны: на улицах Карла Маркса (как дань традиции первой демонстрации на тогдашней Екатериниской в 1901-м), Пушкинской и Комсомольской площади (ныне стадион «Локомотив») проходили парады — воинские части, конница, спортсмены. Потом все шли в горсад, где устраивались народные гулянья. Настроение у всех было радостное, гордились страной. Гордились и мы, уже идя в колоннах демонстрантов по проспекту Кирова, где шествия стали проводиться с конца шестидесятых. Помню свою первую демонстрацию. Накануне папа с братом надували воздушные шарики, мама гладила мне новое платье. В нём и огромных белоснежных бантах я гордо сидела потом у папы на плечах, когда он шёл в колонне своего треста, кричала «ура!» и цепко сжимала в кулачке ниточки от связки шаров. А потом ходили на демонстрации со школой — делали огромных белых голубей из бумаги и макеты из картона — крейсера «Аврора» и танков «Т — 34», с институтом, когда кричали: «Мир, труд, май!». Замечательное было время: весна, отличное настроение, люди улыбались друг другу, смеялись. После демонстрации гуляли в парках, открывали сезон мороженного, а на другой день ездили на шашлыки или ходили в гости.

Праздновали уже День международной солидарности трудящихся 1 и 2 мая в СССР с 1970-го. Последний раз в Советском Союзе праздник официально отметили в 1990-м, правда, в Москве демонстрацию смазали: на Красную площадь вышла колонна с антисоветскими лозунгами, руководство страны ушло с трибуны Мавзолея, телетрансляция впервые за 34 года была прервана, а военный парад отменили. Через два года вместо международной солидарности появился праздник Весны и Труда, а 13 лет назад остался лишь один выходной — 1 мая. Однако, как и прежде, люди стремятся попасть и на праздничную демонстрацию, и в парках погулять, и на пикник отправиться. Весна, традиции, праздник.

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 28 апреля 2014 | Разделы: События
28 апреля 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля