Последние новости

Реклама

Международный проект «Российской газеты» Russia: beyond the headlines «Russia Beyond The Headlines» — это международный издательский проект «Российской газеты», который нацелен на увеличение осведомлённости мировой общественности о событиях в России с помощью наиболее полной и объективной информации. Ежемесячное приложение выходит на страницах ведущих мировых СМИ, таких, как «The Washington Post» (США), «The Daily Telegraph» (Великобритания), «Le Figaro» (Франция), «El Pais» (Испания), «Suddeutsche Zeitung» (Германия), «Navbharat Times» (Индия), «Folha de Sao Paolo» (Бразилия), «Геополитика» (Сербия), а теперь будет выходить и на страницах «Крымской правды».

Империя умирающих языков

В России около 250 языков, включая русский с полутора сотнями млн. носителей и кетский, на котором кое-как говорит около тысячи человек (в районе бассейна реки Енисей. — Ред.). Русскому и нескольким тюркским языкам России вымирание не грозит. С другими языками всё гораздо сложнее.

У русского языка прочное будущее: на нём выходит множество публикаций, его тщательно изучают, им интересуются за границей, данный язык развивается. Похожая судьба — у других языков больших коренных народов России — татар, башкир, чувашей и якутов (все они относятся к тюркским языкам). Даже последние, около полумиллиона которых рассеяны на территории самого большого субъекта Российской Федерации — Якутии (3 млн. кв. км), могут не опасаться за свой язык.  На якутском печатают книги,  преподают в школах и институтах, существуют все разновидности СМИ и культурных коллективов, его активно исследуют этнографы и лингвисты.


Якутский рыбак на родных просторах — самого большого субъекта РФ.

А вот с языками малых коренных народов (это — юридический термин, записанный в документах ООН) ситуация драматичнее. И не только в России, такие языки вымирают по всей планете. Во многих случаях в этом виновата не бюрократия и обыватель-шовинист, а суровая природа.  Россия — не исключение. Это приполярная страна, значительная часть которой покрыта тайгой и тундрой, непроходимыми, как джунгли Амазонки, однако гораздо более холодными. В этих просторах — от крайнего северо-запада (саамы) до крайнего юго-востока (удэгейцы) — затерялись племена, ведущие суровую и не всегда успешную борьбу за жизнь и общающиеся на своих бесписьменных языках. Этих кочевников по преимуществу нельзя «облагодетельствовать» переселением в города. По канонам урбанистической цивилизации они жить не могут — из-за особенностей диеты, нерезистентности к алкоголю и безобидным для большинства вирусам и т. п. 

Мирная ассимиляция

Есть и другой вид гибели языков — мирная ассимиляция в густозаселённой местности между титульного населения. Такова судьба некоторых диалектов карельского (собирательное название «карелы» носят остатки населявших европейскую часть страны угро-финских племён и потомки православного населения нынешней Финляндии, бежавшего в Россию от религиозных преследований в средние века). Последние карелы, жившие на Валдае (популярная курортная местность посередине между Петербургом и Москвой), записались русскими при переписи 1897 года, а диалект их вымер ещё раньше. Карелы более глухой Тверской области в отдельных районах сохранили свой язык до сих пор, хотя географически живут и ближе к Москве, чем валдайцы. Понятно, что распространение телевидения, Интернета и всеобщей воинской повинности такую смерть языка могут только усугубить. 

Точное число языков РФ не знает никто: как сказано в последней переписи 2010 года, здесь говорят приблизительно на 250 языках. Объяснений такой неточности два. Первое — материальное:  пока ты собираешь экспедицию на места обитания исследованного твоим предшественником племени Х, последние носители языка-Х переходят на родственный язык племени Y или вымирают. Второе — теоретическое: многим языкам сначала присваивают самостоятельный статус, а потом разжалуют их в диалекты — и обратно. Для примера возьмём самый малый народ по переписи 2010 года — кереков на Чукотке (всего четверо). Последняя полевая запись керекского текста была сделана в 1970-е годы, при переписи — 2002 людей, идентифицирующих себя как кереков, насчитали 8. Свой язык полноценно к началу двухтысячных не знал ни один (остался запас пассивной лексики). Кереков почти ассимилировали чукчи — ещё один малый народ, между которого они проживают.

Ползучий лингвоцид

О малых коренных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока государство пытается заботиться: их юноши освобождены от воинской повинности, охотники и рыбаки — от налогов и т. п. Однако есть в России регион, где с носителями бесписьменных языков творятся неприкрытые безобразия. Это Дагестан на Северном Кавказе. Ещё средневековые арабы называли Кавказ Горой Языков, однако даже на лингвистически богатом фоне Дагестан уникален: на сравнительно небольшой и доступной территории тут говорят приблизительно на 50 языках. Согласно конституции этой терзаемой терроризмом и безработицей республики, все её языки считаются государственными, однако только 14 письменных, включая русский, фактически являются таковыми. Носителей остальных (они могут населять небольшую деревню или даже часть деревни) по традиции искусственно приписывают к более сильным народам (самый многочисленный — аварцы) и не дают им налоговых, культурных и прочих преференций.

Местная власть не ведёт лингвоцид (уничтожение языка без физического уничтожения говорящего на нём народа) в чистом виде. Учёным из федерального центра и самой республики позволяется изучать местные языки, выпускать по ним малотиражные пособия и разрабатывать варианты письменности. Однако о холодном ползучем лингвоциде говорить вполне можно. Иллюстрация — судьба ботлихцев. Несмотря на несколько раз проводимые в ауле Ботлих сходы и бесчисленные петиции с требованием предоставить ботлихцам и их языку из андийской группы аваро-андо-цезских языков нахско-дагестанской семьи культурную автономию, их продолжают числить аварцами, как началось в 1920-е годы, когда советским комиссаром по делам национальностей был Сталин. Результат: из 6 тыс. ботлихцев родной язык знают около двух сотен.

Дмитрий СУХОДОЛЬСКИЙ
для RBTH.

Женский космос

Российский Центр подготовки космонавтов раскрыл некоторые секреты женских космических полётов. Полетит ли Сара Брайтман в космос, когда на Марсе будут расти цветы, когда снова полетят в космос российские женщины-космонавты и чем отличаются западный и российский подходы к полётам представительниц прекрасного пола в околоземное пространство?

«Программа подготовки к полётам в космос не делает никакого различия между мужчиной и женщиной», — заявил представитель Центра подготовки космонавтов Алексей Темеров. Однако всё же некоторые отличия в подготовке есть. Касается это женского физиологического цикла. Исследованиями установлено, что лучше всего женский организм переносит экстремальные нагрузки на 14-18 дни месячного цикла.


Женщина-космонавт Елена Серова во время тренировочного
погружения в гидролаборатории Звёздного городка.
Фото РИА Новости/Руслан Кривобок.

В российском отряде космонавтов сегодня есть две женщины-космонавта. Одна из них, Елена Серова, отправится в космос во второй половине 2014 года, сейчас она проходит подготовку к полёту. Её подготовка ничем не отличается от подготовки мужчин, подчеркнули специалисты ЦПК. Анна Кикина, вторая женщина-космонавт российского космического отряда, проходит обучение и подготовку.

Говоря о полёте английской певицы Сары Брайтман в космос, представители Центра подготовки космонавтов отметили, что она прошла медкомиссию для полёта в космос с блестящими результатами и сможет начать предполётную подготовку в любой момент.

Комментируя планы первого на Земле космического туриста Дэнниса Тито отправить на Марс семейную пару, российские специалисты по космонавтике отметили, что говорить о таком полёте преждевременно (в том числе потому, что не решена проблема преодоления космической радиации), а путешествие на Марс станет ещё и большим испытанием для семейных уз космонавтов.

«Представляете, вы видите человека, пусть даже очень любимого, на протяжении почти полутора лет в замкнутом пространстве. Неизбежно уже в скором времени после начала полёта у вас закончатся темы для разговоров, а затем будет накапливаться психологическая усталость от этого человека. По возвращении на Землю что им останется — развестись?» — так прокомментировал планы американского космического энтузиаста психолог ЦПК Вадим Гущин. «Вот когда будет у нас поселение на Марсе, построим там дом, проведём воду, свет, цветы посадим — вот тогда и пригласим туда семьи, пусть осваивают планету».

Российские специалисты по космонавтике высказали свою точку зрения на разницу между западным и российским подходами к полётам женщин-космонавтов. Прежде всего, по их словам, большое количество американок, побывавших в космосе, объясняется политической установкой на поддержку феминизма, существующую на Западе. Также большое различие в количестве женщин-космонавтов, существующее между США и Европой, с одной стороны, и Россией — с другой, по словам специалистов, объясняется разницей в космических программах. «Шаттл» был способен «свозить» на орбиту 6 космонавтов, тогда как экипаж российских космических судов состоит максимум из трёх человек. Отсюда и большая «очередь» из космонавтов, ожидающих полёта.

Иван НИКОЛАЕВ,
«Russia Beyond the Headlines».

Обмен домами

Обмен домами — вид туризма, которому уже более пятидесяти лет. Это один из самых простых способов окунуться в повседневную жизнь чужой страны, узнать культуру и обычаи её народа. Просто надо найти того, кто желает пожить в вашем доме, а вы сами отправитесь к нему.

Так обе стороны получают массу новых впечатлений и положительных эмоций. Причём все, кто хоть раз попробовал такой вид отдыха, потом уже не могут путешествовать по-другому. Туроператоры теряют их как клиентов навсегда.

Но далеко не всегда получается спланировать путешествие таким образом, чтобы оно совпало с отпуском людей в другой стране. Поэтому часто применяется так называемый обмен гостеприимством, когда члены клуба принимают у себя иностранцев, а сами в это время живут на даче, у родственников или даже никуда не уезжают, выделяя гостям комнату.

Санкт-Петербург привлекает туристов как самый европейский из российских городов. Многие сравнивают его архитектуру с Веной, Прагой и другими столицами. Питер и Кристелла Де Вос из бельгийского Остина обменивались домами с семьёй Шамборских из Гатчины, что недалеко от Санкт-Петербурга. «Для нас это был очень интересный опыт, — говорит Питер Де Вос. — Мы жили в большом трёхэтажном доме и ездили на машине Шамборских. Многое для нас было в диковинку, с некоторыми моментами приходилось разбираться по ходу».

«За шестьдесят лет существования нашего клуба не было ещё ни одного случая с негативной оценкой, — говорит Алла Петрякова, официальный представитель президента российского отделения клуба «Homelink». — Если посмотреть на контингент членов клуба, то это, как правило, немолодые обеспеченные люди, открытые и приятные в общении. Большую роль ещё играет то, что членство в клубе платное. Заплатив деньги, человек отвечает за то, что вся предоставленная им информация верна и он готов выполнить все обязательства, какие на себя берёт».

«Можно не только обмениваться домами, однако и ездить без ответного визита, — продолжает Алла. — Я, например, не так давно ездила в Берлин и жила там в квартире молодого немецкого архитектора, пока он был в Киеве по делам. Он выслал мне ключи по почте, оставил машину, оформил на меня страховку. У него было только одно условие: чтобы я ухаживала в это время за его фикусом. Однажды попробовав данный вид туризма, я уже по-другому не путешествую».

Одно из самых больших заблуждений тех, кто собирается обменяться домами с россиянами, — это представление о том, что в России всё плохо, а жильё будет очень низкого качества. На самом деле в клубы по обмену домами в основном вступают взрослые люди со средним достатком и выше. Есть даже такие, какие сами владеют недвижимостью за границей. Единственная проблема для желающих поменяться с россиянами — это сравнительно небольшое количество ответных предложений.

Владимир ЕРКОВИЧ
для RBTH.

Россияне опять выходят протестовать на улицы

В то время, как в Москве уличная политическая жизнь затихает, эксперты отмечают рост социальной активности жителей российских регионов. Однако в отличие от столичных манифестантов жители российской глубинки выдвигают не политические, а социальные требования.

Эксперты политологического фонда «Петербургская политика» в ежемесячном аналитическом рейтинге социально-политической устойчивости российских регионов   отметили заметное оживление социальной активности населения в российской глубинке на фоне спада политических протестов в российской столице. Причина — резкий рост коммунальных тарифов в некоторых российских регионах в первые месяцы наступившего года.

Расходы на коммунальные услуги выросли, например, в Петербурге на 40%. Однако самый большой скачок тарифов был отмечен в Мурманской области и Республике Алтай, где в ряде муниципалитетов увеличение составило 225%.

В целом, по данным Федеральной службы государственной статистики, по сравнению с февралём 2012 года тарифы ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) выросли в феврале 2013 года на 9,8%.

Акции протеста против роста коммунальных тарифов прошли в Барнауле, Мурманске, Новосибирске, Пензе. Однако акции протеста не были массовыми, на них собирались по нескольку сотен человек.  

Как полагает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, конфликтогенный потенциал темы ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) остаётся по-прежнему высоким: «Опыт социальных волнений показывает, что они неожиданно вспыхивают и так же неожиданно затухают.  Власть встревожена, однако не ясно, какие меры предпринимать, так как сфера ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) неуправляема, нет понимания, как именно формируются тарифы».

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство россиян считают задачу ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) главной в стране.

Эксперты разошлись во мнениях, будут ли протестующие против роста тарифов выдвигать какие-либо политические требования, как участники протестов в Москве зимой-весной прошлого года.

«Сейчас это в первую очередь социальное явление. Однако следующий шаг — протест против властей, какие не контролируют увеличение платежей для населения», — рассуждает глава комитета Госдумы по ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) Галина Хованская («Справедливая Россия»).

Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер убеждён, что политическим процессом протест социальный не станет: «Политический протест — организованный, когда есть политическая сила, которая пытается вести беседу в цивилизованном русле. В данном же случае стоит опасаться стихийных действий».

Ольга ДОРОНИНА
специально для RBTH.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля