Последние новости

Реклама

Рыночные механизмы реализации туристских путевок в Крым начали действовать лишь в годы «перестройки»

Вплоть до конца 1980-х гг. в Советском Союзе действовал централизованный принцип распределения путевок, дающих право на совершение туристских путешествий по стране. Выпуск путевок и их реализация осуществлялись Центральным республиканским советом по туризму и экскурсиям (г. Москва) и Украинским республиканским советом по туризму и экскурсиям (г. Киев).

В частности, данные организации ежегодно утверждали планы приема и обслуживания туристов для крымских турбаз, а также объёмы их финансирования и материального снабжения из централизованных фондов. При этом плановые показатели на практике всегда были завышенными, а выделяемые средства и фонды снабжения – недостаточными. По более гибкой схеме реализовывались лишь путевки на маршруты местного значения и «путевки выходного дня». Не имея выручки от реализации путевок, директора турбаз  Крыма всегда страдали от «неритмичных» поставок самого необходимого – продуктов питания, мебели, постельного белья и столовой посуды, строительных материалов для проведения ремонта. Нередки были случаи, когда «фанера поступала в августе, бачки сливные в сентябре-октябре, а чугунные трубы в декабре».

Ценовая политика была слабо дифференцирована в зависимости от времени года – стоимость путевки на крымские маршруты в межсезонье была лишь на 5-10 % ниже летней цены, что не способствовало равномерной загрузке крымских турбаз и зачастую приводило к «недоездам» туристов поздней осенью, зимой и ранней весной. Зато в летние месяцы с путевками, оформленными в Столице России и Киеве, на крымские турбазы всегда приезжало значительное количество «сверхплановых» туристов, для размещения которых приходилось использовать дополнительные спальные места на балконах, в различных помещениях общего пользования. С путевками на пешеходные маршруты по Горному Крыму, включавшими многодневные пешие походы в полевых условиях, нередко приезжали беременные женщины, пожилые люди с серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, которых никто не предупреждал о специфике данных туров. Ситуацию сглаживало лишь то обстоятельство, что основная масса путевок не реализовывалась в свободной продаже за полную стоимость (обычно в пределах 70-130 руб.), а выкупалась профсоюзными организациями за счёт средств государственного социального страхования. Затем 10 % таких путевок распределялось между работников предприятия совершенно бесплатно, а остальные 90 % – с оплатой трудящимися лишь 30 % от их стоимости.

Но в годы «перестройки» система реализации путевок была принципиально изменена с учетом рыночных принципов. В 1989 г. были ликвидированы туристские маршруты всесоюзного значения, а обслуживание туристов на дальних маршрутах по стране стало осуществляться на основе двухсторонних договоров между городскими бюро путешествий и экскурсий с учетом интересов и пожеланий потребителей. Одновременно с этим все туристско-экскурсионные учреждения СССР были переведены на хозрасчет и самофинансирование. В частности они получили право самостоятельно выпускать, продавать и покупать турпутевки, а также осуществлять рекламу предоставляемых услуг. В начале марта 1990 г. в Столице России состоялась Первая Всесоюзная оптовая туристская ярмарка. Крым на этом мероприятии представляли 11 городских бюро путешествий и экскурсий, а также турбазы «Таврия» и «Привал». Крымскими участниками были заключены контракты на общую сумму около 14 млн. руб. (на 8 млн. по обслуживанию в Крыму туристов из других регионов СССР и на 6 млн. по отправке крымчан в путешествия по стране).

Вспомним, Курортно-информационный центр Крыма совместно с Алексеем Поповым реализует проект «Крым — всесоюзная здравница», который посвящен истории крымских курортов в советский период.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля