В школах Севастополя начали активно внедрять
всеукраинский проект «Щоденник.ua».
Новая социальная сеть для чиновников
от образования, учителей, учеников и их
родителей вызывает много споров и
противоречий.
Внедрение проекта
началось в 2011 году, когда министр
образования Дмитрий Табачник подписал
приказ #37 «О создании информационной
образовательной среды на базе бесплатного
электронного ресурса «Щоденник.ua» (
shodennik.ua
). Это
интернет-ресурс, целью которого является
модернизация учебного процесса, создание
единого образовательного пространства
для всех педагогов, руководителей школ
и гимназий, учеников и их родителей по
всей стране.
Работа портала была
одобрена Министерством образования и
науки и Институтом инновационных
технологий и содержания образования.
Чиновникам от образования на местах
дано указание — внедрять «Щоденник» в
школах.
Севастопольская школа
— на первом месте
Как сообщила руководитель
PR-отдела «Щоденник.ua» Оксана Аккерман,
к проекту подключено уже более шести
тысяч школ и более 500 тысяч пользователей.
На первом месте в рейтинге ресурса
оказалась севастопольская школа #37.
— Проект появился три
года назад. Изначально в нем были
зарегистрированы школы и директора, —
рассказывает заместитель директора по
воспитательной работе школы #37 Яна
Демченко. — В конце прошлого года он
начал внедряться более усиленно. Мы
руководствуемся приказом министерства
образования #37, в котором говорится,
что на всей территории Украины до 2015
года этот образовательный портал должен
работать во всех школах. Потом была
создана база учеников. У нас зарегистрирована
вся школа — 59 работников, 646 учащихся,
а также 480 родителей. Мы собирали
общешкольное родительское собрание,
на котором я рассказала о возможностях
сайта и спросила согласия родителей.
На сегодня наш рейтинг составляет 8717
баллов и мы на первом месте среди всех
школ Украины. За нами Львов, который
порядка пяти месяцев держал первую
строчку рейтинга. Севастопольская
гимназия #5 сейчас находится на седьмом
месте.
Я.Демченко объяснила,
что рейтинг зависит от посещаемости,
количества просмотров, сообщений,
выставленных баллов, загруженных файлов
и скачиваний. Месяц назад школа находилась
на четвертом месте. Чтобы стать первыми,
учителя бросили клич детям, которые
были еще на каникулах. Они активно начали
переписываться через сайт и загружать
фотографии со школьных мероприятий.
Вскоре школа оказалась на первом месте.
Школьники в сети
Проект устроен как
социальная сеть, у каждого ребенка и
класса есть своя страничка. Портал
сделан как для детей, так и контроля их
родителями. Учителя выкладывают на свои
странички домашние задания и оценки
школьников. Каждый родитель может видеть
данные только своего ребенка, а ребенок
не может видеть чужих оценок.
— Это на самом деле
удобно, — говорит Я.Демченко. — Вчера
я пришла на работу и написала сообщение
о том, что из-за низкого температурного
режима принято решение сократить уроки.
Эта новость быстро разошлась — все в
курсе, и дети, и родители. В преддверии
карантина это совершенно незаменимая
вещь, можно будет проводить дистанционное
обучение. К тому же там хранится вся
школьная жизнь — фотографии и видео с
конкурсов, утренников, концертов. Есть
онлайн-библиотека с художественной и
методической литературой по школьной
программе, тексты, картинки, видео, аудио
и презентации по всем предметам. Вещь
хорошая, доступная и самое главное —
бесплатная для всех. Нас все устраивает,
и мы готовы работать над этим дальше.
— В электронном дневнике
есть грантовая программа, по которой
школы, которые находятся в топе списка,
получают ценные призы. Надеемся, что
нас поощрит и городское Управление
образования, и руководство «Щоденника»
чем-то порадует нас, — говорит Я.Демченко.
Она добавила, что школе очень нужны
новые компьютеры. Те, за которыми дети
работают на уроках информатики,
давным-давно устарели.
Родители против
«Щоденника»
Однако не все родители
разделяют педагогический восторг по
поводу появившейся инновации.
— Я четко понимаю, что
без информации в наше время ну совсем
никуда. Но я сам даю информацию о себе
и своем ребенке, и даю ее конкретному
человеку (учитель, директор) для строго
оговоренных служебных необходимостей,
— говорит отец ученицы одной из
севастопольских школ Андрей Петров. —
В рассматриваемом же нами случае
информацию о моем ребенке передали без
моего согласия третьим лицам. Даже не
госструктуре, а какому-то ООО «Щоденник»,
находящемуся в Киеве, и безо всякой
гарантии сохранения этих данных. Когда
в базу вносили данные о моем ребенке,
никто не спросил моего разрешения. Об
этом я узнал на родительском собрании.
Это личные данные моего ребенка, за
которого решаю я. Сама система не так
уж плоха, но если бы к нам подошли
по-человечески и по закону, а не ставили
перед фактом.
Бдительный родитель
ссылается на Конституцию, Гражданский
кодекс, Закон «О защите персональных
данных» и другие документы, которые
запрещают сбор информации без разрешения
лица (или его родителей), о котором эту
информацию собирают. За нарушение
предусмотрена как административная,
так и уголовная ответственность. В базу
данных загрузили фамилию, имя и отчество
ребенка, его дату рождения, учителя,
класс, школу и город. Теперь А.Петров
собирается написать заявление в ООО
«Щоденник», потребовать, чтобы данные
о его ребенке были удалены из базы.
— Преподаватель, который
курирует «Щоденник» в нашей школе,
сказал мне: «Я не думаю, что у вас большие
вклады в Швейцарии или вашего ребенка
могут взять в заложники. А педофилы не
будут отслеживать ничего через интернет».
По его словам, школа руководствовалась
приказами, изданными городским Управлением
образования. И в этих приказах нигде не
написано, что педагоги должны испрашивать
разрешения родителей и их детей о
размещении их данных в базе. Но количество
людей, имеющих доступ к базе, начиная
со школы и заканчивая администраторами,
неизвестно. Кто понесет ответственность,
если базу взломают или передадут в
третьи руки, тоже неясно, — говорит
обеспокоенный отец.
Мнение преподавателя
Ситуацию с проектом
«Щоденник.ua» прокомментировал учитель
информатики одной из севастопольских
школ, попросивший не называть его. О
защите информации он знает не понаслышке,
раньше он преподавал эту дисциплину в
военном вузе.
— Если вы знакомы с
понятием «Защита информации», то
понимаете, что физически удалить данные
с жесткого диска достаточно сложно. Это
возможно только путем физического
разрушения этого жесткого диска, который
находится где-то в Киеве. Есть программы,
которые восстанавливают информацию
после десятикратного форматирования.
Школа действует в
соответствии с поступившими указаниями
от вышестоящего руководства. Я — просто
исполнитель и, честно говоря, не понимаю,
что опасного в этой информации. Сейчас
у многих детей заведены аккаунты в
социальных сетях, где они выкладывают
о себе больше данных, чем собрано в
«Щоденнике».
Попытка сформировать
эту систему — не только для контроля
родителей за оценками детей. Это и
контроль гороно, как дела в той или иной
школе — загруженность учителей,
фактическая успеваемость учеников. В
нашей школе инструктаж прошли все
родители, но зарегистрировались единицы.
По большому счету, этот «Щоденник» не
нужен ни школе, ни учителям. Встал вопрос:
кто будет заполнять страницы оценками?
Учитель, проведя уроки, должен все
проставленные оценки занести в «Щоденник»,
или классный руководитель возьмет
журнал и перенесет оттуда все оценки,
или специально назначенный человек
займется этим в конце дня? Как вы думаете,
хоть копейку за это учителям доплатят?
Никому это не надо!
Кроме того, каждому
учителю нужно выдать нетбук, и чтобы
был доступ в интернет. В нашей школе
этого нет. И всего треть учителей владеют
компьютерной грамотностью. Для учителей
все эти инновации — просто лишняя
головная боль, — говорит преподаватель информатики.
Читайте также:
Педагогов Севастополя
обучали на тренинге новым технологиям
По материалам информационного агентства
Севастопольская газета