Последние новости

Реклама

И кто же нынче не любит футбол! Будь он хоть олигархом, хоть дворником, хоть вице-премьером правительства Медведева, мечтающим сохранить за собой столь лакомый пост и после мая 2018 года. А почему бы и не совместить два столь приятных занятия, тем более что столь популярным в народе футболом можно прикрыть всё остальное.
ИНФОРМИРОВАННЫЙ читатель, скорее всего, догадался, о ком идёт речь — о пока ещё действующем заместителе председателя правительства Российской Федерации Аркадии Дворковиче. Он же — координатор государственной политики (уполномочен давать поручения федеральным органам исполнительной власти) в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса (в том числе в области виноградарства и виноделия из собственного винограда); в области развития рыболовства; в области транспорта; в области связи; в сфере информационных технологий; в области топливно-энергетического комплекса (за исключением предоставления прав пользования недрами) и электроэнергетики; в области промышленности (за исключением оборонно-промышленного комплекса), в том числе в сфере фармацевтической и медицинской промышленности; в области инновационной деятельности; в сфере науки; в области биотехнологий; организации, подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Вы только вдумайтесь в приведённый выше список (который опубликован на официальном портале правительства России): это ж какими недюжинными талантами надо обладать, чтоб столь глобальные задачи выполнять и не роптать на недостаток опыта и понимания такого количества разнообразных проблем! Не хватит ни 24 часов в сутки, ни 48, чтоб охватить всю эту махину — Россию-матушку с её рыболовством и транспортом, информационными технологиями и виноделием, и прочая, прочая, прочая…

тем не менее наш скромный герой и не думает роптать: единственная его мечта — чтоб и далее процветала страна под его чутким неусыпным надзором. Понятно, что гарантировать продление чуткого кураторства над доброй половиной России со стороны господина Дворковича и после утверждения нового состава правительства в мае текущего года не может никто. По этой причине наш герой решил предстать во всей красе своих небывалых достижений перед изумлёнными читателями «Российской газеты».

Не желая обременять публику отчётом о проделанной с 2012 года на занимаемом им посту работе, он огорошил общественность следующим заявлением: «Предстоящий чемпионат мира в России уже увеличил ВВП страны на 867 миллиардов рублей». Доказательству данного высоконаучного тезиса было посвящено «Исследование влияния чемпионата мира — 2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы», которое и представил господин Дворкович.

Высокоинтеллектуальное изыскание по просьбе редакции «Правды» любезно согласился прокомментировать Сергей Александрович ТОЛКАЧЁВ — доктор экономических наук, профессор, первый заместитель руководителя Департамента экономической теории Финансового университета при правительстве Российской Федерации:

— Читаем в «Российской газете»: «Суммарное влияние ЧМ-2018 на ВВП страны за промежуток времени с 2013 по 2018 год составило 867 млрд, что равно одному проценту годового российского ВВП». Не могу согласиться с тем, что такое утверждение корректно. В экономике всегда важны соизмеримость затрат и результатов, кроме того, сопоставимость показателей. Как же можно сравнивать пятилетний результат непрерывных расходов в длительный инвестиционный проект и результат, полученный от инвестиции в годовом измерении. Выходит, что идёт речь о ежегодном приросте ВВП всего на 0,2 %? Тем не менее это же уровень статистической погрешности при измерении нашего ВВП! С таким же успехом можно сравнивать результаты многолетнего инвестирования в любой длительный локальный проект с ВВП страны.

Далее. Любые массированные инвестиции, которые являются результатом целенаправленного принудительного перераспределения ресурсов, не имеют возможность не сказаться на ВВП. Они просто обязаны стимулировать рост! Ведь если нация уменьшила долю сбережения и увеличила долю накопления в ВВП, то, по правилам национальных счетов, должен произойти экономический рост! В такой ситуации ВВП, исчисляемый по компонентам совокупных расходов, не может не вырасти! С этой точки зрения госинвестиции в возведение стадионов с учётом мультипликативного эффекта были просто обязаны обеспечить за прошедшие 5 лет наиболее заметный экономический эффект! Странно, что эффект данный оказался незначительным — лишь 0,2% в годовом измерении! Учитывая мощную государственную финансовую подпитку экономики, 2014—2016 годы были отмечены рецессией, падением ВВП! Значит, или потенциал падения нашей экономики был столь велик, что не был смягчён даже госрасходами на ЧМ-2018, или сами эти госрасходы вовсе не обладали и вправду стимулирующим эффектом!

Не стоит также преувеличивать значение ВВП как свидетельства результативности экономики. Ведь ВВП как бухгалтерский показатель можно раздуть за счёт чего угодно. Например, Китай с 2008 года продолжает гигантские инвестиции в жильё и инфраструктуру за счёт непомерно растущего государственного и корпоративного долга.

Обращает на себя внимание немаловажное обстоятельство. В победных реляциях одного из руководителей либерального экономического блока правительства России нет стандартных либеральных заклинаний по поводу заведомой неэффективности госрасходов по сравнению с частными инвестициями. А ведь это — любимейший аргумент либеральных экономистов! В профессиональном лексиконе, проникшем даже в учебники экономики начального уровня, присутствует выражение «эффект вытеснения». Наиболее популярны монетаристские модели, среди которых «доказывается», что госрасходы обладают стопроцентным эффектом вытеснения частных инвестиций (заведомо более эффективных)!

Иными словами, согласно таким моделям, каждый процент повышения ВВП за счёт госрасходов «съедается» понижением ВВП за счёт уменьшения частных инвестиций. Это происходит по той причине, что государство, прибегая к заимствованиям на финансовом рынке для финансирования своих неуёмных аппетитов, благоприятствует повышению процентных ставок и сдерживает банковские кредиты частным предпринимателям. Сторонники подобных взглядов приходят к выводу, что зачастую госрасходы действуют на ВВП даже отрицательно, поскольку госчиновники — неэффективные инвесторы: в отличие от частных инвесторов, они не рискуют собственными деньгами, выбирают не самые лучшие проекты для инвестиций.

Вот и выходит, что в данном случае для оправдания гигантских инвестиций в ЧМ-2018 пришлось наступить на горло собственной либеральной песне. Оказывается, что госрасходы очень даже продуктивные, а о вытеснении частных инвестиций не говорится ни слова!

Читаем далее: «ЧМ-2018 продолжит влияние на экономику страны и после своего окончания. По нынешним оценкам, в течение пяти последующих лет рост ВВП составит 150—210 млрд рублей. Ожидается, что ежегодно в сфере строительства и туризма будет создаваться 160—240 тыс. рабочих мест, а федеральный и региональный бюджеты будут получать на 26—38 млрд доходов больше».

Звучит вроде бы солидно, убедительно. А на самом деле? 150 млрд рублей по сравнению с годовым ВВП России 2017 года (92 трлн рублей) — капля в море! А если идёт речь о суммарном ВВП за 5 лет, то это капля, делённая на 5! Да и с какой стати после завершения ЧМ-2018 в сфере туризма и строительства продолжат создаваться рабочие места? Естественный спад в досуговом бизнесе после завершения столь грандиозного мероприятия должен быть остановлен, тем не менее как? Может быть, миллионы высокооплачиваемых рабочих и служащих из высокотехнологичных отраслей экономики России (те самые, обещанные некогда 25 млн высоко-производительных рабочих мест) хлынут на отдых в построенные гостиницы? Или иностранцы, наперекор санкционному угару, ринутся тратить свою валюту в «империи зла»? Понятно, что ничего подобного в обозримом будущем не произойдёт.

Ну и наконец, самое важное. Любому здравомыслящему человеку даже без экономического образования ясно: аналогичные затратам на ЧМ-2018 вложения в реальный сектор экономики (с учётом технологических связей предприятий, потенциального объёма российского рынка) привели бы к гораздо более производительному и долговременному эффекту. В частности, Фонд развития промышленности ежегодно выделяет всего около 30 млрд рублей льготных кредитов на всю промышленность. Эти 30 млрд предприятия расхватывают как горячие пирожки! Спрос на такие кредиты (кредиты, а не субсидии!) превышает предложение в пять—десять раз, что свидетельствует об огромном потенциальном спросе на технологическое обновление промышленности!

Что же касается пресловутых массовых социальных эффектов от ЧМ-2018 в виде широкого распространения здорового образа жизни, то они возможны. Правда, с одной оговоркой: согласно известной пирамиде Маслоу, сначала надо удовлетворить базовые потребности людей и только после этого заниматься всем остальным.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля