Последние новости

Реклама

В официальных философских, научных и публицистических материалах, издаваемых в нашей стране, в реальных условиях отсутствуют упоминания о диалектике, как о методе познания. Кроме того, можно встретить утверждения, что и сама диалектика устарела. Высказывания, что диалектика ушла в прошлое вместе с марксизмом, я слышал не раз в стенах Института Философии РАН, куда был прикреплен для защиты диссертации. В связи с таким положением дел, можно вспомнить, что всего 25-30 лет назад диалектика занимала достаточно важное место в российских философских кругах и особенно в ИФ РАН, признавалась самым совершенным, хотя и сложным методом познания.
Сейчас в исследованиях предпочтение отдается логическим методам, механицизму, а о диалектике вспоминают лишь в тех случаях, когда очень к месту процитировать какой-или единичный закон диалектики, или упомянуть о какой-или философской категории, совершенно не обращая внимания на единство всех известных её законов и критериев.

В данной статье я постараюсь ответить на вопрос о том, какие представления о диалектике на самом деле стоят за фразами об её устаревании и неактуальности. Однако для ответа на данный вопрос придется «переместиться» в прошлое, чтобы кратко посмотреть, как появилось и как, с течением времени, менялось понимание диалектики.

Начнем с истоков - с Древней Греции. Достаточно хорошо изучено, что именно там, с конца 7-го и до середины 5-го века до н. э., формировались понятия, без которых невозможно философское мышление. В этот промежуток времени философия отделилась от мифологии и в философском мировоззрении древних греков начали появляться зачатки диалектики.

Изначально под диалектикой понималось искусство ведения спора, или, по – другому, - софистика, основанная на столкновении противоположных мнений. Представителями такого взгляда являются софисты Протагор и Горгий, которые в своем искусстве спора, обозначили задачу гибкости понятий. Далее многие греческие философы привносили в диалектику что-то своё – известные апории Зенона в виде вопроса-ответа углубили значение фундаментальных понятий, Анаксимандр и его айперон, как материальная основа противоположностей. Эмпедокл, обозначивший периодичность космогонических процессов. Анаксимен, обративший внимание на количественное и качественное понимание процессов, Демокрит и его атомизм, взаимосвязь чувств и разума, «светлое» и «тёмное» познание.

Платон и диалектика перехода противоположных понятий друг в друга, «сведение» и «разделение» понятий. К примеру, в диалоге «Софист» Платон следующим способом представляет диалектику: - «Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания?». [1, с. 197]. Свой вклад в развитие диалектики внёс и Аристотель. Для примера, его учение о категориях, где он перечисляет 10 категорий: сущность, количество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. [1, с. 209]. Основателем же диалектики, как метода поиска истины, принято называть Сократа, который разработал метод диалогического собеседования. По свидетельству Ксенофонта, Сократ называл свой метод диалектикой. Крайне важно понимать, что философы в своих работах упоминают диалектику в разных смысловых значениях и не всегда уточняют её содержание. По этой причине для более правильного понимания смысла, который вкладывали в диалектику, в частности, Сократ, а после этого и его ученик, Платон, нужно учитывать, что термина «логика» ещё не существовало. Он в первый раз появился во времена стоиков. И в дальнейшем, многие диалектические идеи поиска истины легли в основу логики. В последующей философии, термин «диалектика» зачастую употреблялся, как тождественный термину «логика». Именно такое содержание диалектики восприняли многие философы 17-го века, в том числе Декарт и Бекон.

Единственным древнегреческим философом, который понимал диалектику, как единство и борьбу противоположностей, был Гераклит. Противоположности, согласно Гераклиту обуславливают друг друга и не существуют друг без друга. В частности, нельзя ценить здоровье не познав болезни: - «Болезнь делает сладостным и благим здоровье, голод – насыщение, усталость – отдых». Разумеется, были, а также другие греческие философы, которые апеллировали противоположностями – ведь не сложно догадаться, что, в частности, такие противоположности как - тёмное и светлое, бедность и богатство, день и ночь, следуют в определенной очередности. Однако то, что такие противоположности составляют одно целое, понимал на тот момент только Гераклит. Он и сам об этом упоминал: - «Они не понимают, как расходящееся с самим собой согласуется: [оно] противоборствующая [себе] гармония, подобная тому, что наблюдается у лука и лиры» [1, c. 78].

По этой причине идеи Гераклита, существенно опередившие свое время, были названы мистическими и релятивистскими, а основатель логики Аристотель, счёл учение Гераклита алогичным.

Кстати учение Гераклита в значительной мере повлияло на взгляды Гегеля, который открыл диалектику понятий в реальных условиях в этом виде, в котором мы её знаем сегодня. Разумеется, Гегелю предшествовал Кант и его известная работа «критика чистого разума». По Канту - противоречия есть источник заблуждения, он понимает противоречия очень негативно, в русле предшествующей формальной логики. Диалектику Кант считал логикой видимости, иллюзии или заблуждения, а самым главным философским методом — метод метафизики, который имеет дело со сверх чувственными реальностями [2]. В философии Канта, в его категориях нет перехода количества в качество, качество по Канту отличается лишь по степени. Гегель же высказался в противовес Канту, что именно противоречия — есть критерий истины, перевернув тем самым все устои предшествующей философии [3].

Именно Гегель сформулировал три закона диалектики, которыми мы пользуемся и сейчас:

1. Единство и борьба противоположностей.

2. Переход количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицание отрицания.

Дальнейшая заслуга и качественный скачок в развитии диалектики принадлежит К. Марксу, который увидел, что этим законам подчиняются не только понятия (как предполагал Гегель), однако и все происходящие процессы и явления. Так, К. Маркс взял на вооружение диалектику, как всеобщие законы развития, и теперь марксизм не мыслим без неё.

Все вышеперечисленные этапы изменения представлений о диалектике было просто нужно рассмотреть, чтобы понять весь процесс развития данного философского метода. По этой причине если кто-то говорит об устаревании диалектики, то нужно узнать, что данный собеседник понимает под диалектикой, какой этап её развития? Вероятнее всего мы увидим средневековые представления, или ошибочное и неглубокое понимание её законов.

Далее рассмотрим метод, которым сейчас в России во многих случаях пробуют заменить диалектический подход — рассмотрим логическую методологию.

Логика, в своей основе, представляет различные силлогизмы, в частности, А=В, В=С, значит А=C. С точки зрения математических наук, такие утверждения имеют возможность быть верными, однако с философской точки зрения - это отрыв от объективной реальности. Вот, что по этому поводу говорит известный математик Гильберт: «Подумайте: в математике, в этом образце достоверности и истинности, образование понятий и ход умозаключений приводят к нелепостям. Где же искать надежность и истинность, если даже само математическое мышление дает осечку» [4].

Для лучшего понимания сказанного приведем пример логики Зенона в одной из его апорий, где говорится - предмет никогда не достигнет конечного пункта своей траектории, с какой бы скоростью он ни двигался. Он никогда не пройдёт всего пути (допустим, равного 1), потому как любая конечная сумма длин пройденных отрезков пути 1/2+1/4+1/8+…никогда не будет равна 1. И вправду довольно интересная апория, однако она противоречит объективной реальности, где конечный путь всегда будет пройден за определенное время и одновременно с этим она указывает на диалектическое противоречие реальности и понятийного отражения. Во многих случаях, такую логику называют «отрицательной» диалектикой, представители которой развивали одну из противоположностей диалектики, как метода познания, а другие философы через какое-то время развивали противоположности этим противоположностям, что двигало вперед, в конечном счете, именно диалектику.

Слабость логической методологии и механицизма, дает повод для нападок на философию вообще. Так, в частности, основываясь на замкнутости логических цепочек, некоторыми религиозными деятелями, ставится вопрос о принципиальной невозможности познания философией чего-или: «Чтобы стать «строгой наукой», философия оказалась вынужденной в решении вопроса о подлинно сущем сначала поставить вопрос о существовании самого этого сущего, вопрос о бытии бытия. Однако и здесь, прежде чем ответить на данный вопрос, она должна была убедиться в достоверности самих познавательных возможностей человека, убедиться в том, что мышление в состоянии адекватно постигать реальность и в первую очередь познавать самое себя, т. е. доказать истинность своего мышления через свое же мышление. Круг замкнулся. Сомнение, призванное возвести философию на высший уровень достоверного знания о бытии, завело её в глухой тупик, к осознанию своей полной неспособности сказать что-то достоверное о самом главном» [5]. И такая критика вполне ожидаема, ввиду того, что только философия, основанная на диалектической методологии, т. е. диалектический материализм или по-другому – марксизм, находится в постоянной взаимосвязи с объективной реальностью и может отвечать на вызовы современности. Приведем пример диалектики в познании.

Потому, что российское вооружение и сопутствующая ему инженерная мысль славится во всем мире, и за последнее время зачастую «на слуху», то, как пример диалектики в области познания, кратко рассмотрим историю создания российских огнеметов.

В 1969 г. поступил государственный заказ на создание легкого огнемета. Изначально мысль инженеров и работа по созданию огнемета двигались в направлении совершенствования горючей смеси и увеличения дальности действия огнемета (единство и борьба противоречий). После длительных неудачных экспериментов, вследствие количественного накопления опыта, произошёл качественный скачок в сознании инженеров, и они предложили революционную на тот момент идею - нужно отказаться от использования огнеметной струи при стрельбе и начинять огнесмесью реактивные гранаты (количественные изменения перешли в новое качество). Эта мысль изменила принцип действия всей огнеметной техники. На данный момент вся военная огнеметная техника строится на этом принципе (отрицание отрицания) [6].

Хороший, на наш взгляд пример, который характеризует разницу между логикой и диалектикой – это внедрение в России ЕГЭ. С точки зрения логики, данный шаг кажется волне целесообразным – в Европе ЕГЭ используется повсеместно, там высокий уровень жизни и неплохое образование. По этой причине нужно внедрить ЕГЭ в России и всё будет соответствовать европейским стандартам. Однако на практике этого не получается. Зададимся справедливым вопросом – «почему»? Ответ довольно прост – в нашей стране диалектически сформировалась другая система образования, сформировалась в борьбе с теми реалиями и вызовами, которые существуют именно в России. Система ЕГЭ диалектически сформировалась на Западе и соответствует западным критериям и по этой причине она не подходит для нашей страны. Так же, в частности, не подходит почка негроида европейцу, ввиду того, что его организм, в условиях пустынного климата, диалектически приспособился к малому потреблению воды.

Из приведенных выше примеров можно сделать следующие выводы — диалектика не может устареть, ввиду того, что, как открыл К. Маркс, диалектика - это всеобщие законы развития. И только так её нужно понимать в современном мире. Она прошла длинный путь своего развития — от борьбы мифологических мыслеобразов в процессе познания, к их обобщению и появлению понятий, затем появилось философское мышление, которое объективно будет развиваться дальше.

Негативное отношение к диалектике на официальном уровне в России, её не приятие, является огромным барьером для продвижения научной и философской мысли в нашей стране. И причины такого отношения известны - диалектика и марксизм неразрывны. Нельзя быть марксистом и не понимать и не изучать диалектику, нельзя обладать диалектическим мышлением и отрицать положения марксизма. По этой причине в капиталистической России делается все, чтобы принизить, исказить возможности диалектического метода и соответственно очернить марксизм. И делается все по вполне понятной схеме – в дискуссиях о диалектике, берут устаревшие, уже «снятые» самой диалектикой представления и преподносят их как что-то новое. Представления Горгия, Платона, Аристотеля, Бэкона, Канта, а также других философов, которых мы рассмотрели выше, ставят над диалектикой Маркса, игнорируя принцип историзма. По-сути, мы получаем простую подмену понятий.

Очевидно, что все человеческие открытия происходили в тех случаях, когда они базировались на предыдущем человеческом опыте. Наиболее меткую фразу написал Ньютон в письме Роберту Гуку ещё в 1676 г.: - «Если я видел дальше иных, то потому, что стоял на плечах гигантов». По этой причине, если появился такой метод, как диалектика, то нужно на него опираться, и, как можно чаще, применять к познанию происходящих явлений и процессов современности. Так же, марксистам, нужно защищать данный метод от различных нападок и фальсификаций, не забывать, что такая защита – это одна из форм классовой борьбы.

Список литературы

1. История античной диалектики. - М:. «Мысль», 1972. - 335 с.

2. Кант И. Критика чистого разума. /М.: Мысль, 1994 – 591с.

3. Гегель Георг Вильгельм Фридрих, Наука логики. В 3-х томах. М.: «Мысль», 1970.

4. Попов Ю., Пухначев Ю. Парадоксы // Наука и жизнь. 1971. №1. С. 102.

5. А. И. Осипов, Путь разума в поисках истины. - 6-е изд., испр. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 496 с.

6. Сайт тульского конструкторского бюро приборостроения,режим доступа - URL: http://www.kbptula.ru/ru/novosti/novosti-kbp/433-p...


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля