Последние новости

Реклама

Закон и угон: в Госдуму внесён проект закона об отмене уголовной статьи об угоне автомобилей

Вопрос отнюдь не в том, чтобы отменить уголовное наказание за угон авто, а как раз в том, чтобы его ужесточить. В большинстве стран, среди них и бывшего СССР, за угоны наказывают очень жёстко. Эксперты считают, что понизить число угонов можно только при помощи адекватного наказания, пишет издание «Крымская газета».


С целью или без

Недавно депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Нилов внёс в Госдуму проект закона, в котором предлагает отменить статью 166 Уголовного кодекса (УК) РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Всех угонщиков автомобилей автор инициативы предлагает привлекать к ответственности по более тяжкой статье – 158 УК РФ «Кража», наказание по которой более строгое.

В результате, в пояснительной записке к проекту закона сказано, что нередки случаи, когда гражданин-угонщик, успев угнать авто, не успел его продать в целом виде или по запчастям. Наиболее часто суд выносит ему приговор в соответствии со статьёй 166 УК РФ «Незаконное завладение» – вроде как без цели угона, так, покататься. А вот вора, успевшего продать это вполне движимое имущество, судят уже по статье 158 УК. Но ведь объективная сторона преступления в обоих случаях одинакова – машина украдена, следовательно, преступление доведено до конца. Вся разница заключается в субъективной стороне правонарушения: совершено ли оно с целью хищения или без таковой. Вот и получается, что гражданин, совершивший более тяжкое преступление, избегает всего объёма наказания за него. Специалисты же считают, что даже просто проникновение постороннего человека в салон чужого автомобиля должно квалифицироваться как покушение на кражу.

Вот «с целью избежания столь порочной практики проектом закона и предлагается признать утратившей силу статью 166 УК РФ, что означает осуждение совершивших угон автомобилей лиц в соответствии со статьёй 158 УК РФ», – отмечает депутат в пояснительной записке к проекту закона.


Что выбирают

наиболее популярные у угонщиков марки автомобилей, как ни удивительно, это продукция отечественного автопрома – автомобили марки LADA. Просто потому, что они преобладают в российском автопарке. Самые угоняемые – ВАЗ — 2106 и ВАЗ — 2107, «лада приора» и «лада самара». Впрочем, удерживают симпатии угонщиков вот уже несколько лет и японские «тойоты» и «мазды» – тут свои особенности: у угонщиков есть возможность отключать сигнализацию из салона, а не через подкапотное пространство.

Японских за последнее время существенно потеснили корейские «хендай солярис» и «киа рио». Они и вышли в лидеры у угонщиков из-за популярности у потребителей, ввиду того, что выросли их продажи последних лет и они имеют слабые штатные охранные системы, а также прекрасно продаются на вторичном рынке.


Как наказывают

Статья 166 УК РФ в нынешней редакции предусматривает наказание за угон (без доказанной цели хищения): штраф до 120 тысяч рублей или в размере дохода за промежуток времени до 1 года; ограничение свободы до 3 лет; принудительные работы до 5 лет; арест до 6 месяцев; лишение свободы до 5 лет.

А уж если будет доказан сговор группы лиц или при угоне будет применено насилие, штраф увеличивается до 200 тысяч рублей или в размере дохода за промежуток времени до 18 месяцев.

Адвокат Александр Гончаров уточняет:
– Статья, подразумевающая наказание за угон, безнадёжно устарела. Считаю, что это просто лазейка в законодательстве для угонщиков, которой они успешно пользуются и довольно много из них вообще избегают уголовной ответственности. «Прокатился вокруг дома..», «срочно поехал к любимой..», «завёл автомобиль на спор...» – такие нелепые оправдания придумывают угонщики, взятые тёпленькими на месте преступления. И, заметьте, человека, просто сидящего в нетрезвом виде в своём авто, имеют возможность лишить прав (и лишают!), а если посторонний гражданин взломал дверь чужой машины, сел за руль и попробовал угнать авто, но не успел – это всего лишь хулиганство. Но почему? Есть опыт Узбекистана, где эту статью отменили сразу после развала СССР и за угон стали давать срок в 15 лет, а сверху ещё и «керимовские» 5 лет. И данные преступления в Узбекистане быстро сошли на нет. Говорят, там сегодня можно оставлять автомобиль на улице или у дома без всякого опасения за него – без сигнализации и чуть ли не с ключами в замке зажигания. Так что наказание ужесточать надо. Нынешние угонщики – это отнюдь не нищие или малоимущие, а вполне вооружённые по последнему слову техники циничные воры.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля