Последние новости

Реклама

Выступление председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.И. Калашникова по вопросу о проекте постановления Государственной Думы "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О неприемлемости ликвидации школьного образования на языках национальных меньшинств Латвии"
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Сейм Латвийской Республики 22 марта 2018 года принял закон о внесении изменений в закон «Об общем образовании» и закон «Об образовании». В соответствии с этими законами среднее образование в старших классах целиком, а в средних классах в значительной степени (до 80 процентов) к 202 1­-2022 учебному году будет предоставляться только на латышском языке . Тем самым грубо нарушаются провозглашённые в конституции Латвийской Республики и подтверждённые международными обязательствами права на сохранение и свободное развитие родных языков национальных меньшинств, что жизненно актуально для трети населения Латвии, по большей части, русского и русскоязычного.

Напомню, что наш комитет, работая на упре ждение, заслушал наших соотечественников из Латвии на своём заседании в связи с внесением этих законов, дал им публичную оценку, мы направили их тогда и в исполнительную власть. Но, игнорируя мнение значительного числа русскоязычных, эт и законы приняты.

По этой причине мы предлагаем Государственной Думе принять заявлени е "О неприемлемости ликвидации школьного образования на языках национальных меньшинств Латвии ". Заявлением мы, с одной стороны, осуждаем дискриминационные действия латвийских властей, перечи сляя, собственно, европейские правовые нормы, которые должны соблюдать ся. Во-первых, мы предлагаем объединять усилия парламентских демократических государств для защиты нацменьшинств от принудительной ассимиляции. Хотя, согласитесь, трудно считать меньшинство м более трети населения Латвии. Во-вторых, выражаем солидарность с протестами русскоязычной общественности, которые сейчас проходят в Латвии, против дискриминационной реформы.

При всей важности международно-политической оценки принятых законов мы, к сожалению, понимаем, что рассчитывать сегодня на их отмену или осуждение со стороны западных государств, на словах выступающих за демократию, не приходится. Тому подтверждение 2 7 лет существования незаконного института «неграждан» Ла твии, между прочим, члена Европейского Союза.

Но в первый раз, кстати говоря, в истории Думы, давая политическую оценку, мы в нашем заявлени и предлагаем подкре пить её принятием в отношении Латвийской Республики специальных экономичес ких мер, которые мы недавно обсуждали. При этом мы исходили из следующего: то ли принимать нам новый з аконопроект в отношении соотечественников в Латвии, точнее, предла гать его принять пленарному заседанию, то ли не предлагать.

Мы обнаружили, что уже имеется Федераль ный закон от 30 декабря 2006 года № 281 "О специальных экономических мерах" . В соответствии с частью 1 статьи 4 этого закона в ответ на те или иные международные пр отивоправные действия иностранного государства Президентом Российской Федерации на основе наших предложений или предл ожений иных институтов имеют возможность быть приняты специальные экономические меры.

В частности, в отношении Латвии это вполне можно воплотить в жизнь. К примеру, мы можем рекомендовать запретить или серьёзно ограничить транзит российск их грузов и продукции из нашего сырья через ла твийские порты. Напомню, что недавно была большая дискуссия по этому поводу в отношении продукции белорусского производства на основе нашей нефти и нефтепродуктов. И не кто иной, как Президент Российской Федерации предлагал отправлять их не через Ригу и Вентспилс, а через Усть-Лугу. В то же время наши субъекты экономической деятельности, наши фирмы, д о сих пор осуществляют транзит через те же самые порты.

И я думаю, что будет очень логично, если в соответствии с тем решением, которое принято в отношении наших соотечественников, мы сегодня порекомен дуем данные меры. Там есть, а также другие меры, в частности, бойкот некоторых товаров и так далее, но это мы могли бы обсудить уже дополнитель но. Или же президент сам решит в соответствии с тем самым законом, который ему предоставляет необходимые возможности. Мы всего лишь просим применить данные меры, используя сегодняшнюю правовую базу.

Должен дополнительно сказать, что удивительно, но данный закон был принят без какого-или предварительного обсуждения с общественностью, и тем более с общественностью российской, точнее, с нашими соотечественниками.

Должен сказать, что ранее было принято не только наше заявление по Украине: и румыны, и венгры, и Венецианская комиссия также делали свои заявления. Так, Венецианская комиссия приняла тогда некоторые решения и рекомендовала отменить в некоторой части положения украинского закона, на что на Украине никто не реагирует. Плевать они желали, среди прочего, на решения своей конституционной комиссии.

И п оследнее, о чем я бы желал сказать, прежде чем призвать вас голосовать за это заявлени е и принятие постановления. Днём ранее у нас прошли здесь большие парламентские слушания:"О миграционной политике Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых Государств" . Мы там много говорили о наших соотечественниках, о законах по упрощенному получению гражданства Российской Федерации. Мы много говорили о разных мерах по переселен ию соотечественников, о принятии закона о политических беженцах, о то м, как работать с нашими соотечественниками, скажем, в Приднестровье . На эт их слушаниях выступал председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики А.С.Щерба. Кстати, днём ранее у меня была также встреча с президентом Приднестровья В.Н.Красносельским.

Должен вам сказать, у нас очень много проект закона ов, которые требуют принятия, среди прочего, и по смешанным брака м, и по политическим беженцам, и по так называемому «праву п очвы», и так далее. Есть разные мнения насчет этих законов. Многие из них, кстати, внесены фракцией, преобладающей в Государственной Думе . Но, к сожалению, они не поставлены в график принятия, даже в связи с принятием законов, связанных с реализацией Послания Президента.

Я приведу пример, как наши граждане к этому относятся, и как крымский консенсус, среди прочего, по влиял на их волеизъявление во время выборов . В Приднестровье 74 тысячи наших граждан, это почти 25 процентов от всех голосующих за рубе жом. Много говорили о голосующих в Нью-Йорке, в Лондоне. В Приднестровье 97 процентов проголосовало, т.е. почти 74 тысячи человек, за Президента Путина. В Чечне так не проголосовали.

И до сих пор 100 тыс. граждан ждут принятия закона об упрощенном получении гра жданства Российской Федерации. Неужели мы не будем реагировать даже на данные цифры, которые должны нас побудить, в конце концов, что-то сделать в отношении наших сограждан и соотечественников?

Наш комитет предлагает поддержать принятие данного заявления и соответствующего постановления. Спасибо.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля