Последние новости

Реклама

Знаменательная дата в истории отечественной культуры — 150 лет от момента рождения великого русского советского писателя, драматурга, критика и публициста Максима Горького — широко не отмечалась: пролетарский прозаик, предвестник революции и основатель социалистического реализма явно не в чести у нынешней буржуазной власти, во многих случаях «забывающей» о деятелях искусства, воспевавших не мнимые прелести капитализма, а красоту души человека, его устремление к свободе и справедливому переустройству мира.
Тем не менее мимо столь значительного события, бесспорно, не мог пройти один из ведущих московских театров — МХАТ под руководством народной артистки СССР Татьяны Дорониной, носящий имя выдающегося писателя. 28 марта в храме искусств на Тверском бульваре, 22, с аншлагом прошёл грандиозный вечер, посвящённый полуторавековому юбилею от момента рождения Горького, в котором участвовали ведущие артисты прославленного коллектива.

С приветственным словом к зрителям обратилась Татьяна Васильевна Доронина, отметившая роль писателя в истории отечественной культуры, его огромное влияние на русский театр, чей репертуар драматург обогатил бессмертными пьесами, и по сей день идущими на лучших сценах страны, среди них и во МХАТ. О значении литературного наследия одного из величайших русских художников слова говорил известный российский писатель и публицист Юрий Поляков, подчеркнувший, что произведения Горького — рассказы, песни в прозе, повести, пьесы, романы — не потеряли своей актуальности и по-прежнему востребованы вдумчивым читателем.

Программа юбилейного вечера состояла из трёх частей. В первой — «М. Горький и современники» — своими воспоминаниями делились многие знаменитые деятели культуры и искусства, меценаты и политики, лично знавшие писателя. Татьяна Доронина сразу предупредила, что воплощать на сцене выдающихся творческих личностей очень сложно: актёрам трудно «оживить» давно ушедших классиков, добиться нужных интонаций и внешнего сходства (по этой причине на занавес специально проецировались портреты писателей и поэтов). Тем не менее тревоги руководителя МХАТ были напрасны. Её артисты блестяще справились с поставленной задачей, и зрителям и вправду удалось перенестись в начало прошлого столетия и «встретиться» не только с самим Максимом Горьким в исполнении Валентина Клементьева, однако и со Львом Толстым (Михаил Кабанов), Антоном Чеховым (Александр Титоренко), Иваном Буниным (Юрий Ракович), Александром Блоком (Максим Дахненко), Сергеем Есениным (Александр Хатников), Михаилом Пришвиным (Юрий Болохов), Самуилом Маршаком (Артемий Оя), Валентиной Ходасевич (Елена Коробейникова), Саввой Морозовым (Станислав Курач), Анастасом Микояном (Юрий Коновалов).

Большой интерес у публики вызвала вторая часть представления, где зрители увидели сцены из пьесы Горького «Варвары», над постановкой которой мхатовская труппа напряжённо работает уже в течение полутора лет и готовится вынести окончательный вариант на зрительский суд под занавес нынешнего 120-го, юбилейного сезона. Впрочем, столь долгая шлифовка спектакля понятна. Это произведение очень дорого самой Татьяне Дорониной, блиставшей в роли Надежды Монаховой, главной героини, ещё будучи молодой артисткой ленинградского БДТ им. М. Горького (постановка Георгия Товстоногова).

Думаю, что отрывки из «Варваров», где занят цвет творческого коллектива, заинтриговали заядлых театралов, которые не пропустят премьеры. Особо следует отметить восхитительные декорации и костюмы персонажей — фирменный знак всех постановок, идущих во МХАТ.

В заключение было показано последнее действие пьесы Горького «На дне», бессменно входящей в репертуар замечательного театра на Тверском бульваре уже почти 20 лет. Отрывку предшествовал диалог от имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, основателей МХАТ, вспоминавших этапы подготовки произведения к сценическому воплощению, среди них походы труппы на Хитров рынок в Москве (для более глубокого проникновения в жизнь низов общества). Выбор фрагмента «На дне» в качестве финального аккорда юбилейного вечера не случаен: знаменитая фраза из монолога Сатина «Человек — это звучит гордо» вновь напоминает о наиболее важном мотиве в творчестве Горького и завершает всё представление, посвящённое великому писателю, на оптимистичной ноте.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля