Последние новости

Реклама

Сказали "хозяйственное освоение", скажите чётко – по российским законам, призывает эксперт

"Суверенитет России над южными Курилами сомнению не подлежит". Мнение эксперта Алексея Плотникова

Интервью

"Реалист": Японцы для себя историю с Курилами не закрывают. Чего они реально желают от России?

Алексей Плотников: Японцы не закрывают и не имеют возможность закрыть т.н. "Курильский вопрос", потому как он давно стал для них "национальной идеей", "идеей фикс", чем-то вроде национальной "политической шизофрении". Японцы так себя вели последнее время, что им просто-напросто прекратили верить, и даже если предположить, что они искренне запланировали вкладывать деньги во Владивосток, подспудно всем кажется, что они все это делают не искренне, для прикрытия. Чтобы в следующий раз вернуться и продолжить "канючить" Курильские острова. Потеря доверия в международных отношениях – пожалуй, самое страшное, что может быть.

Японцы своей недальновидной упрямой политикой привели именно к этому. Причём если общественность нашей страны уже давным-давно им не верит, то также самое уже, без сомнения, начинает формироваться и на уровне нашей власти.

Хотя наша власть, как мы с вами знаем, любит быть политкорректной и называет всех партнерами, отношение к Японии как стране, которой нельзя доверять, в искренность намерений которой нельзя верить, так или иначе уже достаточно серьезно укоренилась и на уровне властных структур. Я думаю, что это главный негативный для японцев итог, который они получили на сегодняшний день.

"Реалист": столица России заявила, что никакого территориального компромисса быть не может? Или мы до сих пор исходим из принципа "совместного хозяйствования" на Курилах?

Алексей Плотников: Российская власть продолжает вести себя здесь нечетко и непоследовательно (я бы добавил "нетвердо"). По этой причине это рождает, во-первых, иллюзии у японцев, во-вторых, недоверие.

Недоверие к самой власти, только уже со стороны собственных граждан и собственного общества. Вопрос следует разделить на два. Первое: заявляла ли российская власть свою позицию по Курилам? Заявляла, и неоднократно. Сейчас официальная позиция правительства России заключается в том, что Курильские острова перешли к Российской Федерации по результатам Второй мировой войны на законных основаниях, закрепленных соответствующими международными решениями и документами, также, Уставом ООН.

По этой причине российский суверенитет над южными Курилами сомнению не подлежит и не обсуждается. Позиция очень близка по содержанию к известным нотам советского правительства правительству Японии 1960 г., среди которых заявлялось о невозможности заключения в создавшихся условиях (заключение Японией нового Договора о безопасности с США) мирного договора, сорванного по вине самой Япония, и что "территориальный вопрос", решенный по результатам Второй мировой войны, более не обсуждается.

Сейчас, как мы видели, позиция даже более расширена, она дополнена ссылкой на Устав ООН.

Это с одной стороны. А с другой стороны, постоянные непонятные разговоры что мы будем продолжать искать некий "компромиссный вариант", который "устроит обе стороны".

Возникает естественный вопрос: какой может быть компромиссный вариант, если наш суверенитет неоспорим и не обсуждается? Почему наши официальные власти продолжают заявлять "о поиске такого решения", чтобы "ни одна из сторон не чувствовала себя побеждённой"?

Как можно совмещать такие взаимоисключающие вещи? Ответа как не было, так и нет. Это второе.

Наконец, российская инициатива "совместного хозяйственного освоения" южных Курил (т.е. тех самых пресловутых "северных территорий", на которые претендует Токио), которая уже зарождает более серьезные сомнения в действительных намерениях - как всегда, неафишируемых, "келейных" - российской власти.

Зачем Кремлю здесь необходимо себя так вести?

Сказали "хозяйственное освоение", скажите чётко – по российским законам.

Вроде бы и сказали, а японцы, вместе с тем, как о свершившимся факте заявляют что нет, там будет "особая правовая зона для работы японских компаний".

Вывод один: нашим властям здесь необходимо быть абсолютно чёткими, твердыми и последовательными и понимать, что с японцами - да и вообще с Востоком – необходимо себя вести тебя именно и только так, не допуская ни малейшего намека на какие-или "шатания" или компромиссы.

Хозяйственное сотрудничество? Ради Бога. Владивосток, Камчатка, Сахалин. Однако при этом надо твёрдо поставить вопрос что здесь никаких правовых "загогулин", никаких "двойных правовых схем" быть не может. Японские компании, как и компании любой другой страны, работают на нашей территории по российским законам. И вот этого чётко до сих пор сказано не было.

По этой причине и рождает это все у нашей общественности – и без того уже измученной бесконечными шараханьями и непоследовательностью нашей внешней политики - растерянность в твёрдости позиции собственной власти.

Повторим: необходимо сказать очень твёрдо, публично, открыто: японские компании, безусловно, работают на российской территории, соблюдая российские законы. На этом поставить точку, и – уверяю вас - мы сразу увидим, как японцы про Владивосток забудут. Потому, что они никогда не будут работать на нашей территории, не имея в виду удовлетворения в той или иной форме своих территориальных претензий, которые уже давно приобрели для Токио, повторим, форму национальной шизофрении.

"Реалист": Какая международная проблема в Азии будет основной в ближайшие 10-15 лет?

Алексей Плотников: Я предположу, что с Китаем вряд ли что-или может произойти. Китай будет планомерно и последовательно увеличивать свою реальную экономическую мощь. Реальную, потому, что некоторые базовые экономические показатели своего развития, которые декларирует Китай, известно, что вызывают определенные сомнения. Т.е. те показатели экономического потенциала, которые заявляет Пекин с целью демонстрации своей силы и влияния, не всегда соответствуют действительности с точки зрения международных экспертных оценок.

С точки зрения международной политики, Китай не претендует на какое-или мировое лидерство. Это региональная держава, держава наиболее сильная в своем регионе, регионе Дальнего Востока, однако никаких амбиций сверх этого Китай не демонстрирует, и демонстрировать не будет.

Что касается Южной Кореи, то для неё главной проблемой был и остаётся вопрос корейского единства, и так называемая северокорейская ядерная программа. Мы сами видим, что ситуация здесь "не стоит на месте", развивается.

Даже Олимпиада задействована обеими Кореями, чтобы данный вопрос – вопрос корейского объединения - как-то приблизить к решению, или, по крайней мере, сдвинуть "с мертвой точки". Я выскажу свою точку зрения: реальное объединение Кореи - вопрос не ближайшего будущего, здесь слишком много внешних привнесенных факторов, которые, во многом, не зависят ни от Южной Кореи, ни от КНДР.

Что касается Японии, то это вопрос здесь более принципиальный. Если Синдзо Абэ получится завершить начатое (свою "Программу реформ"), и превратить Японию, как он говорит, в "нормальную страну", тогда, возможно, ситуация может измениться.

Что значит "в нормальную страну"? Прежде всего, снять, или минимизировать слишком очевидную военно-политическую зависимость от США (которая, известно, что существует и у Южной Кореи), за что Токио всё время упрекают в том, что она не суверенная страна в военных вопросах и в вопросах внешней политики. К сожалению, это реальный факт.

Если Японии получится это сделать, тогда ситуация сдвинется. Однако с моей точки зрения, из трёх перечисленных вами государств, наибольшие шансы укрепить свой внешнеполитический авторитет и экономическую – прежде всего - мощь имеют Южная Корея и Китай.

Япония слишком загнала себя в угол, выбраться из которого ей необычайно не просто (если – выскажу свое мнение – вообще возможно). Во-первых, из-за политической и военной зависимости от США.

Во-вторых, бесконечными территориальными претензиями, которые уже начинают играть против неё самой. Желал бы помочь вспомнить, у японцев территориальные претензии есть ко всем пограничным государствам. Курильские острова - это самый яркий пример.

Кроме этого, у Токио есть претензии к обоим Китаям, - это острова Дяойюдао-Сенкаку, а также к Южной Корее – на крохотные, практически необитаемые скалы: острова Токто или Такэсима по-японски.

По этой причине Японии, для начала, необходимо, в первую очередь, решить для себя данный "мучительный вопрос": отказаться от территориальных претензий, чтобы выглядеть в глазах партнёров страной, заслуживающей доверия.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля