Последние новости

Реклама

Новая Россия

Об этом сообщило издание «Крымское Эхо».

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОФИЦЕРА ОТ ПАРАДА ПОБЕДЫ

Алексей БАШКИРОВ

Дата: 13.05.2008

Ждал с нетерпением Парада Победы на Красной площади и в ожидании переключал каналы, стремясь уловить тональность украинского телевидения в эти минуты, когда люди вышли на улицы, чтобы быть вместе в данный день, забыв обо всем, только не об этом святом для многих из нас празднике Победы. На всех каналах, как я и предполагал, — фильмы, песни военных лет, репортажи с ветеранами.

А на «Черноморке», вальяжно развалясь в кресле, вещал Пилунский. Также о войне говорил. Ничего лучше редакция ЧТРК придумать не могла, как отдать эти эфирные минуты тому, кто…

Впрочем, им, телеруководителям, виднее. Кстати, даже известный своей русофобской ориентацией «5 канал» и тот вел прямую трансляцию с Красной площади, что меня несказанно удивило. Отключился я от Пилунского, потому как «говорит и показывает Москва!».

В это день, 9 мая, на Красной площади всё было новое. Новая форма у участников парада, новый наряд площади, новый президент и новый глава российского правительства. А на парадном старте в прилегающих улицах и на Манежной площади стояли новые БМП, новейшие танки, невиданной доселе мощи ракеты. А на подмосковных аэродромах уже рычали на взлетной полосе истребители, ракетоносцы, бомбардировщики. Я представляю, какое волнение испытывали участники парада… Парад большого или маленького гарнизона — это всегда волнительно, потому как ты во всей своей военной красе или в пешем строю, или на танке, или на коне. И в кабине самолета также.

А тут — Парад Победы…

Началось!

Всё, как и 63 года назад: «Пар-а-а-ад! Смирно! Для встречи справа!.». Кто участвовал в парадах, знает, что в эти минуты — мурашки по спине. В эти минуты, как никогда, ощущаешь себя частью мощного сильного военного организма. Я это почувствовал в первый раз в детском возрасте, когда стоял на площади, пусть и не на Красной, однако в парадном строю военно-музыкального училища, который по традиции открывал военный парад местного гарнизона. И фотография сохранилась с того первого моего парада.

Слушаю традиционную речь президента РФ Дмитрия Медведева. Разумеется, будут аналитики читать её между строк, стараясь уловить намеки, угрозы, уловить слабость, наконец. Однако, на мой взгляд, речь была выверена до вздоха, до паузы, до каждого слова.

Было очень заметно волнение Медведева в новой роли президента великой в буквальном смысле слова России и верховного главнокомандующего такой мощной силой, какой стала за последние годы российская армия. Заметно было и на лице Владимира Путина переживание за своего преемника, по сути своего ученика. Однако все прошло без сучка и задоринки, и оба облегченно, как мне показалось, вздохнули, разместившись на гостевой трибуне между ветеранов.

Прозвучало «К торжественному маршу!...» — и они пошли. Сначала совсем юные, а далее элита армии – слушатели военных академий. Заметил, на трибуне поднимались, отдавая честь, то один ветеран, то другой. Это они так приветствовали своих: летчики – летчиков, связисты – связистов…

Тот, кто сам участвовал в парадах, наблюдая со стороны, всегда придирчиво присматривается к тому, как сидит на офицере форма, как тянут они ногу, как идут правофланговые, что на виду у всех, как держит равнение вся шеренга. И я также придирчиво смотрел — и ставил каждой «коробке» высшую оценку. Имею право. Парад-то не только для президента, а и для меня также, как и для всего прогрессивного и непрогрессивного человечества, если к последним наиболее условно отнести вероятного противника, который у каждой армии взят, хотя бы и теоретически, на заметку.

И вот пошла техника, которая перед этим трое суток утюжила московские улицы, репетирую повороты и развороты. Не зря утюжили... Во-первых, отработали все въезды и выезды, а во-вторых, дали возможность москвичам и приезжему люду вдоволь насмотреться на то, что такое современная боевая техника. Думаю, что не без умысла была организована на московских улицах такая демонстрация. И грузины, каких в Москве немало, глядя на все это, наверняка могли задуматься: а стоит ли связываться?

Идут по площади тягачи, в кузове которых две ракеты. Это знаменитый «Искандер», оперативно-тактический комплекс, который достает противника за полтыщи километров, среди них и ядерными боеголовками. В переводе с фарси «Искандер» — покоритель мира. Так в древности называли Александра Македонского.

«Искандер» — новое и наиболее перспективное оружие, оно выгодно отличается от своих западных аналогов. К примеру, от американского ATACMS, дальность полета ракеты которого всего 115 км. В обозримом будущем американцы желают повысить её до 190 км, однако произойдет это только за счёт резкого снижения веса боевой части — с 570 до 160 кг. У российских тенденция обратная. При полутонной боевой части и при условии выхода России из Договора по ракетам средней дальности есть возможность без существенных доработок увеличить дальность полета ракет до 1,5 тысячи, а то и больше километров. Так что появление «Искандера» на Красной площади — сигнал НАТО и США: на расширение альянса в сторону границ России, создание американских баз ПРО в Польше и Чехии есть более чем адекватный ответ.

По площади проплывают наследники легендарной «Катюши» — самая мощная реактивная система залпового огня (РСЗО) «Смерч». Только «Смерч» способен применять кассетные головные части осколочно-фугасного и зажигательного действия, доставлять к цели мины для противотанкового и противопехотного дистанционного минирования местности, поражать бронетанковую технику, фортификационные сооружения и пункты управления войсками. Один залп — и 12 неуправляемых ракет калибра 300 мм (вес боевой части каждой — 280 кг) «перепахивают» местность 650 на 650 квадратных метров. Больше на этом квадрате земли ничего не остается.

Ветераны танковых войск — те, кто под Курском разбили наголову фашистов, — с нетерпением ждали появления на параде знаменитого на весь мир «летающего» танка Т — 90.

Летающим его прозвали за возможность прыгать с трамплина, когда, разогнавшись, 40-тонная машина «по-самолетному» взлетает и некоторое время «парит» в воздухе. Красиво. Правда, в жизни бесполезно. Это просто демонстрация ходовой мощи танка, способного нестись по пересеченной местности со скоростью 70 км/ч, преодолеть водное препятствие глубиной 5 метров, ров шириной 3 метра, вертикальную стену высотой 1 метр.

Т — 90 — самый защищенный российский танк: от композитной металлокерамической брони до так называемой динамической защиты. Принцип её действия в том, что при попадании вражеского снаряда взрывчатое вещество, входящее в состав динамической защиты, детонирует и встречным взрывом компенсирует разрушающее действие атакующего снаряда. Однако на этом возможности по «самообороне» танка не заканчиваются. Т — 90 — первая машина российской армии, где установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора». Такого рода «Штора» серьезно снижает вероятность попадания в танк противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с полуавтоматической системой наведения. Комплекс успешно создает помехи системам управления оружием с лазерным целеуказанием, кроме того, лазерным дальномерам. Также, на танке установлена система электромагнитной защиты от мин. Умная электроника может дистанционно подрывать противотанковые мины, находящиеся на пути машины.

Ну а уж про ударную мощь Т — 90 и говорить не приходится. На танке установлен автоматизированный комплекс управления огнем 1А45Т (прицел-дальномер, прибор наведения, баллистический вычислитель, датчик ветра, кроме того, ночной прицел с дальностью распознавания цели 1500 метров). Кроме этого для «улучшения зрения» экипажа в машине установлен тепловизор. Из-за всех этих приспособлений Т — 90 стал более «зрячим» и «длинноруким». Неважно, день или ночь сейчас — в любое время суток в прицел орудия танка видны не только бронированные цели, однако и животные, люди на дистанции 3 тысячи (!) метров. Поражение целей на этой дистанции гарантирует 125-миллиметровая гладкоствольная пушка, стабилизированная в двух плоскостях и оборудованная автоматом заряжания.

Благодаря «стабилизатору» независимо от того, стоит танк или движется, выполняет тактические маневры для уклонения от противотанковых средств противника, наводчик-оператор надежно держит цель и произведет выстрел, который в 99 случаях из 100 окажется точным. Рассказывают, что на одном международном военном салоне россияне предложили американцам провести танковую дуэль: Т — 90 против новейшего Abrams’а. Американцы подумали и отказались.

Однако, пожалуй, самой большой изюминкой вооружения Т — 90 можно назвать возможность ведения огня не только по наземным, однако и по воздушным целям. Для решения этой непростой даже для специальных зенитно-ракетных комплексов задачи в машине применен комплекс управляемого ракетного вооружения «Рефлекс».

А вот и «Тополи», изюминка наземного парада, показались в Историческом проезде. Про них легенды ходят. Это мобильный межконтинентальный комплекс. Координаты шахт российских баллистических ракет известны американцам, и в случае ядерной войны они неминуемо будут поражены. Однако всегда в запасе есть «Тополь». Мобильный, 100-тонный тягач, который в случае чего просто уйдет в «автономное плавание» по бескрайним российским лесам, болотам и весям. Найти его — что иголку в стоге сена. Американцы уже подсчитали, что для обнаружения группировки «разбежавшихся» по просторам России «Тополей» требуется не менее чем в сотню раз увеличить число спутников-разведчиков. Это нереальная задача даже для такой богатой страны. Да и где гарантия, что, обнаружив «Тополек», они успеют его уничтожить?

Автономность «Тополя» проявляется во всем — от передвижения до получения целеуказания. Стрелять он может с любой точки маршрута. В Московском институте теплотехники, где создавался «Тополь», говорят, что его уникальность не только в этом. Старт ракеты происходит быстрее, чем у остальных комплексов, из-за чего система спутникового наблюдения противника просто не успевает его зафиксировать. Благодаря расположенным на ракете нескольким десяткам вспомогательных двигателей в полете она идёт не по классической баллистической «параболе», а «змейкой», что затрудняет определение её точного местоположения радиолокационными станциями. Так что перехватить её не способна ни одна система противоракетной обороны.

Скрылись «Тополи» за Васильевским спуском — и площадь опустела. А в небе разворачивалось такое, чего Красная площадь давно не видывала. Мне только раз в жизни удалось увидеть с птичьего полета центр Москвы, когда военно-транспортный самолет, пассажиром которого я был, совершил посадку на Центральном аэродроме, что на Ходынке. Над Москвой вообще были полеты категорически запрещены. А тут над Красной площадью — вертолеты, истребители, бомбардировщики, один за другим, чётко соблюдая строй…

Представляю себе, как долго размышляли в российских верхах, прежде чем решиться провести воздушный парад. Риск был велик. А уж когда над многомиллионной Москвой в самом её центре авиаторы продемонстрировали дозаправку в воздухе, при этом красиво, без пробных заходов, что в практике зачастую случается, тут уж и комментировать нечего. Дозаправка в воздухе считается высшим проявлением авиационного мастерства и тех, кто заправляет, и особенно тех, кто забирает топливо.

…Вот и прошли 45 минут Парада Победы. Пусть теперь обсуждают и в НАТО, и в ЕС, и в ПАСЕ, что это было такое. Да хоть в ЮНЕСКО!

А что в Киеве? Тем временем в Киеве проходило шествие ветеранов, в рядах которых был и президент. Все вроде бы проходило гладко, пока не дошло до речей. И тут произошло то, что и должно было произойти. Не могло не произойти. Ветераны открыто и достаточно уверенно выразили президенту свое негодование, когда он вновь запел старую песню о «героях» ОУН-УПА, пособниках фашистов, которых непременно «треба реабилитировать». «Ганьба!» услышал весь мир — и это было в адрес президента…

Может, это и есть та самая демократия, о которой мечтал народ Украины?

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля