Последние новости

Реклама

В конце 1980-х годов наш постоянный классовый враг — международный империализм — пришёл к выводу, что для победы над советским социализмом можно постараться применять единственный оставшийся вариант: разрушить советскую политическую систему изнутри. Опыт показал, что прокапиталистические силы не в состоянии овладеть государственной машиной, опирающейся на миллионы трудящихся. В этой ситуации обострения классовой борьбы союзный центр не только проявлял удивительную беззубость, однако и стал усиленно насаждать «свободный» рынок, призванный заложить экономическую основу реставрации капитализма. Такое поведение центра всё время порождало дестабилизирующие импульсы.
Государство всегда классовое

Стержнем советской политической системы была КПСС. Партия выполняла роль шампура, на который были нанизаны государственные структуры и общественные организации. Выдернув шампур, антисоветчики добились, что всё «поехало», так как были нарушены субординация и координация государственных органов и общественных организаций и по вертикали, и по горизонтали. Предпринимавшиеся в КПСС попытки переломить ситуацию (последние пленумы ЦК, образование КП РСФСР, инициативные группы рядовых коммунистов) не были скоординированы, не опирались на широкие массы членов КПСС и беспартийных. И в РСФСР, и в союзных республиках интернационалистам не удалось успешно противостоять «демократам» и националистам.

Надо признать, что у нас был процесс не распада и не развала единого государства — СССР, а его разрушение, расчленение, замена первоначально на 15 национальных, по существу, буржуазных государств. В этой трагедии активно или пассивно, реальными действующими лицами или конформистами-наблюдателями участвовали десятки миллионов людей.

В современной российской литературе, обычно, затушёвывается вопрос о социально-классовой природе новых государств. Такая позиция носит корыстный, буржуазно-охранительный характер: без изменения социально-классовой сущности новых государств национальный вопрос в будущем не решить, страну и народы не объединить. Пора решительно отказаться от пагубных рассуждений о современном государстве как о каком-то «общественном договоре». Их вздорность особенно очевидна после того, как мир узнал об обсуждении в августе 1991 года Б. Ельциным и «улыбающимся маршалом» (Е. Шапошниковым) намерения бомбить Кремль, после того, как мир наблюдал в октябре 1993 года показываемый иностранной телекомпанией расстрел танками Дома Советов в Москве, где располагались высший орган власти России — Съезд её народных депутатов и Верховный Совет. И борьба за государство — это борьба за господство правящего класса, за организованное и систематическое насилие, включая изъятие средств борьбы у эксплуатируемых.

Сколько грязи вылили и продолжают выливать «демократы», либералы и националисты на «экстремистов»-большевиков, выступавших за слом государственной машины царской России! Однако разве они не то же самое сделали в интересах эксплуататоров? Большевики-то разрушали государство капиталистов в интересах трудового народа.

К чему привело разрушение СССР? К тому, что проиграли все народы. Новые государства находятся в тяжелейшем политическом и социально-экономическом кризисе. В большинстве союзных республик сложились олигархические режимы (исключение — только Белоруссия). В политической жизни нарастают националистические и фашистские тенденции, последыши бандеровцев, «лесных братьев» и прочих пособников гитлеровцев маршируют на улицах наших городов.

Разрушен единый народнохозяйственный комплекс. Производство промышленной продукции почти во всех республиках на уровне, не дотягивающем до показателей 1990 года. Аналогичная ситуация в сельском хозяйстве. Резко упал уровень жизни трудящихся, идёт вырождение населения. Из-за отсутствия работы на родине граждане бывших советских республик (особенно Средней Азии, Украины и Молдавии, зон межнациональных конфликтных ситуаций) эмигрируют в РФ, а также другие страны.

В результате образования новых государств оказались разделёнными целые народы, складывавшиеся многими десятилетиями и веками национальные общности. Вне Российской Федерации оказались более 25 млн русских, вне Украины — около 7 млн украинцев, 2,5 млн узбеков — вне Узбекистана, 1,5 млн белорусов — вне Республики Беларусь… Нарушены родственные и дружеские связи десятков миллионов людей, многонациональная культурная и информационная общность. Сужается сфера функционирования русского языка как языка межнационального общения, существенно сократилось число школ с русским языком обучения. В Туркмении процесс вытеснения русского языка почти завершён. Недавно президент Казахстана Н. Назарбаев подписал указ о поэтапном переводе казахского языка с кириллицы на латиницу.

Разрушены единые Вооружённые силы. Ракетные и Военно-космические войска оказались в разных государствах. Нет теперь единой системы ПРО и ПВО. Разделены военно-морские силы. В итоге существенно ослаблен военно-научный и военно-промышленный комплекс, который был бы способен защищать население бывших союзных республик.

В корне изменилась вся архитектура международных отношений. За последнюю четверть века на бывшей территории СССР появились новые политическая, социально-экономическая и духовно-культурная реальности. В развитии национальных и национально-государственных отношений налицо две наиболее значимые тенденции: к реинтеграции и к дезинтеграции. Говорить о преобладании тенденции к реинтеграции пока нет никаких оснований. В то же время при всей крайней нестабильности структуры обособленных государств в определённой мере «окостеневают». Линия нынешних режимов на разъединение продолжается. Данный процесс подталкивается крупнейшими империалистическими хищниками. Можно даже сказать, что происходит «пережёвывание» Западом новых «независимых» государств, предпринимаются попытки проглотить добычу. И данный процесс подходит к завершению, ибо налицо признаки нового передела мира.

От «парада суверенитетов» к «параду отказа от суверенитетов»

Военное сотрудничество Российской Федерации с частью бывших союзных республик ныне целиком отсутствует. «Парад суверенитетов» сменился «парадом отказа от суверенитетов». Литва, Латвия и Эстония в 2004 году были приняты в ЕС и НАТО. Власти Грузии также ставят вопрос о приёме в данные международные организации. К вступлению в них навязчиво призывают влиятельные политические силы Украины и Молдавии. Прослеживается движение Азербайджана в сторону ЕС и НАТО. Во многих бывших союзных республиках существуют военные и перевалочные базы, учебные центры, структуры управления войсками США и Североатлантического военного блока.

«Демократические» демагоги талдычат о «цивилизованном разводе» при разрушении СССР. Однако на территории прежнего Советского Союза после 1991 года распространялись «метастазы» острейших конфликтных ситуаций, межнациональных и гражданских войн. Происходили и проходят столкновения с использованием тяжёлого оружия (ракетная артиллерия, бронетехника, авиация). Совершаются чудовищные террористические акты на транспорте, взрывают жилые дома, людей захватывают в заложники. В двух чеченских войнах погибли, по оценкам, до 250 тысяч военнослужащих и мирных граждан. Гражданская война в Таджикистане (1992—1997 годы) унесла жизни как минимум 100—150 тысяч человек. Многие тысячи людей погибли во время конфликтных ситуаций в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии, Приднестровье, в погромах, беспорядках и пограничных столкновениях в Средней Азии. Гибнут жители Донбасса. Миллионы людей получили ранения и покалечены, стали беженцами и вынужденными переселенцами.

Бывшие союзные республики выдвигают территориальные претензии друг к другу. В августе 2015 года на заседании правительства Украины отмечалось, что с украинской стороны на границе с РФ оснащено 180 км противотанковых рвов, 546 км фортификационных преград. Узбекистан установил противопехотные мины по всему периметру границы с Таджикистаном, чтобы якобы защитить себя от террористов и наркоторговцев. Ни один террорист или наркоторговец на минах не подорвался, а простые люди гибнут.

Национализм — очень опасное явление. Однако у нас есть «учёные», которые отвергают даже термин «национализм». Постановка вопроса о национализме и шовинизме якобы «обижает» народы. И это проповедуется в условиях острейших межнациональных конфликтных ситуаций и войн! Коммунисты обязаны воспитывать у широчайших слоёв населения самый стойкий иммунитет к национализму, шовинизму и ксенофобии.

Разобщённость устремлений новых государств проявляется в экономической сфере. Экономика СССР представляла собой единый организм. Разрушение целостного союзного народнохозяйственного комплекса было очень болезненным. Уровень экономической интеграции существенно снизился. В 1990 году доля товарооборота между республиками СССР во всём их товарообороте составляла 69%. В 2014 году доля взаимной торговли стран СНГ равнялась 19% в общем объёме их внешнеторгового оборота. Очень слабо интегрирована с бывшими союзными республиками Российская Федерация. У РСФСР в 1990 году доля торговли с другими союзными республиками во всей торговле равнялась 57%, в настоящее время (январь — июнь 2017 года) у РФ — только 12%.

Причины этих перемен понятны. Компрадорам выгоднее гнать за границу газ и нефть, чем вкладывать средства в машиностроение, электронную промышленность, приборостроение, а также другие важнейшие отрасли. На территории прежнего Союза развиваются только те отрасли, для которых мировой рынок предоставил определённые ниши, однако ситуация на нём определяется интересами глобального крупного капитала, а ему не необходимы конкуренты. Зависимость экономик новых государств от основных империалистических хищников усиливается. Прав В. Трушков, когда подчёркивает: «Нам позарез необходима интеграция современного пролетариата, основным отрядом которого по-прежнему выступает рабочий класс».

Новые государства заметно удалились друг от друга в духовно-культурной сфере. Советские ценности вытесняются националистическими мифами.

Симуляция реинтеграции

Когда рушили Советский Союз, объявили о создании Содружества Независимых Государств. Ныне участниками СНГ являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения (ассоциированный член), Украина. В 2009 году официально вышла из СНГ Грузия. 9 ноября 2016 года в Верховную Раду внесён проект закона о выходе Украины из СНГ.

СНГ — аморфное образование. Нет и намёка на создание дееспособных, наделённых реальными полномочиями надгосударственных органов СНГ. Новые «вожди» стран СНГ при всякой попытке подтолкнуть «снизу» интеграционные процессы вопят об ущемлении суверенитета. В силу своей рыхлости СНГ мало что даёт для реинтеграции бывших союзных республик. Однако в нынешних конкретных условиях коммунисты поддерживают органы СНГ, когда идёт речь о сохранении хотя бы отдельных элементов общности народов прежнего СССР.

Перспективы реинтеграции зачастую связывают с Союзным государством Республики Беларусь и Российской Федерации. Договор о его создании был подписан 8 декабря 1999 года. Этому способствовали два постановления, принятые Госдумой РФ 15 марта 1996 года: «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР» и «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР». Безусловно, положительно сказалось избрание в 1994 году президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, внёсшим значительный вклад в восстановление белорусско-российского сотрудничества.

Однако до сих пор Договор о создании Союзного государства не наполнен реальным содержанием. Нет Конституции, общего правительства, единой денежной системы. Существенно различаются основные подходы в социально-экономической политике. Страны Запада, а с их подачи временами и РФ, ведут против Белоруссии экономическую, политическую и информационную войну. Понятно, что белорусы никогда не согласятся на Союз, в котором российские и западные олигархи поглотят их экономику и установят своё политическое господство. Коммунисты, не подлежит сомнению, должны поддерживать укрепление Союзного государства, равноправие участников реинтеграции.

Ещё одна попытка интеграции — создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Его создание во многом напоминало «бег на месте». Политические аспекты объединения, в конечном счёте, были отвергнуты. 10 октября 2000 года в Астане главами государств (Белоруссия, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС. 25 января 2006 года прошло подписание протокола о присоединении к организации Узбекистана, однако в октябре 2008 года Узбекистан приостановил в ней своё участие. С мая 2002 года статус наблюдателя при ЕврАзЭС имели Украина и Молдавия, с января 2003 года — Армения. 10 октября 2014 года главы РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества.

Ныне говорят о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и Таможенном союзе, о свободе движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, о скоординированной, согласованной или единой социально-экономической политике. В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран (Казахстан, РФ, Белоруссия). В 2014 году участником Таможенного союза стала Армения (решение вступило в силу 2 января 2015 года), в том же 2015-м — Киргизия. Первые пару лет результаты работы ЕАЭС были положительными. Однако далее объём внутрисоюзной торговли приобрёл отрицательную динамику. В 2015 году объёмы взаимной торговли в ЕАЭС сократились на 25,5%, по результатам 2016 года — уменьшение ещё на 6,7%.

Итак, в интеграции на территории прежнего СССР серьёзных сдвигов не наблюдается. Между тем внутренние и внешние факторы, требующие реинтеграции бывших союзных республик СССР, не исчезли. Опросы социологов свидетельствуют, что уровень положительного отношения к СССР остаётся примерно на уровне результатов Всесоюзного референдума в марте 1991 года. Широко известный американский Институт Гэллапа полтора года назад опубликовал результаты опроса граждан бывших советских республик. Ответы огорошили американцев. Только 24% бывших советских граждан увидели в ликвидации СССР положительный момент. Больше всего специалистов института поразил срез мнений на Украине и в Молдавии. В «незалежной», вопреки Майдану, 56% опрошенных негативно относятся к утрате единой великой страны, лишь 23% видят в этом пользу. В Молдавии, парафировавшей соглашение об ассоциации с Евросоюзом, где Конституционный суд признал государственным языком румынский, 42% продолжают видеть в развале СССР больше вреда, пользу же усмотрели 26%. Граждане РФ также не в восторге от «сброса балласта», как преподносили разделение СССР «демократы»: 55% респондентов видят в этом вред, лишь 19% — пользу.

Однако при нынешней политической ситуации значительная доля положительно относящихся к СССР респондентов не готова активно бороться за его восстановление.

Представляется, что объективные и субъективные факторы, подталкивающие к восстановлению СССР, пока используются не в полной мере. И виной этому — не только националисты и компрадоры, однако и мы сами: наша пассивность, нерешительность. Надо дать трудящимся реальную программу конкретных действий, направленных на реинтеграцию, и настойчиво проводить её в жизнь. В её осуществлении найдётся место каждой партийной организации, нашим союзникам, широким слоям трудящихся. Главное условие успеха — коренное изменение общеполитической и социально-экономической ситуации в бывших союзных республиках, по крайней мере, в наиболее крупных из них. Сплочение народов на началах равноправия и социальной справедливости возможно только в условиях социализма.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля