Последние новости

Реклама

Сергей Трофимов: «Главное, чтобы не было стыдно приезжать в сёла и встречаться с избирателями»
Хотя в силу различных обстоятельств крымским парламентариям приходится заниматься широким кругом проблем, то и дело подставляя надёжное плечо коллегам из исполнительной власти и муниципалам, всё же главной задачей депутатов остаётся законотворчество — создание нормативно-правовой базы, которая позволит Крыму жить и работать без сбоев, как отлаженный механизм. Поэтому и рубрику «В «Политической гостиной» «Крымских известий» мы завершаем встречей с главой профильного Комитета ГС РК по законодательству Сергеем ТРОФИМОВЫМ. Каковы парламентские итоги года? Все ли базовые законы уже приняты и действительно ли они работают и защищают права жителей полуострова? Много ли осталось прорех в правовом поле республики? У журналистов «КИ» накопилось немало вопросов к гостю.




— В начале года парламент поставил задачу перейти от количества к качеству: не столько принимать новые законы, сколько доводить до ума существующие, мониторить, как они реализуются на практике. Удалось ли это сделать?

— Цифры — самая упрямая вещь, а они говорят о неплохом результате. Если сравнивать 2014—2015 годы с этим и предыдущим, можно проследить тенденцию снижения количества принимаемых нормативно-правовых актов, в том числе базовых, то есть регулирующих определённую сферу жизни. Всё чаще принимаются законы о внесении изменений, то есть повышается качество уже имеющейся законодательной базы. И здесь ключевую роль играет именно мониторинг — чтобы понимать, какие законы работают, а какие нуждаются в доработке, без системного отслеживания ситуации не обойтись. Для этого мы в прошлом году и приняли закон о мониторинге нормативно-правовых актов, и уже в этом — удалось достичь хороших результатов. Мы промониторили порядка 20 республиканских законов, большая их часть касается социальной сферы. И опирались не только на цифры в отчётах — сами крымчане, представители той или иной категории, подпадающей под действие законов, делились мнениями, насколько действенен тот или иной нормативный акт.

— На итоговой пресс-конференции года президента Владимира Путина много внимания уделялось вопросам социальной политики, исполнению майских указов, демографической ситуации и связанным с ней новым инициативам. Все они в результате уходят в регионы, где их и предстоит реализовывать местным властям. Как считаете, наши чиновники справляются с задачами, которые перед ними ставят на федеральном уровне?

— Непростой вопрос. Думаю, оценивать качество исполнения инициатив и указов президента должен сам президент. Что касается майских указов, они принимались в 2012 году, когда Россия испытывала экономический подъём, — с тех пор ситуация изменилась очень сильно, западные страны с 2014 года стараются оказать максимальное давление на нас, разрушить экономическую самостоятельность РФ. Тем не менее от тех указов и поручений никто не отказался, и они реализуются — хотя, может, и не так быстро, как хотелось бы. Крыму пришлось тяжелее всех, поскольку до 2014 года мы находились в совсем других реалиях, были проблемы и с демографией, и с местами в детских садах, состояние социально-культурной сферы было катастрофическим. И только за последние три года создано более 14 тысяч мест в дошкольных учреждениях! И это не предел, ещё реализуется Федеральная целевая программа — например, в моём родном Сакском районе в её рамках строятся три детских сада, это 660 дополнительных мест. Кроме того, есть договорённость Главы Республики с президентом о выделении дополнительных средств на 50 модульных ДУЗ в следующем году. Принята ещё и региональная адресная инвестиционная программа, в рамках которой ремонтируются действующие учреждения. Глава Государственного Совета РК Владимир Константинов выступил с инициативой принятия республиканской программы по замене окон и ремонту фасадов в школах — думаю, за три-четыре года удастся привести образовательные учреждения в надлежащий вид. И так по всем отраслям — ремонтируется дорожная сеть, обновляется инфраструктура. Так что, могу заверить, наши чиновники работают. Просто вызовов перед нами так много, что не всегда получается достичь нужного результата быстро.

— Продолжая тему недавней пресс-конференции, которую сейчас обсуждают все… Президент говорил в том числе и о двойных стандартах в подходах к реализации законов. Как считаете, кто виноват: несовершенные законы, допускающие двоякое толкование, или люди, считающие себя вправе пользоваться лазейками?

— Как юрист могу сказать: не существует закона, который нельзя было бы обойти. Всё зависит от менталитета, отношения людей к проблеме. То есть закон просто устанавливает правила игры, и мы либо соглашаемся действовать в соответствии с ними, либо нет — и тогда рано или поздно за это придётся платить. Как говорится, сколько верёвочке ни виться… Заметьте, на том же Западе наиболее ценны юристы, которые умеют обходить законы и использовать лазейки в них, — и они же наиболее высокооплачиваемые. А вот в скандинавских странах уровень исполнения законодательства высокий. Наши люди изначально творческие, а сама система долгие годы была выстроена так, что выживал, кто умел вертеться, — достаточно вспомнить 90-е. И закон выживания сильнейшего всё ещё является частью нашего менталитета. Нужно работать с молодёжью, причём начинать чуть ли не с детского сада, чтобы уже в новом поколении воспитывать уважение к закону.

— Совсем скоро мы будем отмечать четвёртую годовщину «Крымской весны». Все ли необходимые законы приняты или жизнь постоянно подбрасывает новые «сюрпризы», требующие законодательного урегулирования?

— Жизнь действительно непредсказуема. Вспомните, как оптимистично мы в 2014 году устанавливали переходный период на год, думали, что всё успеем. Потом начали вводить особенности законодательства и до сих пор по ним живём. Ежедневно выявляем новые факты и ситуации, причём подчас совершенно удивительные и очень частные случаи, потому что люди порой очень оригинально подходят к решению своих проблем, и подвести под всё это затем общую законодательную базу сложно. И всё равно налицо тенденция по снижению количества принимаемых законов. Тем не менее без работы парламентарии вряд ли останутся — то жизнь те самые сюрпризы преподносит, то на федеральном уровне меняется законодательство и нужно корректировать республиканское. Мировому парламентаризму сотни лет, наши четыре года работы в масштабах истории — самое начало пути, детство, если можно так выразиться.

— Как считаете, не слишком ли велико количество депутатов в Государственной Думе? Действительно ли для законотворчества необходимо 450 человек? Быть может, они бы работали эффективнее, если бы их было меньше?

— С точки зрения законотворчества — возможно. Но главная задача нижней палаты Федерального Собрания — общение с электоратом, выезд в округа, сбор информации о реальных проблемах. К примеру, в Крыму три мажоритарных округа, в каждом — порядка 600 тысяч избирателей, с которыми депутат Госдумы должен регулярно встречаться. Представьте, что было бы, если бы от республики избрали только одного человека? Хватало бы ему времени, чтобы объезжать весь полуостров — притом, что на это отводится одна неделя в месяц? Мажоритарщики ценны именно тем, что привозят информацию с мест, и если её нет — последствия печальны. А если уж взять масштаб всей России, думаю, 450 человек — не так уж и много. Другое дело, что сами избиратели не должны сидеть сложа руки, а требовать от депутатов конкретных дел и призывать их к ответственности.

— Раз уж зашла речь о федеральных депутатах — удаётся ли вам найти общий язык с московскими коллегами? Привыкли ли они к тому, что есть крымчане со своими особенностями, требующими отдельного подхода?

— Во-первых, отношение действительно постепенно меняется, появляется понимание. Во-вторых, в федеральных органах власти у нас есть коллеги-крымчане, с которыми мы раньше вместе работали на уровне республики — Константин Бахарев, Андрей Козенко, Светлана Савченко, избранные в Госдуму, Сергей Цеков — сенатор от Крыма в Совете Федерации. И с этими людьми мы ведём ежедневный диалог, любые вопросы, касающиеся полуострова, находятся на контроле, мы получаем самую свежую информацию. Пока крымчане не имели своего представительства в парламенте страны, было сложнее отстаивать некоторые важные для нас моменты, заставить прислушаться к нам и учесть те самые наши особенности. Сейчас проще, яркий тому пример — принятое в итоге решение по нашим кредитам в украинских банках.

— Вы сегодня уже затрагивали тему работы в округах. Крымский спикер Владимир Константинов часто критикует муниципальные власти за нерасторопность, нежелание решать проблемы. Не чувствуете ли вы себя своеобразной пожарной машиной, пытающейся тушить такие очаги возгорания на местах?

— На самом деле этот год очень отличается от предыдущих, полностью поменялся подход к работе на местах. «Пожарная машина» — удачная аналогия, полностью соответствующая ситуации. Многие годы муниципалы руководствовались принципом замалчивания, предпочитая приукрашивать действительность в отчётах и самостоятельно разбираться с ворохом проблем, не обращаясь в более высокие инстанции, и сегодня мы пожинаем плоды этой политики. Отсутствие коммуникации на всех уровнях — вот причина сбоев, когда, к примеру, вкладывают большие суммы в решение не самых срочных проблем — и не находят потом сущие копейки для действительно важного и нужного здесь и сейчас, а не через пять лет. Правильных, грамотных управленческих решений не хватает. Кое-где срабатывает человеческий фактор — и тогда одним сельским поселениям уделяют больше внимания, а другие его лишены. В итоге в 2017 году то и дело появлялись «очаги возгорания» на уровне сельских поселений, приходилось их тушить, устранять проблемы не системно, а в экстренном порядке, задействовав резервы. Теперь мы всё решаем непосредственно с участием глав сельских поселений, сформировали перечень проблемных вопросов и планомерно над ним работаем. Благо, коллеги из парламента откликаются, помогают.

— Касательно работы в округах — ваша коллега Ольга Виноградова выступила с инициативой выделения каждому депутату двух миллионов рублей, которые он мог бы потратить на решение проблем своего округа. Есть перспективы у этой идеи?

— Первым этот вопрос поднял глава парламентского Комитета по промышленной политике, транспорту и ТЭК Пётр Запорожец, надо отдать ему должное. Мы обсуждали такую возможность и пришли к выводу, что если её реализовывать, то системно, принимая соответствующий закон, который будет регулировать все нюансы такой помощи. Проект закона «О наказах избирателей» уже подготовлен и рассматривается в Государственном Совете РК. Вообще система должна быть выстроена следующим образом: депутаты встречаются с избирателями, набирают определённое количество наказов, просьб, жалоб, официально их оформляют. После избрания формируется пакет наказов и по ним выстраивается программа социально-экономического развития. Многое здесь зависит от личности депутата, его готовности отстаивать интересы своего округа. Увы, пока что у нас не столько системная работа, сколько то самое «тушение пожаров».

— К слову, о выборах — официально стартовала президентская избирательная кампания, первая для российского Крыма. Готовы ли мы к её проведению?

— Готовы, конечно. Высокую политическую активность крымчан отмечают даже на федеральном уровне, мы многим регионам можем фору дать. К тому же впервые выбираем Президента РФ и рассматриваем кандидатуру человека, который сделал для Крыма больше, чем многое — именно благодаря Владимиру Путину мы снова являемся частью России, живём мирно и спокойно. Крымчанам впервые не стыдно за кандидата в президенты, как это было в украинские времена, когда выбирали меньшее из зол. Хотелось бы только, чтобы проявляла большую политическую активность молодёжь, голосовала вдумчиво, а не за модного кандидата или по принципу «против всех».

— В преддверии самого семейного праздника в календаре не можем не поинтересоваться планами на предстоящие длинные выходные. Как обычно отмечаете Новый год, каких традиций придерживаетесь? Чем запомнился вам уходящий год, чего удалось достичь?

— Комплексный вопрос, и о работе, и о семье. Говорят, главное — чтобы утром хотелось идти на работу из дома, а вечером — возвращаться домой с работы. Если есть и то, и другое, человека можно назвать счастливым. Что касается профессиональной сферы, удалось достичь понимания по многим вопросам, получить серьёзный опыт. Стало больше работы на местах, и самое позитивное в этом — когда приезжаешь в село, и тебе не стыдно общаться с жителями, более того, люди тебе искренне благодарны. Это дорогого стоит. Значит, ты на правильном пути, и всё, что делаешь, не напрасно. Причём не обязательно делать что-то глобальное. Например, открыли аптеку в Охотниковском сельском поселении — три года не могли добиться, а этой осенью удалось. Налаживание транспортного сообщения, ремонт детских садов… Работы много. Что касается Нового года — традиционно отмечаю с родителями и со своей семьёй, собираемся все вместе, несколько поколений. Хочется хотя бы на пару дней выбраться к морю. Провести время с детьми — к сожалению, из-за насыщенного рабочего графика не всегда удаётся уделить им достаточно внимания в будние дни. А затем — новый рабочий год, новые законодательные инициативы и новые вызовы.

Газета Государственного Совета Республики Крым
«Крымские известия» № 237 от 26 декабря 2017 г.
 
По материалам Государственного Совета Республики Крым

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля