Последние новости

Реклама

Глава комитета конкурентной политики РК Наталья Борисенко

9 января вступает в силу указ Главы Республики Крым, согласно которому комитет конкурентной политики переименовывают в Государственный комитет конкурентной политики. Однако на этом перемены в комитете не заканчиваются. О том, как здоровая конкуренция дала возможность сэкономить 3,2 млрд рублей федерального и республиканского бюджетов, с какими теневыми схемами сталкиваются заказчики и какие полномочия ожидают регуляторный орган, «Крымской газете» рассказала председатель комитета конкурентной политики РК Наталья Борисенко, сообщает издание «Крымская газета».

Из ведомства в орган

– Наталья Николаевна, для чего был создан комитет, и какие перед ним поставлены первостепенные задачи?

– В 2014 году тем заказчикам, которые были получателями средств бюджета из республиканского и федерального бюджетов, нужно было создать уполномоченный орган для регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг. В 2015 году мы начали работать по 44-ФЗ, и ведомство поэтапно переводило всех заказчиков на этот закон. Просто так перевести всех было очень сложно. Мы доводили до заказчиков, как правильно готовить конкурсную документацию, технические условия, заключать контракты. Если мы возьмём тенденцию за три года, то в 2015 году мы отыграли закупок на 5,3 миллиарда рублей, в 2016 – на 15,6 миллиарда. На в этот день в этом году показатель составляет 56,2 миллиарда рублей по заключённым контрактам. Прирост очень большой.

­– Как эта самая конкуренция отражается на бюджете?

– Здоровая конкуренция за 11 месяцев этого года позволила сэкономить 1,8 миллиарда рублей. Всего же за три года комитет сэкономил федеральных и местных средств на сумму 3,2 миллиарда рублей. Также растёт количество участников в закупках. В 2015 году было 105 участников, в 2016-м их количество увеличилось до 465. Сейчас за одиннадцать месяцев в торгах уже приняло участие 463 участника. На данный момент в работе 104 закупки на 11 миллиардов рублей.

– Чем же будет заниматься комитет после переименования?

– Мы на в этот день числимся как ведомство. В связи с тем, что на нас возлагают совсем другие задачи, мы будем регуляторным органом, который может проводить плановые и внеплановые проверки. Также мы будем иметь право привлекать к административной ответственности тех, кто нарушает 44-ФЗ. Поскольку функции расширяются, мы не можем оставаться ведомством и должны стать государственным комитетом. Теперь можем утверждать типовые приказы, методические рекомендации и зарегистрировать их в Минюсте. Как комитет конкурентной политики, мы этого не имели права делать, по этой причине утверждали всё распоряжением или постановлением Совета министров. И в связи с тем, что мы не были регуляторным органом, часть функций была переложена Министерству экономики – они проводили внеплановые проверки, согласовывали единственного поставщика. А так мы данные функции заберём себе.

– А в сфере закупок?

– Теперь мы не будем проводить закупки. Ведь одна организация не может и проводить торги, и проверять. Мы, как уполномоченный орган, прекращаем свою деятельность, и все заказчики будут сами проводить торги. А мы уже будем это контролировать. Мы будем смотреть планы-графики, извещения. И если будем видеть, что где-то кто-то балуется, мы имеем право их остановить, сделать незапланированную проверку, заставить их внести изменения или оштрафовать.

– во многих случаях ли вы сталкиваетесь с такими нарушениями?

– Мы стараемся ещё на стадии подготовки документов заказчиком указать на какие-то позиции, которые нарушают конкуренцию и вызовут вопросы у Федеральной антимонопольной службы. Однако не всегда нас слушают заказчики. В январе мы начинаем семинары-практикумы для заказчиков. Там на ошибках будем рассказывать, на что обратить внимание, что можно делать и чего нельзя. Потому что люди, которые работают контрактными управляющими, должны быть профессионалами. Также у нас в планах проведение сертификации контрактных управляющих. По примеру кадастровых инженеров, которые получают сертификат и проходят экзамен.

– Если для крымчан работа по 44-ФЗ была в новинку, то в иных регионах по этому закону работают достаточно давно. На данный момент контрактные управляющие там сильнее наших?

– У нас очень любят брать контрактных управляющих с материка. Однако не всегда к нам приезжают профессионалы. Если этот человек хорошо выполняет свою работу на материке, он просто так в Крым не поедет. И бывает такая ситуация, когда нам подают документы, которые должны быть прошиты и пронумерованы, а они оказываются просто сложенными. Это простейшее и элементарное требование. А нам стараются рассказать, что это человек с материка, и всё в процессе знает лучше нашего. В итоге мы не можем допустить к конкурсу несшитые документы. И получается, какую бы сумму на конкурсе человек не предложил, мы отклонили его заявку из-за такого «специалиста».

Начальная школа закупок

– Во время обсуждения проекта автоматизации закупок малого объёма на заседании совета министров глава Крыма Сергей Аксёнов выдвинул главные требования к будущей системе: простота и доступность. Однако и вправду ли она упрощает работу заказчикам и поставщикам?

– По закону заказчики на суммы до 100 тысяч рублей имеют возможность проводить закупки у единого поставщика без проведения конкурсной процедуры. А в образовании и культуре этот лимит выше – до 400 тысяч рублей. Чтобы не получилось, что каждый заказчик за три года наработал определённых поставщиков, которые прочно заняли свою нишу и не дают возможности другим предпринимателям и сельхозпроизводителям участвовать в малых закупках, и создаётся эта система. Теперь заказчики имеют право самостоятельно закупать на суммы до 10 тысяч рублей, а свыше этой суммы и до 100 тысяч – через электронную торговую систему.

– Как о работе системы узнают заинтересованные лица?

– С понедельника уже начнётся обучение заказчиков. Потом будет проводиться работа и с поставщиками. Это первая ступень, когда на обыкновенной площадке даже без электронной подписи предприниматель может размещать свои предложения.

– Расскажите подробнее о процедуре участия.

– Поставщик размещает свою оферту – своё предложение. К примеру, он продаёт морковку по цене 14 рублей. Цена действует до 31 декабря. Любой заказчик, который желает купить морковь, может увидеть это предложение. Или же вешает объявление, и площадка автоматически всем, кто продаёт морковку, даёт приглашение. Далее заказчик выбирает из предложений то, что его устраивает. Протокол оформляется, и всё это открыто и прозрачно. Благодаря этому наши поставщики, как в начальной школе, научатся не бояться электронных площадках и торгов.

Торги, схемы, конкуренция

– Каким образом за 11 месяцев этого года удалось сэкономить целых 1,8 миллиарда средств бюджета?

– Что такое электронный аукцион: в частности, объявляется аукцион на закупку электронного томографа. Начальная цена – 100 млн. рублей. На аукцион заходит 5-6 участников. Это значит, что они просмотрели контракт и согласны с его условиями. Мы их допускаем к аукциону, который произойдёт в определённое время. Во время аукциона участники делают ставку и снижают цену контракта минимум на 0,5%. Заканчивается это тогда, когда никто не улучшит цену лидера. Так, в частности, цена может уменьшиться на 33%. И тогда мы видим, что контракт заключён не на 100 млн., а на 67. Так и получается экономия. А вот если в строительстве начинают падать цены – это очень настораживает. Ведь проект прошёл экспертизу – к примеру, стоит он 200 млн., а на аукционе стоимость падает на 25%. Ну до 10% ещё можно уменьшить за счёт прибыли, накладных расходов, однако когда такие большие значения...

– Расскажите о подобных «странных» участниках торгов. Разве на занижении стоимости можно заработать?

– Мы общаемся с коллегами из разных регионов страны, и они описывают множество распространённых схем. К примеру, открывают фирму-однодневку, участвуют в торгах, сильно падают в цене и побеждают. После обращаются к следующему номеру, что готовы этот контракт продать. По закону, если победитель отказывается от контракта, то заказчик имеет право заключить договор со вторым, если он согласится. При этом первого добавляют в реестр недобросовестных поставщиков, однако он как открылся, так и закрылся. А имеют возможность несколько фирм в аукционе идти «паровозиком». В частности, на аукционе 10 участников. В «паровозике» одна компания, которая желает выиграть, и две пустышки. Та фирма, которая желает победить в аукционе, останавливается на запланированной сумме, а пустышки продолжают скидывать цены. Остальные участники аукциона бросают в нём участвовать, поскольку нет смысла тягаться против таких низких цен.

– А чем грозит для компании попадание в реестр недобросовестных поставщиков?

– Он ведётся на единой электронной цифровой площадке, и поставщики туда попадают по решению ФАС. Если подрядчик или поставщик не выполнил какие-то условия контракта, то заказчик в одностороннем порядке может расторгнуть с ним контракт. ФАС принимает такое решение, если и вправду требования заказчика правильные, и условия контракта не выполнены. Проанализировав, можно сказать, что они соглашаются с позицией заказчика где-то в половине случаев. К тому же по закону, если подрядчик по вашему контракту всё выполняет добросовестно, однако по какому-или другому контракту у иных заказчиков попадает в реестр недобросовестных, и вы об этом узнали – вы обязаны разорвать с ним контракт.

– Сколько времени занимает правильно оформленная процедура закупок и насколько имеют возможность затягиваться торги в случае ошибок или если появляются вопросы у ФАС?

– Если мы возьмём электронный аукцион, то вся процедура займёт 45 дней. К тому же при аукционе с суммой до 3 млн. рублей процедура ещё короче. В случае если проводится открытый конкурс, то 60 дней. А если же неправильно прописано техническое задание или неправильно провели саму процедуру, то это может длиться год и больше. Приведу пример: сейчас одна закупка в области строительства дорог, которую начали ещё в апреле, до сих пор не закончена. Были неправильно прописаны технические требования, были жалобы в ФАС. Прошёл аукцион, однако впервые у нас такое, – победитель написал жалобу.

– Как такое возможно?

– Вероятно он участвовал только чтобы участвовать. Есть ведь схемы, когда победитель в конкурсе предлагает следующему в списке торгов, что он откажется от исполнения контракта за определённую сумму. И по закону в случае такого отказа контракт переходит следующему в списке торгов. По закону получается так: если вы победили и не заключили договор, то ваша денежная заявка уходит заказчику. И, кроме этого, участник автоматически попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Как только он туда попал – он два года вообще не может участвовать в торгах. И как только он выиграл, и понял, что он «попал» и не может ни с кем договориться ­– он подаёт жалобу.

­­– Много ли крымских компаний сейчас участвуют в торгах?

– В основном приходят материковые компании. Крымские предприниматели, подрядчики ещё боятся работать по 44-ФЗ, готовить все необходимые документы. И по этой причине вынуждены идти работать субподрядчиками у материковых компаний. И раньше мы, как уполномоченный орган, не имели права их ни учить, ни рассказывать, как правильно участвовать в торгах. Мы хотим на базе СРО строителей и проектировщиков проводить обучение наших подрядчиков и проектантов. Будем показывать им те ошибки, которые они допускают в документах, читать правильно конкурсную документацию. Что все документы должны быть прошиты, с подписью, печатью. Все считают, что это такие мелочи, однако с такими нарушениями нельзя допустить к конкурсу.

– Назовите самых крупных заказчиков, которые проводят больше всего торгов?

– По РФ на в этот день самый крупный заказчик – Служба автомобильных дорог РК. В этом году они провели торги на 141 миллиард рублей. Разумеется, 137 миллиардов пришлось на трассу «Таврида» и в следующем году не будет такого большого заказа. А вообще много торгов проводит Служба капитального строительства, являющаяся единым заказчиком от Совета министров.

Забота о местных бюджетах

– Насколько, по-вашему, эффективно расходуются муниципальные средства на местах?

– Муниципальные образования должны ещё в 2015 году были создать уполномоченные органы. К примеру, в Симферополе создали уполномоченный орган, который проводит закупки свыше 100 тысяч рублей. И до того предела, когда вступает наш комитет по товарам до 5 млн. рублей, по строительству – до 10 млн. рублей. Кадрами их уполномоченный орган укомплектован, работают они хорошо, и есть экономия. И мы добивались, чтобы за данные три года такие органы были созданы. Некоторые муниципальные образования решили, что у них таких органов будет несколько: отдельно в управлении образования, или здравоохранения, или в сфере ЖКХ. Однако в сельских поселениях, разумеется, ничего нет. Сейчас стоит вопрос, чтобы муниципальные образования создавали какой-то специальный орган. Также они имеют возможность заключить договор с какой-то организацией, которая будет оказывать юридическое сопровождение – подготовит документы, проведёт торги, однако подписывать и нести ответственность будут они. И тут муниципальное образование должно понимать: или им выгоднее создать и содержать уполномоченный орган, или заключать договоры со специализированными фирмами.

– А что эффективнее?

– Если специализированная организация серьёзная, то и работает она хорошо. Однако есть и обратные случаи. В Орджоникидзе в прошлом году пришли к нам с документацией, а мы как глянули… Спрашиваем, что это за документы такие, а они говорят, что так им сделали в организации, 10 тысяч за работу взяли. Чтобы вы понимали: там просто распечатали наш типовой договор и ничего не вставили туда, в местах, где необходимо выбрать или одно, или другое, так и оставили. Вообще ничего не поменяли, просто на дураков сделали. По этой причине в «дорожной карте», которая утверждена вице-премьером Виталием Нахлупиным, чётко прописано, поэтапно, что должны сделать органы самоуправления. А именно: посчитать объём закупок, принять решение, справятся ли они сами, если нет, то создать уполномоченные органы. Сейчас нам пишут письма, что всё у них нормально, все справляются.

Блиц-опрос

Ваше утро начинается с...

Я встаю очень рано, в пять утра, и первая задача ­– накормить кошку и собаку.

Ваш недостаток...

Мало сплю.

Черта характера, которую вы цените в себе больше всего...

Целеустремлённость.

Любимое место в Крыму...

Симеиз.

Самый ценный совет, который вам дали в жизни...

Быть доброй.

Способность, которой вам было бы неплохо обладать...

Уметь отказывать.

Если бы вы могли сменить профессию, то стали…

Я хорошо готовлю, может стала бы шеф-поваром.

После рабочего дня вы...

Я живу в пригороде, у меня сад, огород. Очень люблю сажать, собирать урожай, поливать и наводить порядок на участке.

Самое яркое детское воспоминание...

Пирожные, которые мне мама покупала.

Жизнь – это...

Такая интересная штука, подаренная нам Богом и которую необходимо ценить.

В чём ваш секрет успеха...

В любом деле я всегда нацелена на результат. Никогда не бросаю на половине и всегда добиваюсь конечной цели.

Что бы вы взяли на необитаемый остров...

Мужа, книги, лопату и семена.

Мечтаете о том, чтобы…

Я очень мечтаю о внуке. У меня есть внучка, есть внук, и я хочу ещё детей, которые были бы моим продолжением.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля