Последние новости

Реклама

Во время «перестройки» и проведения «демократических реформ» не разработано ни одного носителя на замену устаревших ракет-носителей типа «Протон» и «Союз». Последний носитель в СССР был разработан и принят в эксплуатацию в 1986 году. За прошедшие с тех пор три десятилетия США, Китай и Индия обновили целиком свой парк ракет-носителей.
Кроме того, в этом плане Россию обогнала даже Северная Корея. Что касается Китайской Народной Республики, то ею только за последние три года создано 8 новых носителей различной грузоподъёмности. При этом надёжность запуска спутников в Китае за последние 10 лет оказалась равной 100%. Это значит, что социалистическим Китаем не потеряно ни одного спутника в процессе запуска и после вывода их на орбиту. В России же достигнута не только политическая стабильность, однако и стабильность по потере запускаемых на орбиту аппаратов. За последние четыре года ежегодно мы теряем 8% дорогостоящих спутников из-за отказа их бортового оборудования, системы связи в процессе управления ими или из-за аварий ракет-носителей.

В соответствии с Федеральной космической программой ещё в 2009 году планировалось ввести в эксплуатацию семейство ракет-носителей модульного типа «Ангара» вместо устаревших носителей типа «Протон» и «Союз». Тем не менее сроки переносили не единожды, и наконец-то обещано, что это случится в 2018 году. Однако произойдёт ли запланированное событие, никто сказать не может. Уверенности в этом нет потому, что, для примера, Федеральная космическая программа-2015 не выполнена на практике ни по одному пункту. Вместе с тем без ракет-носителей типа «Ангара» на практике неосуществимо дальнейшее наращивание группировки спутников не только для обеспечения надёжной связи и телевидения в отдалённых районах России, однако и наземной, воздушной и морской навигации, прогноза погоды и решения иных народно-хозяйственных и оборонных задач.

Между тем к 2017 году для решения указанных выше задач США имели на орбите 593 спутника, Китай — 192 (хотя последний начал их запуск лишь в 1999 году), а Россия — всего 131. Причём более трети российских спутников по различным причинам выведены из строя и на практике не используются, а представляют из себя крупногабаритный космический мусор.

Советская (да-да, советская) система спутниковой навигации ГЛОНАСС, над которой начали работать ещё в 1976 году, за время проведения «демократических реформ» из-за отсутствия финансирования и ухода ряда предприятий из государственного в частный сектор так и не доведена до оптимальной космической группировки.

Последний геостационарный спутник «Космос-2479», входивший в систему обнаружения стартов баллистических ракет «ОКО-1», прекратил функционировать ещё в 2014 году, и заменить его невозможно по тем же причинам.

Ни одна из запланированных к разработке систем спутниковой связи («Гонец», «Луч», «Арктика») так и не введена в эксплуатацию в необходимом объёме. Кроме того, в 2013 году было обнаружено, что многомиллионные средства, выделенные на разработку спутниковой системы связи «Гонец», которая по замыслу должна обеспечить связь на отдалённых территориях России, похищены в полном объёме, то есть, попросту говоря, украдены. В этой системе работает из 13 выведенных на орбиту спутников лишь один — «Гонец-М» №2.

Не лучше обстоят дела и с научными спутниками. Из 15 запущенных научных спутников лишь четыре («Коронас-Ф», «Фотон-М» №2, «Фотон-М» №3 и «Чибис») отработали запланированное время и позволили получить новые научные результаты, остальные вышли из строя в первые же недели после выведения на орбиту. Причём пять из одиннадцати не проработали на орбите и одних суток, другие же погибли из-за аварий ракет-носителей.

Основную причину потери дорогостоящей уникальной аппаратуры учёные Института космических исследований РАН, к примеру, заместитель директора института О. Кораблёв, видят в катастрофическом и систематическом урезании бюджета. Об этом наглядно говорят цифры. Так, на всю Федеральную космическую программу в 2016 году было выделено 104,5 миллиарда рублей, в 2017-м — 93 миллиарда, на 2018 год запланировано 89,2 миллиарда, а на 2019-й — 86,3 миллиарда рублей. В сопоставимых ценах это на порядок (!) меньше, чем выделялось даже в последние годы существования СССР.

Следует отметить, что в 2016-м годовой бюджет Роскосмоса составил 2,9 миллиарда долларов, что меньше соответствующего бюджета космического агентства Японии (JAXA), в дважды меньше годовых бюджетов и Европейского космического агентства (ESA), и космического агентства Китая (CNSA) и в 6,6 раза меньше годового бюджета космического агентства США (NASA).

Сейчас можно надеяться лишь на то, что будет без какого-или серьёзного урезания бюджета выполняться научная программа изучения Марса ExoMARS, которую Роскосмос осуществляет совместно с Европейским космическим агентством. Судьба остальных проектов, связанных с запуском научных спутников и аппаратов к Луне и Венере, не известна.

Россия, объявившая себя преемницей СССР, из мощной космической державы постепенно, однако уверенно практически превращается в космического извозчика, поставляющего на МКС международные экипажи. Кому как, а мне, как человеку, связанному с отечественной авиацией и космонавтикой уже 70 лет, ОБИДНО и ГОРЬКО…


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля