Выступление Председателя
Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Л.И. Калашникова на «круглом столе» на тему: «О Таможенном кодексе Евразийского
союза».
-
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Мы
с вами начинаем сегодня работу пленарной недели с очень важного мероприятия -
"круглого стола" на тему: "О Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза".
Эта
тема сверхактуальна и важна, потому как любой кодекс для любой страны имеет
огромное значение, а когда с помощью него пробуют сопрягать кодексы нескольких
государств, то это всегда связано и с большим конфликтным потенциалом этих
документов, и с тем, что их сложно бюрократически совместить. Этому и посвящено
заседание нашего сегодняшнего "круглого стола". Это первое.
Второе.
Это потребует больших изменений документации и, в частности, в поле законопроектной
деятельности. По этой причине я с удовольствием открываю наш "круглый стол".
Все наши сегодняшние гости прибыли, кроме некоторых исключений. В последний
момент, за 20 минут, позвонил Сергей Глазьев, ему нужно быть в
правительстве. По этой причине он извиняется перед нашими сегодняшними участниками.
Я
с вашего позволения произнесу небольшое вступительное слово, по регламенту у
нас с вами очень много выступающих и основные докладчики будут: от Минфина - Сазонов и Татьяна Дмитриевна
Валовая - министр, член коллегии Евразийской экономической комиссии по
интеграции и микроэкономике. И мы желали бы посвятить наш "круглый
стол" не тому, чтобы подвергать сомнению сам кодекс, который требует ратификации,
он довольно внимательно обсуждался, сколько той дальнейшей законопроектной
деятельности, которая понадобится в этой связи.
Итак,
мы начинаем работу нашего "круглого стола". Президент Владимир
Владимирович Путин внёс на ратификацию 10 сентября этого года договор о
Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. При этом Советом
Государственной Думы наш комитет определён ответственным за рассмотрение этого
проекта закона, и ещё 14 комитетов, обычно максимум бывает 2-3 соисполнителя,
являются нашими соисполнителями, потому как, как я уже сказал, понадобится
огромная законопроектная работа и внесение изменений.
Таможенный
кодекс Евразийского экономического союза в соответствии со статьёй 32 Договора
о Евразийском экономическом союзе обеспечить осуществление единого таможенного
регулирования на территории Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и
Российской Федерации. Это наиболее масштабный интеграционный правовой документ
после принятия Договора о Евразийском экономическом союзе. Он поднимает наше
экономическое сотрудничество на существенно более весомый и высокий уровень.
По этой причине, прежде чем рассматривать на заседании комитета данный проект закона, а мы
его планируем рассмотреть 19-го числа этого месяца, сразу же после проведения
наших компаний в Петербурге, мы решили его рассмотреть сегодня. Структурно
он складывается из 9 разделов, 61 главы, это очень большой документ, мы его на
комитете показывали, 900 страниц, из 465 статей.
Действующий
Таможенный кодекс Таможенного союза положил начало евразийской интеграции.
Практически с его принятием в первый раз на пространстве СНГ процесс дезинтеграции сменился
на реальную интеграцию. Вначале для Белоруссии, Казахстана и России, после чего
Армении и Киргизии. По этой причине, обсуждая преимущество нового Таможенного кодекса,
мы должны обязательно отдать должное закону, принятому в конце 2009 года, и
сказать спасибо тем разработчикам и участникам Евразийской комиссии, которые с
самого начала прошли данный многотрудный путь, среди прочего, наши нынешние
докладчики и Татьяна Дмитриевна Валовая, которая будет рассказывать о деталях. Я
думаю, мы должны им выразить свою признательность.
Работа
над подготовкой Таможенного кодекса Евразийского экономического союза велась с
2014 года. Она потребовала проведения кодификации действующего договора на
правовой базе, регулирующей таможенные правоотношения. В новом кодексе учтены
положения как действующего кодекса, так и ещё 21 международного договора,
включая обязательства, навязанные (именно навязанные, я считаю) ряду стран при
вступлении в ВТО. При этом это не только российский закон. В его разработке
участвовали правительства пяти государств и, как я знаю, было отработано более
2 тыс. предложений.
В
результате этой многолетней работы 11 апреля 2017 года Договор о Таможенном
кодексе Евразийского экономического союза был подписан президентами и должен
вступить в силу 1 января следующего года.
Напомню,
что переходные положения Договора о Евразийском экономическом союзе
предполагали принятие такого кодекса ещё в 2016 году, и мы отстаем с вами на два
года, что делает ещё более актуальным скорейшее вступление его в силу, кроме того в
связи с той международной обстановкой, которая сложилась в мире вокруг, среди них и нашей страны.
В
проекте рекомендаций нашего "круглого стола", который у вас имеется,
отмечены принципиальные новации Таможенного кодекса. Я думаю, что обстоятельную
оценку особенностям проекта закона дадут докладчики. В заключениях, которые
поступают в наш комитет, ему дается достаточно высокая оценка. И вместе с тем в
нем есть вопросы, на которые требуется получить ответы.
Так,
в заключении Комитета по финансовому рынку, они уже его нам прислали, подчёркивают, что положение кодекса требует согласования с нормами статьи 26 Федерального
закона от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности",
посвященной банковской тайне. Там много написано, среди прочего, и какие нормы
требуется привести в соответствие. И в этой связи очень актуальным остается то, что
на дворе уже практически ноябрь. Ноябрь, декабрь пройдут быстро. А Таможенный
кодекс вступает в силу с 1 января, как я уже сказал, и эти законы мы изменить
уже вряд ли успеем за эти два месяца. Вопрос: где правительство, где те, кто
вносил данный Таможенный кодекс, как они это учитывали? Всё это мы должны с вами
обсудить сегодня и, среди прочего, предложения в правовые нормы о коммерческой,
банковской, налоговой и иной тайне, которые должны быть изменены в связи с внесением
тех законопроектов, которые требуется будет принять.
Вот, к примеру, тот же комитет по физкультуре, спорту и делам молодежи отметил необходимость
внесения изменений в Федеральный закон «О подготовке к чемпионату мира по
футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», ведь чемпионат произойдёт в
следующем году. И, если закон не изменить, то, как он будет работать? И два изменения
правовых норм они применяют, вот, в частности, постановление Правительства РФ от 11.11.2010
№884 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории
и перевозки по территории Российской Федерации проб и оборудования в рамках
проведения допинг-контроля в целях предотвращения допинга и борьбы с ним в
спорте».
Или
Комитет по аграрным вопросам отметил необходимость внесения изменений сразу в
пять федеральных законов.
Всё
это поднимает вопрос, как я уже сказал, о готовности правительства к 1 января (после вступления в силу Таможенного кодекса
или синхронно с ним) внесения в Государственную Думу почти полсотни
законодательных инициатив, мы только 48 законодательных актов насчитали, а
после чего нужно принять ещё порядка 50 постановлений. Как это будет делаться?
Одним законом о внесении изменений в целый ряд законов или же по отдельности, с
учетом приоритета, пока не ясно.
Тот
же закон о чемпионате мира по футболу, он не будет ждать, как некоторые
чиновники. Мы же его не отложим.
Безусловно,
ещё раз подчеркну, что и закон «О таможенном регулировании Российской Федерации»
должен быть готов, как и новый закон о ратификации Таможенного кодекса, и
сейчас над этим идёт серьезная работа.
В
наш комитет, к примеру, поступил целый ряд предложений по этому проекту закона и
от Комитета по транспорту и строительству на пяти страницах. Я днём ранее вечером читал.
Очень серьезные поправки и предложения.
Вступление
в силу обсуждаемого договора произойдет после получения депозитариями Евразийской
экономической комиссии письменного уведомления о его ратификации всеми
государствами. Какова обстановка на сегодняшний день? В Казахстане и
Белоруссии, как и в России, кодекс внесен на рассмотрение в нижние палаты
парламентов. В Киргизии и Армении завершается процесс согласования норм кодекса
в исполнительных структурах с последующим внесением его на рассмотрение в
высшие законодательные органы.
После
ратификации парламентами стран Евразийского союза, также как и России, придётся
проводить работу по имплементации положений кодекса в национальные
законодательства этих стран. И Федеральное Собрание Российской Федерации обязательно
должно объединить усилия с МИДом и Правительством Российской Федерации для
серьёзной и конкретной работы по унификации национальных законодательств в
связи с принятием кодекса.
Со
своей стороны, хочу вас проинформировать о том, что мы затрагивали эти вопросы
29 сентября на совместном заседании нашего комитета, к примеру, с Постоянной
комиссией Национального собрания Республики Армения по внешним связям. 30
октября, через несколько дней, мы будем проводить совместное заседание с
Комитетом Мажилиса Парламента Казахстана по международным делам в Астане, где
планируем обстоятельно обсудить эти вопросы. Сегодня это главное направление в
области парламентской дипломатии на евразийском пространстве.
Не
могу не отметить в этой связи то, что остро ощущается надобность в евразийском,
т.е. полноценном, парламентском измерении. Вот мы на этой неделе начнём
проводить три серьёзных мероприятия: Парламентскую Ассамблею ОДКБ,
Межпарламентскую Ассамблею СНГ и в первый раз в нашей стране будет заседать
Межпарламентский союз, который состоит из спикеров почти всех парламентов мира. Они
съедутся в Петербург на такое заседание. Оно проводится под патронажем спикеров
верхней и нижней палаты нашего Федерального Собрания. И там уважаемые люди
соберутся, где мы, наиболее вероятно, со спикерами, кто входит в Евразийский союз, в
своего рода Евразийское собрание, обсудим, среди прочего, вопрос об ускорении
имплементации этого Таможенного кодекса. Но такое парламентское измерение,
оно сегодня буксует по ряду причин, объективных и субъективных.
Завершая
своё выступление, я хочу проинформировать, что комитет планирует рассмотреть,
как я уже сказал, проект закона 19 октября. И мы обязательно, вынося своё
решение, будем учитывать нынешнюю дискуссию на "круглом столе". Благодарю
вас за внимание.
По материалам сайта КПРФ