Последние новости

Реклама

Об одной фиктивной кафедре,

Об этом пишет издание «Крымское Эхо».

или ПОЧЕМУ В МЕДАКАДЕМИИ КФУ НЕ ВИДНО ПЕРЕМЕН

В августе 2017 года, наконец, сменился ректор Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (далее – КФУ). В наследство от прежней администрации новому ректору А.П. Фалалееву достался фактически не единый университет, а конгломерат высших учебных заведений разного уровня и качества.

Новый ректор заметил, что дальнейшая и окончательная интеграция КФУ – это главная проблема . Вторая проблема – это нецелевое и, главное, непонятное расходование средств, выделенных на развитие университета. И, наконец, третья – полноценная научная деятельность всех структурных подразделений. Тезисы ректора совершенно справедливы, особенно если учесть, что в области научно-педагогической деятельности некоторые академии пребывают в плачевном состоянии.

Многие хорошо помнят, что рождение КФУ сопровождалось «родовой травмой» – преобразованием Крымского медицинского университета в Медицинскую академию и включением её в состав федерального вуза. Когда данный процесс был завершён, осенью 2015 года – к началу нового учебного семестра – в Медакадемии КФУ возникло новообразование под названием кафедра медицинской этики и профессиональных коммуникаций. Вот это новообразование и хотелось бы пристально рассмотреть, задавшись вопросом: а не злокачественное ли оно?

Озадачивает само название этой кафедры: какие «коммуникации» имеются в виду? Расспрос пациента как метод клинической диагностики? Или что-то помимо этого? В любом случае это прерогатива клинических, а не гуманитарных кафедр. И неужели с этикой в медицине всё настолько плохо, что для прививания её студентам требуется создавать целые подразделения?

К слову, в штатном расписании кафедры «медицинской этики и профессиональных коммуникаций» насчитывается почти 18 (!) ставок. Существование такой огромной кафедры, которая является для Медакадемии непрофильной, представляет собой непозволительную роскошь, а главное – это крайне нецелесообразный шаг с точки зрения расходования бюджетных средств.

Если продолжать исследовать кафедру в свете озвученных новым ректором КФУ тезисов, обнаруживается целый ряд фактов, вызывающих недоумение и закономерный вопрос: что это за «обитаемый остров», где имитируется научно-педагогический процесс, являющийся, по сути, повторением уже пройденного, и работают преподаватели, страшно далёкие от преподаваемых – преимущественно фиктивных – дисциплин?

Но по порядку.

Кафедра «медицинской этики и профессиональных коммуникаций» представляет собой коллаж, созданный из разнородных частей кафедр украиноведения и философии и социальных наук. По сути, это трансмутация кафедры «украинознавства», которая после 2014 года начала метаться, как безутешная вдова, в поисках источника содержания.

Большая часть преподавателей, работавших на вышеуказанных кафедрах, оказались в составе новой структуры. Все они при этом по образованию являются историками или филологами-украинистами и к медицине не имеют никакого отношения. Половина сотрудников кафедры не имеет учёных званий и научных степеней и, видимо, вряд ли будет их иметь в перспективе.

Подавляющее большинство сотрудников кафедры занимаются не научной работой, а её имитацией. Деятельность кафедры вообще не направлена на создание и укрепление научного потенциала, да и целей таких перед ней не ставится: вполне достаточно позиционирования кафедры в газете (к слову, уже закрытой) и на сайте Медакадемии, которое, по поводу и без него, с завидной частотой осуществляет группа сотрудников-имиджмейкеров.

Кафедру возглавляет доктор культурологии Ю.Ю. Сугробова, которая одновременно является заместителем директора Медакадемии по воспитательной работе. Бывшая заведующая кафедрой украиноведения и бывший директор Дома культуры, Ю.Ю. Сугробова в новоиспечённой кафедре нашла, похоже, новую сценическую площадку.

Первой викториной, с которой столкнулась «доктор культурологии», было придумывание названий преподаваемых дисциплин – надо сказать, подобраны они совершенно произвольно. Более того, некоторые из них за последние два года уже несколько раз меняли своё название – то ли это творческие муки заведующей, то ли вполне биологический процесс административной мимикрии…

Вот несколько примеров: когда появилась «кафедра медицинской этики и профессиональных коммуникаций», Ю.Ю. Сугробова вела курс «Философия культуры и медицины» (сформулированный с непомерным «сорбоннским» размахом для крымской аудитории). В 2015-2016 учебном году она переименовала данный курс в «Медицину в истории культуры».

В новом учебном году место этой дисциплины в расписании уже заняла новая модификация – «Медицина в динамике культуры» («…и в статике эстетики», как начала острить профессура). Совершенно очевидно, что если бы за курсом стояло чётко определённое содержание, не наблюдалось бы столь частой деформации названий. Если же содержание «высосано из пальца», то вырастают, соответственно, и курсы, подобно аморфным телам или бескостным организмам.

Тем не менее даже не это главное: под видом аутентичного курса студентам фактически преподаётся курс «История культуры» с некоторыми фрагментами курса «История медицины». И это тогда, когда профильный курс «Истории медицины» и так уже преподаётся на кафедре общественного здоровья.

Настораживает и даже вызывает большое опасение тот факт, что суррогатный курс Ю.Ю. Сугробовой должен преподаваться иностранным (англо- и русскоязычным) студентам, скрадывая часы учебного времени у фундаментальных медицинских наук или, например, более необходимого иностранцам языка общения (русский язык).

«История медицины», кстати, является не единственным курсом, который дублируют дисциплины кафедры «медицинской этики и профессиональных коммуникаций». Собственно курс «Медицинская этика», без сомнения, необходим для будущих врачей. Но и преподавать его должны специалисты-медики, а не историк, который преподаёт данный курс на кафедре. Тем не менее проблема даже не в профессиональном несоответствии, а в том, что курс «Медицинская этика» фактически дублирует курс «Биоэтика», который читается на старших курсах профессиональными медиками с кафедры судебной медицины.

То же относится и к курсу «Здоровьесберегающие технологии», который введён в Медакадемии два года назад для студентов 2-го курса как русскоязычного, так и англоязычного обучения. По сути, данный курс дублирует дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», которая преподаётся студентам-второкурсникам сотрудниками кафедры общей гигиены. И, что самое интересное, — одновременно со «Здоровьесберегающими технологиями»!

К слову, «Здоровьесберегающие технологии», опять-таки, преподаются не специалистом-медиком, а историком, который обучался в аспирантуре по специальности «политология», тем не менее диссертацию по своему профилю так и не защитил.

Кафедра также осуществляет преподавание курса «Основы научно-исследовательской работы студентов». Но данный курс читает бывший преподаватель украинского языка, который объясняет все тонкости данной дисциплины на филологических примерах. Каким азам научной работы можно обучить студентов-медиков при таком подходе, остаётся загадкой.

Понятно, что и данный курс должен преподаваться специалистами в области медицинских наук – и не на 1-м курсе, как это делается сейчас.

Также, научно-исследовательская работа студентов-медиков тесно переплетена как с основами клинического анализа, так и со спецификой лабораторных исследований, а в основе читаемого курса лежит в лучшем случае реферирование популярной литературы типа «Как написать дипломную работу». Как тут не вспомнить басню Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...».

К слову, на каждой медицинской кафедре Медакадемии есть свой научный кружок. И все азы научной работы постигаются студентами именно в таких кружках. Напрашивается риторический вопрос — где больше пользы для будущего хирурга или педиатра: в соответствующем кружке или на невнятном курсе «Основы научно-исследовательской работы студентов», который ведет филолог-украинист?

Отдельно стоящая проблема – это «Философия», базовый гуманитарный курс для всех учебных заведений Российской Федерации. Преподаватели философии из всех структурных подразделений КФУ к настоящему времени перешли на профильный факультет Таврической академии – кроме Медакадемии, где кафедра «медицинской этики и профессиональных коммуникаций» остаётся единственной кафедрой в непрофильных структурных подразделениях КФУ, на которой читается собственный философский курс.

Причём данный предмет – «Философия» – преподают три преподавателя, из которых только один имеет соответствующую специализацию и учёную степень кандидата философских наук. Двое остальных по образованию – историки, не имеющие учёных степеней. Было бы целесообразным с точки зрения профессиональной централизации, чтобы эти преподаватели относились к кафедре философии Таврической академии. Но руководство Медакадемии данную целесообразность упорно не видит либо сознательно игнорирует, предпочитая развивать карманную кафедру «медицинской этики»

На кафедру выделено колоссальное количество учебной нагрузки – почти 15 тыс. часов – такого количества не найдешь даже на профильных медицинских кафедрах!

Три из пяти дисциплин этой кафедры («Медицина в динамике культуры», «Медицинская этика» и «Основы научно-исследовательской работы студентов») преподаются на первом курсе. В результате студенты-первокурсники крайне перегружены и не могут полноценно изучать базовые дисциплины; правда, и жаловаться официально не могут – им ещё зачёты предстоит сдавать…

Кроме этого, курсы кафедры накладываются на расписание базовых предметов, в результате чего невозможно сделать удобное расписание для студентов 1-го и 2-го курсов.

Другой проблемой этой кафедры является то, что все преподаваемые её сотрудниками дисциплины (кроме курса «Философия») являются элективными курсами. То есть подразумевается, что студенты выбрали эти четыре курса из около десяти предлагаемых для изучения. Такой выбор должен быть подкреплён соответствующими заявлениями от студентов. Разумеется, никто такие заявления не писал и не подписывал, а все студенты в полном составе изучают элективные дисциплины кафедры «медицинской этики и профессиональных коммуникаций».

Но элективные курсы могут быть в любой момент отменены, а ещё более худшим вариантом стала бы передача базового курса «Философия» на философский факультет КФУ. Отсутствие базового курса ставит под вопрос сам факт существования кафедры. Понимая, что рано или поздно это произойдёт, Ю.Ю. Сугробова всеми силами старается заполучить на свою кафедру новый базовый предмет.

Таким образом, в течение 2016/17 учебного года ею была предпринята попытка отобрать дисциплину «История медицины» у кафедры общественного здоровья, а также расформировать кафедру русского языка, чтобы завладеть её учебными часами.

На данный момент такие попытки, сильно напоминающие поведение злокачественной клетки в питательной среде или банальный рейдерский захват, ни к чему не привели, вызвав целую серию скандалов, какие руководство Медакадемии усиленно скрывает от руководства КФУ. И не только скрывает, тем не менее и пытается дискредитировать внутривузовских противников Ю.Ю. Сугробовой, по принципу «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Как известно, паразитирование является естественной формой для выживания некоторых видов, и можно ли их за это осуждать…

***

Итак, кафедра «медицинской этики и профессиональных коммуникаций» попросту является профанацией высшей школы и неудачным экспериментом директора Медакадемии Н.В. Ивановой по созданию «кафедры в пробирке», в которой, вопреки названию, столь же мало этического, сколько и профессионального.

Для реализации этого эксперимента как минимум отсутствует кадровый потенциал (половина преподавателей не имеют научных степеней и никто – базового образования по заявленным дисциплинам). Также не вызывает сомнений, что кафедра «медицинской этики и профессиональных коммуникаций» создана с единственной целью – сохранить рабочее место для бывшего заведующего кафедрой украиноведения Ю.Ю. Сугробовой, чья административная алчность и непомерные амбиции ставят в неприглядное положение не только Медакадемию, тем не менее и весь КФУ.

Директор Медакадемии Н.В. Иванова как профессор-офтальмолог должна бы понимать, что бельмо на глазу, которым является кафедра «медицинской этики и профессиональных коммуникаций», требует хирургического вмешательства, а не продолжения экспериментов с побочными эффектами.

И наиболее логичным было бы подобную кафедру расформировать, а её сотрудников распределить по факультетам и кафедрам КФУ согласно их специальности, как, собственно, уже произошло со всеми подобными кафедрами в остальных структурных подразделениях. В этом случае преподаватели могли бы заниматься полноценной научной и недвусмысленной профессиональной деятельностью, а не профанировать образовательный процесс и имитировать научную работу. А ведь за последнюю они получают ежемесячные стимулирующие выплаты...

Хочется верить, что новое руководство КФУ сможет проявить принципиальность по отношению к данной проблеме и поставит престиж федерального вуза выше мелкотравчатых интересов руководства Медакадемии.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля