Последние новости

Реклама

Ректора поймали на плагиате

Об этом пишет издание «Крымское Эхо».

  О ТОМ, КАК В.А. ГОРЕНКИН ПЕРЕПИСЫВАЛ ЧУЖИЕ ДИССЕРТАЦИИ

  • «Если случай плагиата доказан, то ректора надо немедленно отстранять от должности с запретом на профессию.  Так же надо поступать и с проректорами, и с преподавателями. Они должны быть примерами для подражания, это важно с точки зрения воспитания.  Если же они хорошие педагоги, то будут заниматься частным репетиторством, однако в университетах им не место».
  • Проректор по научной работе Финансового университета при правительстве Российской Федерации, член-корреспондент РАН Дмитрий Сорокин
  • В течение 1990 – 2000-х гг. крымские политологи традиционно уделяли большое внимание изучению этнополитических процессов, что во многом обусловливалось спецификой общественной обстановки в регионе. Новый этап в исследовательской разработке этой проблематики наступил после создания в 2003 г. при философском факультете Таврического национального университета (далее – ТНУ) им. В.И. Вернадского специализированного ученого совета К. 52.051.07, что позволило соискателям защищать кандидатские диссертации по политическим наукам в Крыму.

    После возвращения полуострова в состав России началась интеграция региона в общероссийское культурное и информационное пространство. Данный процесс актуализировал необходимость проведения сравнительного анализа достижений крымских учёных с работами коллег из Российской Федерации по ряду не утративших актуальность аспектов этнополитики, какие традиционно находятся в поле внимания исследователей. Поэтому профессиональному сообществу интересны публикации, какие отличаются обоснованностью теоретических подходов, высоким уровнем научного анализа и обобщений.

    В Крыму одним из немногих учёных-политологов, какие занимались разработкой вопросов методологии изучения возникновения и развития этнополитических конфликтов и их типологизации, является доцент, кандидат политических наук Валерий Анатольевич Горенкин (на фото вверху; в марте 2015 г. назначен ректором Крымского университета культуры, искусств и туризма /далее – КУКИТ/).

    В 2004 г. в специализированном ученом совете К. 52.051.07 при ТНУ им. В.И. Вернадского будущий ректор регионального крымского вуза защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сепаратизм как социально-политическое явление» [1]. При характеристике этой работы следует обратить внимание на список квалификационных статей, размещенных в автореферате соответствующей диссертации [1, C. 16]:

    1. Горенкин В.А. Сепаратизм: феномен и понятие // учёные записки ТНУ. – Симферополь, 2001. – Т. 14 (53) – № 1. – С. 34-39.
    2. Горенкин В.А. Этнополитический конфликт: сущность и формы выражения // Крымский контекст. – Симферополь, 2001. – № 7. – С. 17-27.
    3. Горенкин В.А. Этнический конфликт и вмешательство: некоторые международные аспекты // Дипломатический вестник МИД России. – 2003. – № 5. – С. 28-36.
    4. Горенкин В.А. Этнополитический конфликт: методологический анализ // учёные записки ТНУ. – Симферополь, 2004. – Т. 18 (57). – № 1. – С. 26-30.

    О высоком профессиональном уровне штудий В.А. Горенкина может свидетельствовать прежде всего публикация в «Дипломатическом вестнике» МИД России (п. 3). И вправду, любому аспиранту или соискателю из периферийного Симферополя нужно было продемонстрировать незаурядные способности, чтобы его опубликовал официальный печатный орган такого солидного министерства, к тому же в то время ещё иностранного государства. Тем более что в заявленной статье тема носит общетеоретический характер и не имеет прямого отношения ни к деятельности, ни к истории российского МИДа.

    Видимо, речь идёт об исключительном по содержанию и глубине исследовании. Эта оговорка не является преувеличением, так как на страницах «Дипломатического вестника» МИД России публикуются только представители высших политических, дипломатических и научных кругов Российской Федерации.

    Обратимся к электронному архиву официального печатного органа МИД России, где хранятся все выпуски этого журнала с 1997 по 2015 гг. [2] но заинтересовавшей нас статьи между многочисленных материалов № 5 за 2003 г. мы не обнаружим. Попытки найти её через поисковую систему на других ресурсах также не приведут к успеху. В результате этих поисков удается только выяснить, что работа с таким же названием была опубликована в журнале «Кентавр» в 1992 г., и её авторство принадлежит У. Фольцу [3]. Довольно странное совпадение…

    ещё более странным выглядит то, что В.А. Горенкин заявил о публикации в «Дипломатическом вестнике» МИД России, которой, видимо, физически не существует в природе.

    Остается только напомнить, что при оформлении автореферата диссертационного исследования указание в списке квалификационных статей вымышленной работы имеет признаки нарушения закона согласно ст. 19.23 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации (подделка документов, штампов, печатей, бланков, их использование, передача либо сбыт)...

    После безуспешной попытки ознакомиться с самой экзотической публикацией автора, обратимся к более доступным в Крыму изданиям. Нарушим несколько хронологию событий и рассмотрим статью «Этнополитический конфликт: методологический анализ» [4], которая определяет фундаментальные теоретические основы для проведения исследований по теме.

    Главной особенностью этого исследования является то, что оно подготовлено с привлечением научной литературы почти исключительно российских специалистов. На этом фоне у читателя может сложиться впечатление, что ни в Крыму, ни на Украине к началу нулевых годов никто изучением этнополитических конфликтов не занимался. Но это не так, о чем свидетельствует далеко не полный перечень фамилий крымских политологов и историков, какие в той или иной мере затрагивали соответствующие вопросы в своих работах: О.А. Габриелян, Т.А. Сенюшкина, А.Р. Никифоров, Н.В. Киселева, А.С. Филатов, В.Е. Григорянц, В.В. Харабуга, А.В. Мальгин.

    Кроме этого, в реальных условиях все использованные В.А. Горенкиным при подготовке статьи издания были опубликованы до 1996 г., и поэтому можно прийти к ещё одному ложному выводу: ко второй половине 1990-х гг. разработка проблематики этнополитических конфликтов завершилась и в Российской Федерации.

    Но это важные, однако всё же формальные моменты, и главная научная ценность публикации, посвященной методологическим аспектам, заключается в содержании её теоретического анализа. По этому критерию статья заслуживает самых комплиментарных отзывов. В.А. Горенкин сформулировал оригинальные и интересные выводы: «Анализ этнополитического конфликта представляет определенный спектр анализа социального конфликта, при изучении которого в методологическом плане нужно использовать системный анализ событий и процессов. Определяющую роль при этом играет политологический подход (подчеркнуто авт.).

    Методология анализа показывает, что основной характеристикой этнополитического конфликта выступает отношение этнических общностей к такому феномену, как власть. Его изучение дает возможность описать сущность этнополитического конфликта как отражение отношения национальных общностей к национальной политике, проявляющееся в особом общении представителей различных национальностей с позиции возможной реализации своих интересов» [4, C. 88] .

    Попытаемся сопоставить данный теоретический посыл с тем, как эту задачу рассматривают и интерпретируют российские учёные. Учитывая указанные особенности использованной В.А. Горенкиным при подготовке статьи научной литературы, обратимся к работам 1990-х гг. В частности, наиболее близким по постановке проблемы является диссертационное исследование московского эксперта, доцента, кандидата политических наук И.Н. Кленова: «Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования» (1996 г., Российская академия госслужбы при Президенте Российской Федерации) [5] .

    И.Н. Кленов также рассмотрел вопросы методологии изучения этнополитических конфликтов и посвятил этому аспекту подраздел Главы 1: «1.1. Этнополитический конфликт: методология анализа» (стр. 16-40). В данном параграфе автор пришел к следующему выводу: «Новизна исследования заключена в первую очередь в сущности используемого в нем методологического подхода. Многомерность и динамика этнополитического конфликта подводит к выводу о возможности применения комбинированного методологического подхода, включающего исторические, социологические и иные компоненты.

    Но доминирование в числе генетических признаков этнополитического конфликта феномена властных притязаний перевешивает в пользу политологического подхода (подчеркнуто авт.). Его применение в реальных условиях впервые создает предпосылки послойного изучения ткани этнополитического конфликта. В таком случае не отвергается рациональность ни одной из теорий, изучающих конфликт под разными углами зрения. Системный анализ побуждает исследователя формировать синтетическую методологию, доминантой которой остается политологический компонент» [5] .

    Очевидно, что крымский исследователь В.А. Горенкин претерпел определенное влияние российской политологической научной школы. Но в своей статье он не упомянул работы И.Н. Кленова, хотя использовал в реальных условиях аналогичную научную литературу и придерживался похожих выводов и оценок вплоть до совпадений стилистики текста. Возможно, такие феноменальные явления бывают не только в технических науках, и мы имеем дело со своего рода очередным прецедентом «Попова-Маркони», когда оригинальные научные открытия происходят в разных государствах, однако только не одновременно, а по прошествии восьми лет?

    К сожалению, в нашем случае нельзя констатировать очередную научную сенсацию. Более тщательный сравнительный анализ статьи В.А. Горенкина и диссертации И.Н. Кленова [6] позволяет сделать вывод, что речь идёт о тотальном, стопроцентном плагиате со стороны симферопольского соискателя. Проиллюстрировать это может таблица с сопоставлением соответствующих текстов:

    Таблица № 1

      Горенкин В.А. Этнополитический конфликт: методологический анализ // учёные записки ТНУ. 2004. — Т.18 (57). — № 1. — Симферополь, 2004 — С. 83 – 84.

    Кленов И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования: дис. … кандидата политических наук: 23.00.02. – М., 1996. – С. 26-28.

    Конфликт социальный определяется как социальное явление, содержание которого есть процесс развития и разрешения противоречивых отношений и действий людей, детерминируемых прежде всего объективными закономерностями социально-экономического и конкретно-исторического развития общества [17, с.53].

    Между этносами как субъектами взаимодействия этнополитического конфликта это проявляется в борьбе за возможность обладания определенным набором атрибутов, априорно возвышающих одну этническую общность по отношению к другой.

    Данная проблематика заставляет систематизировать знания по следующей шкале: конфликтная ситуация, предмет конфликта, конфликтное поле, конфликтное противоборство, многомерная структура социальных объектов конфликта, этапы и уровни их развития, институализация и деблокирование конфликта. Систематизация необходима для того, чтобы точнее представить предметную область политологического анализа. Это впрямую применимо к этнополитологическому анализу этнополитического конфликта. Специфической особенностью которого будет выступать то, что все явления и процессы национальных отношений наука об этносе рассматривает в тесной связи с политической властью.

    Именно власть и отношение к ней различных этнических общностей, участвующих в конфликте, представляет единство необходимых атрибутов, обладание которыми позволяет одной этнической общности претендовать на своего рода исключительность. Данная исключительность порождает, что вполне естественно, противоречие между этническими общностями. А этнополитический конфликт выступает как актуализированная форма присутствующего противоречия.

    Анализируя работы английского философа Б. Рассела, Хеккаузен рассматривал власть как фундаментальное понятие, аналогичное понятию энергии в физике [19, с.307].Несмотря на явное присутствие метафизического акцента в этом утверждении, трудно не согласиться с тем, что без власти не существует политики вообще и этнополитики в частности, так как она выступает средством её реализации. Также, власть имеет тенденцию связываться с представлениями о принуждении, угнетении, насилии или несправедливом господстве. Такое представление заставляет людей разных национальностей выбирать для себя внутригрупповые приоритеты, какие, опять-таки, выступают в качестве разделительных барьеров. Эта же точка зрения присутствует и в теории М. Дюверже, согласно которой политический конфликт может быть вертикальным и горизонтальным, между теми, кто имеет власть, и теми, кто её не имеет [7, с. 21].

    Вопрос в данном случае заключен в том, какой именно дифференцирующий признак будет отличать одну этническую сторону от другой. Иными словами, под этнополитическим конфликтом понимается конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, участия общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений, в которых противостояние проходит по линии этнической общности [18, с. 8].

    Таким образом, определение сути этнополитического конфликта имеет эвристическое значение. Оно дает возможность говорить о таких субъектно-объектных отношениях, в которых, с одной стороны, в качестве субъекта выступают этнические общности, с другой — в качестве объекта феномен власти.

    С целью выработки единых стандартов при анализе этнополитического конфликта, по мнению автора, нужно отдельно остановиться на характеристике этнического конфликта.

    Этнический конфликт — это форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Источником этнического конфликта являются в основном социально-политические и экономические противоречия [13, с. 467].

    На первый взгляд, суть обоих определений выглядит тождественной. Но, в силу специфики этнополитологии как отрасли политической науки точнее будет вести речь об этнополитическом конфликте. Этнополитология занимается изучением политических устремлений этносов к приобретению ими тех или иных форм государственности, политического и правового статуса, права на самоопределение, равно как и к сохранению и развитию самих этих приобретений [9, с. 92].

    Список литературы

    1. Абашидзе А.X. Национальные меньшинства и право на самоопределение // Этнографическое обозрение. – 1995. – № 2.

    2. Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. – М., 1993.

    3.Альманах Теория и История экономических и Социальных институтов и Систем. – М., 1992.

    4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. – М., 1993.

    5. Гончар Н., Горегляд В. Бюджетный федерализм // Этнополис. – 1995. – № 2.

    6. Губогло М. Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России // Этнографическое обозрение. – 1995. – № 5.

    7. Королева-Конопляная Г.И. Политическая западная наука. – М., 1994.

    8. Котанджян Г.С. Введение в этнополитологию консенсуса-конфликта. – М.,1992.

    9. Краткий этнологический словарь. – М., 1994.

    10. Методологическое введение к изучению социально-политических и межнациональных конфликтов. – М., 2001.

    11. Цит. по Мунтян В., Родионов А. Западные советологи о русском национальном движении // Общественные науки и современность. – 1991. – № 3. 12. Перспективы демократии и государственно- политическое реформирование России«. – М., 1995.

    13. Психология. Словарь. – М., 1990.

    14. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН за № 637 (7) от 1952 г.

    15. Рождественская Т. Конституционный процесс в России // Диалог. – 1993. – № 2.

    16. Словарь-справочник по социологии и политологии. – М., 1996.

    17. Социальная структура и социальные процессы. Словарь-справочник. – М., 1990.

    18. Тишков В. Т. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. – 1993. – № 4.

    19. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

    Конфликт социальный определяется как социальное явление, содержание которого есть процесс развития и разрешения противоречивых отношений и действий людей, детерминируемых прежде всего объективными закономерностями социально-экономического и конкретно-исторического развития общества.34 Между этносами как субъектами взаимодействия этнополитического конфликта это проявляется в борьбе за возможность обладания определенным набором атрибутов, априорно возвышающих одну этническую общность по отношению к другой.

    Данная проблематика заставляет систематизировать знания по следующей шкале: конфликтная ситуация, предмет конфликта, конфликтное поле, конфликтное противоборство, многомерная структура социальных объектов конфликта, этапы и уровни их развития, институализация и деблокирование конфликта. Систематизация необходима для того, чтобы точнее представить предметную область политологического анализа. Это впрямую применимо к этнополитологическому анализу этнополитического конфликта. Специфической особенностью которого будет выступать то, что все явления и процессы национальных отношений наука об этносе рассматривает в тесной связи с политической властью.

    В результате построения общего методологического подхода к изучению этнополитического конфликта определяется сущностная сторона, по которой происходит размежевание его участников; вычленяется понятие власти в качестве сферы межгрупповых и межэтнических интересов.

    Целесообразно заключить, что именно «власть», отношение к ней различных этнических общностей, участвующих в конфликте будут представлять единство необходимых атрибутов, обладание которыми позволяет одной этнической общности претендовать на своего рода исключительность. Данная исключительность порождает, что вполне естественно, противоречие между этническими общностями. А рассматриваемый этнополитический конфликт будет выступать, учитывая все его многообразие, как актуализированная форма присутствующего противоречия.

    Именно власть, как политический феномен, основывается на повсеместно встречающейся ситуации вообще и этнополитического конфликта в частности, возникающих из-за несовместимости целей различных людей, этнических общностей и даже народов. Английский философ Б. Рассел рассматривал власть как фундаментальное понятие, аналогичное понятию энергии в физике.35

    Несмотря на явное присутствие метафизического акцента в этом утверждении, трудно не согласиться с тем, что без власти не существует политики вообще и этнополитики в частности, так как она выступает средством её реализации. Также, власть имеет тенденцию связываться с представлениями о принуждении, угнетении, насилии или несправедливом господстве. Такое представление заставляет людей разных национальностей выбирать для себя внутригрупповые приоритеты, какие, опять-таки, выступают в качестве разделительных барьеров. Эта же точка зрения присутствует и в теории М. Дюверже, согласно которой политический конфликт может быть вертикальным и горизонтальным, между теми, кто имеет власть, и теми, кто её не имеет.36

    Вопрос в данном случае заключен в том, какой именно дифференцирующий признак будет отличать одну этническую сторону от другой. Иными словами, под этнополитическим конфликтом понимается конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, участия общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.37

    Таким образом, определение сути этнополитического конфликта имеет эвристическое значение. Оно дает возможность говорить о таких субъектно-объектных отношениях, в которых, с одной стороны, в качестве субъекта выступают этнические общности, с другой — в качестве объекта феномен власти.

    С целью выработки единых стандартов при анализе этнополитического конфликта, по мнению автора, нужно отдельно остановиться на характеристике этнического конфликта.

    Этнический конфликт — это форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Источником этнического конфликта, как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия.38

    На первый взгляд, суть обоих определений выглядит тождественной. Но, в силу специфики этнополитологии как отрасли политической науки точнее будет вести речь об этнополитическом конфликте. Этнополитология занимается изучением политических устремлений этносов к приобретению ими тех или иных форм государственности, политического и правового статуса, права на самоопределение, равно как и к сохранению и развитию самих этих приобретений.39

    ПРИМЕЧАНИЯ

    34 Социальная структура и социальные процессы. Словарь — справочник. -М., 1990. С. 53

    35  Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. -М., 1986. С.307

    36  Королева-Конопляная Г. И. Политическая западная наука. -М., РАУ. 1994. С. 21

    37 Тишков В. Т. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. — 1993. — № 4. — С. 8

    З8 Психология. Словарь. -М., 1990. С. 467

    39 Краткий этнологический словарь. -М., РАУ. 1994. С. 92

    40 Краткий этнологический словарь. -М., РАУ. 1994. С.92

    Горенкин В.А. Этнополитический конфликт: методологический анализ // учёные записки ТНУ. 2004. — Т.18 (57). — № 1. — Симферополь, 2004 — С. 87 – 88.

    Кленов И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования: дис. … кандидата политических наук: 23.00.02. – М., 1996. С. 37-39.

    Подход М. Гектера помогает выработать методологическую базу для анализа этнополитических конфликтов, например, в России. В 90-е годы прошлого века сложилась система, в которой национальные республики получили большую самостоятельность, среди них и бюджетную. Например, Татарстан направлял в федеральный центр лишь три процента от собираемых в республике налогов [5, с. 56].

    Таким образом, произошло воспроизводство того же противоречия, которое сложилось в СССР. Политика центрального руководства приводила к тому, что национальные республики имели преимущественные права перед русскими субъектами РФ, т.е. субъектами РФ, где преобладает русское население. Республики пользовались более значительным объёмом прав в проведении социально -экономической политики. возникшим из-за несоответствия местных конституций Основному Закону Российской Федерации [15, с. 21].

    Лишь в последние годы ситуация изменяется, так как перечисленные социально-политические причины способны вызвать противостояние, во-первых, между национальными субъектами федерации и центром; во- вторых, между «русскими» субъектами, а также центром; в-третьих, негативное отношение «русских» субъектов к национальным, а также между национальностями как таковыми.

    Для формирования методологических подходов к анализу этнополитического конфликта существенное значение имеет сочетание этничности и политики. Оно выражается в постановке этническими общностями трёх основных целей: обеспечения автономии и самоуправления, укоренения права на территорию, признания статуса своей культуры как равного с общегосударственной [8, с. 29].

    Итак, анализ этнополитического конфликта требует разработки адекватной методологической базы. Конструктивное исполнение основных методологических подходов для анализа способно проявлять междисциплинарную связь со многими общественными науками, изучающими социальные конфликты.

    Анализ этнополитического конфликта представляет определенный спектр анализа социального конфликта, при изучении которого в методологическом плане нужно использовать системный анализ событий и процессов. Определяющую роль при этом играет политологический подход.

    Методология анализа показывает, что основной характеристикой этнополитического конфликта выступает отношение этнических общностей к такому феномену как власть. Его изучение дает возможность описать сущность этнополитического конфликта как отражение отношения национальных общностей к национальной политике, проявляющегося в особом общении представителей различных национальностей с позиции возможной реализации своих интересов.

    Список литературы

    1. Абашидзе А.X. Национальные меньшинства и право на самоопределение // Этнографическое обозрение. – 1995. – № 2.

    2. Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. – М., 1993.

    3.Альманах Теория и История экономических и Социальных институтов и Систем. – М., 1992.

    4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. – М., 1993.

    5. Гончар Н., Горегляд В. Бюджетный федерализм // Этнополис. – 1995. – № 2.

    6. Губогло М. Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России // Этнографическое обозрение. – 1995. – № 5.

    7. Королева-Конопляная Г.И. Политическая западная наука. – М., 1994.

    8. Котанджян Г.С. Введение в этнополитологию консенсуса-конфликта. – М.,1992.

    9. Краткий этнологический словарь. – М., 1994.

    10. Методологическое введение к изучению социально-политических и межнациональных конфликтов. – М., 2001.

    11. Цит. по Мунтян В., Родионов А. Западные советологи о русском национальном движении // Общественные науки и современность. – 1991. – № 3. 12. Перспективы демократии и государственно- политическое реформирование России». – М., 1995.

    13. Психология. Словарь. – М., 1990.

    14. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН за № 637 (7) от 1952 г.

    15. Рождественская Т. Конституционный процесс в России // Диалог. – 1993. – № 2.

    16. Словарь-справочник по социологии и политологии. – М., 1996.

    17. Социальная структура и социальные процессы. Словарь-справочник. – М., 1990.

    18. Тишков В. Т. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. – 1993. – № 4.

    19. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

    Подход М. Гектера помогает выработать методологическую базу для анализа этнополитических конфликтов в России. (И вправду, факт отсутствия у российских регионов самостоятельности, проведение несбалансированной бюджетной политики, были способны вызывать негативное отношение к центральному руководству, среди них и в плоскости национальных отношений. Но, в этой связи нужно пояснение. Ситуация, которая складывается в РФ в настоящее время, отличается от той, которая была до 90-х годов. Одно из отличий в том, что после подписания Федеративного Договора 1992 г. и принятия Конституции 1993 г. фактически юридическое закрепление получила в большинстве своем самостоятельность национальных регионов (среди них и бюджетная). Таким образом, происходит воспроизводство того же противоречия, которое сложилось в СССР. Политика центрального руководства приводила к тому, что национальные республики имели преимущественные права перед русскими территориями. В настоящее время субъекты Федерации, имеющие статус республик также пользуются более значительным объёмом прав при ведении социально -экономической политики. Прежде всего это проявляется в поддержке дотационных регионов (национальных)55 и в дисбалансе, возникающем из-за несоответствия ряда местных конституций Основному Закону РФ.56

    Несмотря на то, что Федеральной властью сделаны существенные шаги в сторону обновления политики бюджетного федерализма, сохраняется практика экономического патернализма в отношении дотационных субъектов РФ57.

    Перечисленные социально — экономические причины способны вызвать противодействие во-первых, между национальными субъектами РФ и центром, во- вторых, между русскими субъектами и центром, в-третьих, негативное отношение русских субъектов к национальным, и между национальностями как таковыми.

    Для формирования методологических подходов к анализу этнополитического конфликта существенное значение имеет сочетание этничности и политики. Оно выражается в постановке этническими общностями трёх основных целей: обеспечения автономии и самоуправления, укоренения права на территорию, признания статуса своей культуры как равного с общегосударственой.58

    Итак, анализ этнополитического конфликта требует разработки адекватной методологической базы. Конструктивное исполнение основных методологических подходов для анализа способно проявлять междисциплинарную связь со многими общественными науками, изучающими социальные конфликты.

    Анализ этнополитического конфликта представляет определенный спектр анализа социального конфликта, при изучении которого в методологическом плане нужно использовать системный анализ событий и процессов. Определяющую роль при этом играет политологический подход. Его реализация будет адекватной при учете выводов и данных, представляемых другими науками, изучающими этнический конфликт в качестве объекта. Формирование синтетической методологии при преобладании этнополитологического подхода к изучаемому явлению позволяет рационально использовать теоретические положения социологического, исторического и других подходов.

    Методология анализа подсказывает, что основной характеристикой этнополитического конфликта выступает отношение этнических общностей к такому феномену как власть. Его изучение дает возможность описать сущность этнополитического конфликта как отражение отношения национальных общностей к национальной политике, проявляющегося в особом общении представителей различных национальностей с позиции возможной реализации своих интересов.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    55  Лагутенко Б. Бюджетный федерализм. // Научный парк. — 1996. -№1. -С. 11-13

    56  Рождественская Т. Конституционный процесс в России // Диалог. -№ 2. — 1993. -С. 21

    57  Гончар Н. Горегляд В. Бюджетный федерализм. // Этнополис. — 1995. -№ 2. -С. 56

    58 Котанджян Г. С. Введение в этнополитологию консенсуса-конфликта. -М.,РАУ. 1992. С. 29

    Приступив к разработке такой сложной тематики, как сепаратизм, любой и даже более опытный исследователь столкнулся бы с острым недостатком идей, источников и фактологического материала. Но то, каким образом учёный приступает к преодолению возникших трудностей, во многом зависит от его общего культурного и образовательного уровня.

    В последнее время широкое распространение получила тенденция, когда вчерашние абитуриенты в силу значительных пробелов в своей подготовке просто не в состоянии освоить программу высшей школы. Впоследствии часть из них, формально получив дипломы специалистов и магистров, пополняет ряды преподавателей вузов, какие по своей «научной» квалификации не могут продвинуться дальше воспроизведения функций копировальной машинки.

    Последняя характеристика актуальна и по отношению к ещё одной статье В.А. Горенкина – «Этнополитический конфликт: сущность и формы выражения» [7], которая также является результатом некорректного заимствования текста параграфа «1.2. Природа этнополитического конфликта: сущность, формы выражения, воздействие на сферы общественной жизни» (стр. 40-59) из диссертации И.Н. Кленова. Сопоставим только несколько страниц соответствующих публикаций:

    Таблица № 2

    Горенкин В.А. Этнополитический конфликт: сущность и формы выражения // Крымский контекст. – Симферополь, 2001. — № 7. — С. 17-19.

    Кленов И.Н. Кленов И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования: дис. … кандидата политических наук: 23.00.02. – М., 1996. – С. 40-43.

    В условиях обострений этнополитической обстановки на постсоветском пространстве на рубеже XX и XXI веков одной из важнейших проблем внутриполитической жизни бывших советских республик стало достижение стабильности межнациональных отношений. Этнополитические конфликты в различных регионах все более превращаются в угрозу для суверенитета и территориальной целостности государств. Дискуссии об этнополитических конфликтах и вообще конфликтологии развернулись и в Украине, и в России, и за их пределами. Доминирующий интерес учёных к проблеме этнополитических конфликтов обусловливает приоритетность данной проблемы для мирового сообщества. Трудно найти державу, для которой взаимоотношения этнических общностей не представляли бы интерес.

    Анализ отечественных и зарубежных изданий, посвященных проблематике этнополитических конфликтов, говорит об общемировом характере исследуемого вопроса.

    Программа по исследованию природы этнополитического конфликта в качестве первоочередных задач предполагает определение его сущности и возможных причин. В качестве гипотезы целесообразно предположить существование дуалистической основы первопричинности этнополитического конфликта. С одной стороны, социально-экономические предпосылки, с другой — собственно этнические. Даже если межэтнические причины как таковые в этнополитическом конфликте отсутствуют, нет необходимости отказываться от гипотетического предположения, что они могут быть. На поверхности самого этнополитического конфликта доминируют, как правило, совсем другие. Однако «эксплуатация» этничности самым различным способом властными структурами прямо или косвенно порождает веру в этническую ущемленность у групп, участвующих в конфликте.

    Социальные, экономические и этнические причины этнополитического конфликта представляют собой скорее единство, чем отдельно существующие элементы; зачастую это — стороны одного и того же процесса, а именно — процесса взаимоотношения этнических общностей под общим воздействием социально-экономической политики, этнополитический конфликт может быть определен как отражение несовпадающих фаз жизни этнических общностей и социально- экономических преобразований, проводимых властными структурами. Иными словами, речь идёт о распространении энергии межэтнических противоречий на сопредельные сферы общественного развития. Начавшись как межэтнический, этнополитический конфликт быстро охватывает сферы политической системы общества. В этом принципиальная новизна исследования явления, которая не отмечалась этнополитологами прежде. В ряде исследований авторы идут ещё дальше, утверждая, что этнополитический конфликт представляет собой качественно новое, ещё мало изученное явление (1).

    Указанное несовпадение не предопределяет в качестве обязательного условия различия в уровне жизни этнических общностей. Однако всегда речь идёт о стремлении конфликтующих этнических общностей к власти как основному содержанию этнополитического конфликта. Нельзя с уверенностью, например, утверждать, что в основе этнополитического конфликта между Татарстаном и федеральным Центром в России лежали различия в уровне жизни населения Татарстана и остальной России. Однако безусловным является стремление обоих контрагентов этнополитического конфликта решить вопрос о разграничении полномочий в свою пользу. О том же свидетельствует международный опыт, в частности этнополитический конфликт между фламандцами и валлонами в Бельгии порождается постоянными трениями между ними по поводу наиболее важных экономических проблем, среди них рабочих мест, что также можно интерпретировать как стремление к разделению полномочий в социальной сфере. Ситуация усугубляется за счёт постоянной миграции фламандцев (2).

    В обозначенных примерах речь идёт о дифференцированном отношении к населению по этническому пр

    Тоже важно:

    Комментарии:






    * Все буквы - латиница, верхний регистр

    * Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля