Последние новости

Реклама

Джаз в Коктебеле: гроза, импровизации и звёзды

Раз в году надо всё бросать и ехать в Коктебель. Вообще-то это стоит делать каждую неделю, особенно летом, но ладно, не у всех получается. Раз в году удастся у всех. И не надо жаловаться на занятость или нехватку денег: просто бросайте всё, отключайте телефон – и в Коктебель, сообщает издание «Крымское Эхо».

В Коктебеле – джаз.

Да, ещё там море, мыс Хамелеон и Карадаг с профилем Макса, но море и горы есть у нас почти везде, кроме глухого и страшного Предчонгарья, а джаз есть только в Коктебеле. В этом году джаз случился в пятнадцатый раз. Нет, вот так: в XV юбилейный раз – а много ли мы с вами знаем в Крыму благородных начинаний, какие продержались хотя бы полтора года? – вот почему это большое правильное и вполне легендарное событие, и писать его надо высоким штилем «…в год от сотворения мира…» и высекать на мраморных досках.

В далёком и теперь почти былинном 2003 году Дмитрий Киселёв с группой единомышленников впервые пригласил джазменов поиграть на краю Киммерии. За 15 лет на коктебельском пляже на сцене фестиваля выступили многие мировые звёзды, здесь начинали свою карьеру никому не известные, кроме организаторов, молодые исполнители — и наутро просыпались знаменитыми. Зрителями стали сотни тыс. человек; вполне можно утверждать, что и в Крыму, вслед за Нью-Орлеаном и Монтрё появилось специфическое и элитное направление туризма: «джазовый туризм».

О необходимости мрамора при описании фестиваля, о его значении для целой страны говорит и забавное обстоятельство. По ту сторону Перекопа после воссоединения Крыма с Россией, вслед за херсонской «масандрой», появился такой же контрафакт, «коктебель» одесского разлива, джаз-фестиваль с украденным именем и поддельной датой рождения – и также собирается праздновать 15-летний юбилей.

Как бы там у них ни было, а у нас вместо открытия фестиваля 18 августа разверзлись хляби небесные, и по Коктебелю ударила невиданная гроза, молнии били и в море, и в горы с интервалом несколько секунд. Собравшиеся зрители расходились, ворча, не подозревая, что настоящая беда обошла их стороной и направилась в Судак…

Непогода скомкала юбилейную программу, а лучше сказать – придала ей остроты и интриги, и первый же концертный день Koktebel Jazz Party затянулся далеко за полночь. Тон задала группа JOE LASTIE’S NEW ORLEANS SOUND. Не «бывшие наши», которым нечего терять, «потому что они там никому не нужны», как подозревали накануне некоторые профессиональные скептики, читая программку. Самые настоящие негры афроамериканцы, и (хоть я и не проверял, ньюорлеанская ли у них прописка) с самым настоящим ньюорлеанским звуком.

Они укрепили мою убеждённость в том, что джаз надо петь хриплым негритянским афроамериканским голосом, передвигаться по сцене и играть на инструментах как бы небрежно, как бы вразвалку, ухмыляясь и подмигивая, но так, чтобы со зрителя сносило всю серьёзность, заставляло сначала пощёлкивать пальцами и похлопывать ладонями, потом помахивать руками и притоптывать ногами, наконец, вскакивать с места и пританцовывать.

Необходимо подчеркнуть: автор этого текста никакой не музыкальный, а тем более, не джазовый критик, и всё, что я понимаю в джазе – это что он должен быть. А ещё я крымчанин, и всё, что я пишу, – это про Крым, даже если в тексте нет такого слова.

Где Крым — а где Нью-Орлеан, скажете вы, и будете правы, потому что крымский саунд, звучание крымских набережных – это не плеск волн и не звон бокалов с «Новым Светом» или «Архадерессе», это попса и шансон под «Балтику» или шмурдяк, это саундтрек победившего быдла, бесцеремонно и на полную мощь.

Если в стране действуют законы, защищающие от оскорблений чувства верующих, количество которых и наказуемая степень оскорбления никем не определены, то почему никто и никак не защищает художественные, эстетические и в целом культурные чувства подавляющей массы населения? Да, именно подавляющей – или кто-то рискнёт оспорить утверждение, что страна, претендующая на роль ядерной сверхдержавы и носителя особой духовности, населена преимущественно людьми высокой культуры, обладателями изысканного вкуса?

Если в стране дают сроки за пляски в «балаклавах» или ловлю покемонов, то столь же сурово следует наказывать за оскорбление чувств верящих в торжество гармонии и полифонии, в бессмертие архитектурного стиля «модерн» и в непогрешимость мальчика, купающего красного коня.

Это отступление понадобилось, чтобы понять всю безбашенную отвагу Дмитрия Киселёва сотоварищи, затеявшего посреди «владимирских централов» и всяких «муси-пуси» такой summertime и находящего аргументы успешно продолжать до сих пор, приглашая звёзд настоящих и открывая звёзды будущие. Он, без всяких преувеличений, уже вошёл в историю и Коктебеля, и Крыма: и созданием фестиваля, и числом приглашённых творцов, и уже тем, что с небольшого отрезка одной из крымских набережных вытеснил попсу и блатняк правильным и очень уместным звуком.

Фестиваль из года в год показывает, что людей с хорошим вкусом в нашей стране, и правда, подавляющее большинство — но не так много мест, где можно вот так собраться у моря под звёздами небесными послушать звёзд джазовых.

 Тем временем на сцену фестиваля поднялись участники программы «MUSIC OF JAZZ MESSENGERS» (Россия — США), созданной уникальным потрясающим Валерием Пономарёвым (труба) при участии виртуоза Сергея Головни (саксофон). Каскад их дуэтов и соло по энергетике вполне можно было сопоставить с прошедшей накануне грозой: внезапно и мощно зрителей накрыло волнами звука со сцены, чистого и пробирающего до глубины души.

В общем-то, стандартные приёмы Валерия Пономарёва ещё больше расшевелить публику были не так уж и нужны: ведь неважно, что музыкант говорит, намного важнее, что он делает – со своим инструментом на сцене или со своей совестью в жизни.

Именно поэтому я проигнорировал почти все пресс-конференции участников фестиваля. Всё самое важное музыканты сказали своим выходом на сцену в Крыму. И речь не только о джазменах из дальних стран, правительства которых не признали Крым российским. Так полюбившиеся публике новоорлеанцы в интервью для TV куражились и передавали приветы своему президенту Дональду Трампу, советовали ему приехать в Крым, посмотреть людям в глаза и разобраться во всём лично.

Мы в Крыму живём в условиях не только международных, но и внутрироссийских санкций – если вспомнить число российских банков и вообще крупных российских брендов, представленных в республике. Мы помним и имена музыкантов, какие ещё вчера зажигали в Крыму, но — вот, новый поворот! – их нет с нами и уже никогда не будет.

Отношение к Крыму разорвало не только страны, но и музыкальные гармонии: чуть забегая вперёд, представлю семейный джаз-проект BRILL FAMILY, которым руководит Игорь Бриль. В одном из предыдущих выступлений в Коктебеле Брили играли как раз вместе со штурманом «новых поворотов», но в битве с дураками он вдруг перешёл на сторону дураков. Наверное, поэтому, а ещё из-за случившихся в Судаке бедствий Игорь Бриль завершил потрясающее выступление своего коллектива композицией «Молитва», оставшись в одиночестве за роялем.

Я опять отвлекся от сцены, но такова уж действительность в Крыму: как ни старайся, от самого главного отвлекают если не стихийные бедствия, то дураки или дороги.

А на сцене – CLUB DES BELUGAS (Германия). Это те ещё рыбы! Похоже, они сами загадали три желания, и публика с лёгкостью их исполнила: аплодисменты и восторженный рёв зашкаливали, причём в самом прямом смысле. Организаторы установили перед сценой микрофоны, подключенные к шумомеру, и по громкости звука определяли степень зрительских симпатий, а призом в этой номинации была статуэтка из драгоценных металлов с бриллиантами.

Вот она-то и досталась «белугам», и без магии здесь не обошлось: так исполнить всем до оскомины известную «Summertime», так раскачать публику импровизациями, совершенно точно не отрепетированными, творимыми прямо на сцене, можно только владея колдовскими приёмами.

Следующий день встретил безмятежным морем, ласковым солнцем, битком набитыми пляжами и подозрениями, что стенания о неудачном сезоне разыгрываются воротилами курортного бизнеса специально для федеральной налоговой службы. Кораблики с бутафорскими мачтами и парусами, сверх всяких норм безопасности забитые экскурсантами, с частотой маятников курсировали от причала к Карадагу и обратно, за новой порцией бабла отдыхающих.

Лодочки и водные мотоциклы таскали туда-сюда устройства для вытряхивания из туристов денег завтраков острых ощущений. Над всем этим великолепием хмурился профиль Макса, оранжевел от стыда Хамелеон и таскали по небу на парашютах и мотодельтапланах тела из среднего ценового диапазона прибыльности.

Это, что джаз-фестиваль – также платное и недешёвое удовольствие. А ещё, что люди в Крыму готовы платить за удовольствия качественные, и в Крыму, как бы его ни унижали сравнениями с бывшими рыбацкими деревушками в турциях и таиландах, есть все возможности для качественного туристического продукта мирового уровня. И горе горькое, что производить подобный продукт получается лишь при условии бульдозерной пробивной силы, немыслимых связей и влияния, потрясающего упорства и веры в собственную правоту, что вот уже пятнадцать лет демонстрируют организаторы джаза в Коктебеле.

Коктебель может гордиться перед остальными крымскими курортами тем, что за годы, когда здесь играют джаз, сформировалась относительно тонкая, но уже заметная прослойка «джазовых туристов». Они отслеживают даты проведения фестиваля заранее, подгадывают к этому времени отпуска или выходные и едут издалека – кто из Джанкоя, а кто из сибирских глубин российской географии – вкусить данный неописуемый коктейль правильной музыки, фантастического ландшафта и морского ветра.

Отправимся поближе к сцене, пройдя мимо полицейских, оцепивших холм с могилами Юнгов от растаптывания халявщиками, сквозь рамки металлодетекторов, ставших печальной приметой массовых мероприятий во всём мире, оценим количество секъюрити и удивимся казаку в черкеске с газырями, столь же неуместному и чужеродному в Коктебеле, как некая «коктебельская сечь», посягнувшая на Тихую бухту.

Фестиваль с таким мощным медийным сопровождением не мог избежать соблазна транслировать, кроме музыки, идеи использования заповедных коктебельских земель. Гольф-клуб, о возможности создания которого заявил Дмитрий Киселёв, представляется нам наименьшим злом для Тихой бухты, газоны выглядят предпочтительнее изувеченных колеями склонов. Тем не менее лишь только земля для гольф-клуба и яхтенной марины попадёт в распоряжение частных фирм, кто удержит владельцев от соблазна застроить окрестности поля домиками для гольфистов, а прибрежную землю – эллингами для яхт, этажей по 10-15?

А вот и сцена, а на ней международный DOUBLE BASS PROJECT (Россия, Франция, США)с голосистой и очень драматичной солисткой Hiske OOSTERWIJK, поющей по-французски и говорящей по-английски, а DOUBLE BASS в проекте – это контрабасисты и виолончелисты Дарья Соколова и Алексей Иванников. Дуэт басов, в общем-то, — нечастое явление в джазе, и такие приятные сюрпризы организаторы приготовили в реальных условиях в каждом выступлении.

Одновременно с интернациональным ансамблем Якова Окуня (США, Япония, Россия) на сцену незаметно вышла крымчанка Ксения Симонова, но зрители увидели её участие в композиции: на экране над сценой пошла трансляция песочной анимации. Ведущие не удосужились должным образом представить Ксению, а режиссёр трансляции не сразу нашёл баланс между крупными планами исполнителей и песочными картинами – но даже эти небольшие нестыковки подчеркнули столь ценимую в джазе импровизацию, когда произведение создаётся здесь и сейчас, уникальное и неповторимое.

Вершиной фестивальных импровизаций стал выход на сцену президента Российской Федерации Владимира Путина. Приветствуя зрителей и участников, перечисляя заслуги организаторов, Владимир Владимирович, зная, что данный сюжет с пометкой «срочно» разлетится по всем телеканалам и новостийным лентам, на самом деле привлекал внимание чиновников всех рангов и мастей к культуре, которую, в отличие от чувств верующих, безнаказанно оскорбляют выходками покруче ловли покемонов.

Президент не ограничился словами, а спустился в зал и дослушал выступление джазменов, а потом долго и с удовольствием аплодировал.

Представьте, как икалось крымскому чиновничеству, особенно тем, кто допил свой виски (или что там наливали в VIP-зоне) и непредусмотрительно покинул фестиваль. А ещё спасибо за экспромт — иначе, случись подготовка к президентскому визиту заранее, разогнали бы живописных фриков и престарелых хиппи с набережной, заставили бы нудистов надеть штаны и опечатали застёжки, за неимением травы покрасили бы гальку на пляже и рапортовали, как положено, имея вид лихой и придурковатый.

Уж это они умеют. Правда, может быть, снесли бы пару особенно уродливых шалманов с набережной, чьи владельцы спасли жизнь уже десятому поколению крымского руководства, или знают обо всех некую особо омерзительную гадость, иначе, чем объяснить несокрушимость их фанерно-пластиковых загородок при всех властях и даже государствах – но наверняка, на месте снесённых загонов для скота тут же появились бы новые объекты общепита. Уж это они умеют ещё лучше.

Я бы уже завершил своё пиццикато без контрабаса, но послушайте, на сцене обладатель десяти – читайте по губам и показываем на пальцах – десяти! ай да Киселёв! как ему удалось? — обладатель десяти премий «Грэмми» Eddie Palmieri и его EDDIE PALMIERI LATIN JAZZ BAND (США). Посмотрите график его выступлений – Eddie Palmieri просто поставил Коктебель как концертную площадку в один ряд с Нью-Йорком, Бостоном, Лос-Анжелесом, не считая всяких Онтарио…

Добавить к его выступлению просто нечего.

Слушайте джаз. 

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля