Последние новости

Реклама

Домбайский вальс

Об этом сообщило издание «Крымская правда».

Если в тот, свой самый первый приезд на Северный Кавказ, я смотрел на Эльбрус издалёка, экскурсий из-за снежных заносов туда не было, то на Домбае мне удалось побывать. Это было большой удачей и огромным счастьем, по той причине, что с юных лет во мне жили строчки легендарного «Домбайского вальса» Юрия Визбора — настоящего гимна всех альпинистов, горнолыжников и просто романтиков путешествий. Помните?

Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой.

Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.

Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай.

Мы навсегда сохраним
В сердце своём данный край.

Край данный совершенно уникальный и потрясающий по красоте, даже после Эльбруса и Чегета, Баксанского ущелья и Донгузоруна знаменитая Домбайская поляна и окружающие её горы — Домбай-Ульген, Балалакая, Эрцог, Джугутурлючат — хотя они и не такие высокие, самая большая, Домбай-Ульген, чуть выше 4 тыс. метров, не кажутся «второстепенными», а оставляют сказочное, незабываемое впечатление.

Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог.

Вот и окончился круг,
Помни, надейся, скучай.

Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.

За прошедшие с момента первого свидания годы и десятилетия горы не изменились, а вот всё, что вокруг и рядом, претерпело определённую эволюцию. Появились новые дороги, мосты, гостиницы, турбазы, подъёмники, кафе и рестораны. Домбайская поляна, когда ты находишься на ней, кажется огромной, между её зданий впору заблудиться, однако поднявшись по канатной дороге вверх до первой же станции, понимаешь, какая она крохотная в сравнении с бесконечным, за горизонт, пространством заснеженных гор.

Здесь, перед тем, как рассказать о ещё одной поездке, я хочу сделать небольшое отступ­ление и напомнить читателям кое-что из школьного курса географии.

Если взглянуть на Кавказ сверху, то можно увидеть, что горы, Главный Кавказский хребет, начинаются на Таманском полуострове, тянутся с северо-запада на юго-восток до Апшеронского полуострова и Каспийского моря на территории Азербайджана. Всё, что юго-западнее, то есть Анапа, Новороссийск, Сочи, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Армения — это Закавказье, а то, что северо-восточнее — Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня, Дагестан-Северный Кавказ.

Вершины Главного Кавказского (Водораздельного) хребта к его середине становятся выше, по краям — понижаются. Между них восемь «пятитысячников» (высота — выше 5 тыс. м), из них семь находятся на территории Кабардино-Балкарии. От главного и других хребтов отходят многочисленные ущелья, в которых, кроме того, в прилегающих предгорных и равнинных районах живут свыше 50 народов (только в Дагестане — 28), говорящих на кавказских (народы Дагестана, чеченцы, ингуши, абхазы, адыги, грузины), тюркских (балкарцы, карачаевцы), индоевропейских (армяне, осетины), славянских (русские, молокане) языках. Русские, армяне, грузины, большинство абхазов и осетин — христиане, остальные исповедуют ислам.

Четыре дня из пяти, проведённых на Кавминводах, мы посвятили Пятигорску, поездкам по городам КМВ, на Эльбрус и Домбай. Оставался ещё один день, и надо было выбрать маршрут. Манили Нальчик и Владикавказ, «Вечерний Грозный» и Чечня, «Горная Ингушетия» и Чегемские водопады, в итоге выбрали Цейское ущелье с одноимённым ледником в Северной Осетии. И не пожалели.

Эта горная республика  стоит особняком на Кавказе. Во-первых, осетины в своём большинстве православные, во-вторых, даже между храбрых и отчаянных воинов-горцев других народов Кавказа осетины отличаются особой, если так можно выразиться, безбашенностью и чёткой, последовательной ориентацией на Россию. Не случайно по числу представителей национальности на одного своего Героя Советского Союза  осетины стоят на первом месте: один на 11088 человек, абхазы — 11800, русские — 12172, украинцы — 13567, адыгейцы — один герой на 14685 человек.

Интересное наблюдение. Чем ближе к Кавказу, тем больше шашлычных. Их обилие видишь уже в Краснодаре, что уж говорить о кавказских республиках! Однако там шашлык только из баранины и говядины, что нам, привыкшим к свиным ошейку и рёбрышкам, как-то не по вкусу. Въезжая в Осетию, бросаются в глаза кричащие, яркие вывески: «Шашлык из свинины!».

Кстати, коровы на Северном Кавказе несколько отличаются от наших. И не только внешне — они меньше и другого окраса, однако и тем, что гуляют по лугам, сёлам и городам без пастуха, как кошки, сами по себе, где им вздумается, сами уходят из дому и сами же приходят, при этом не оставляя на дорогах «следов жизнедеятельности». Какие-то умные коровы! Так вот, по Осетии также гуляют ещё и свиньи.

Что касается природы, то она здесь ещё более дикая и первозданная, а Цейский ледник вообще оставил жутковатое впечатление. Почему-то всё время вспоминался Кармадонский, забравший у нас Сергея Бодрова, и хотелось побыстрее спуститься. Два больших артиллерийских орудия, расположенных в ущелье на разных высотах и предназначенных для расстрела снежных лавин на склонах, добавляли драматизма.

Что ж ты стоишь на тропе,
Что ж ты не хочешь идти.

Нам надо б песню допеть,
Нам надо б меньше грустить.

Снизу кричат поезда.

Правда, кончается март.

Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины  шумят.

Сталина в Осетии любят, считают осетином.

Цейский ледник, покрытый камнями и песком. Глубина — до 30 метров.

Коровы гуляют везде.

Из пушки — по лавинам.

Домбай-Ульген, 4046 м, до Сухума и Чёрного моря по прямой 70 км.

Михаил БАХАРЕВ.
Фото автора.
(Окончание следует).

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля