Последние новости

Реклама

Как Чёрное море от затонувших кораблей чистили

Страницы водолазной истории полуострова Крым

Об этом сообщило издание «Крымская газета».

3 июня мир празднует Международный день очистки водоёмов. Этот День был учреждён в 1995 году. Хотя в Крыму попытки такой очистки начали предприниматься больше сотни лет назад: главный водоём полуострова – Чёрное море – ещё в начале XIX века начали очищать от останков погибших кораблей и прочих лежащих на его дне «инородных тел».

28 кораблей за три года

После Крымской войны дно севастопольских бухт было настолько засорено обломками затонувших кораблей, что это не только мешало судоходству, но и просто не давало возможности бросать якорь: поднять его потом было невозможно – он цеплялся за лежащие на дне выступающие части кораблей. Расчистка дна началась в 1857-м. Конкурс на проведение работ выиграл известный в то время специалист по подъёму судов американец Гоуэн. Гоуэн объявил, что он изобрёл «усовершенствованный водолазный шлем, с которым водолаз может оставаться под водой до 8 часов на любой глубине».

Контракт с Гоуэном предусматривал подъём к 1861 году целиком или по частям 28 кораблей и судов, среди них 11 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 корветов, 5 пароходов и 3 мёлких плавсредств. Гоуэн привёз с собой в Севастополь необходимое для судоподъёмных работ оборудование. С ним прибыли 20 человек, между них 3 водолаза. Глубины в зоне работ доходили до 22 м.

Мариинская партия

Одной из первых водолазных структур России на Чёрном море была группа, созданная сто лет назад, в 1917-м, для подъёма затонувшего в 1916 году в севастопольской бухте линкора «Императрица Мария». Группа называлась «Мариинская спасательная партия» («Марпартия»). В штате «Марпартии» на момент создания состояли: начальник работ, инженерно-технические работники – пять человек, водолазы – шесть человек. Тем не менее очень быстро численный состав рабочих «Марпартии» вырос до 40 человек различных специальностей (водолазы, кессонщики, артиллеристы, слесари и котельщики). В дальнейшем группа увеличилась до 350 человек. «Марпартия» была первой в Советской России серьёзной судоподъёмной организацией на Юге России. За время существования она, помимо подъёма корабля «Императрица Мария» и ввода его в док, произвела ряд аварийно-спасательных и судоподъёмных работ.

В конце 1920-го «Марпартия» была переименована в «Судоподъём», но просуществовала в этом качестве недолго.

Особое назначение

В 1923 году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, ещё с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъёму «Чёрного принца» – британского фрегата, затонувшего в Балаклавской бухте во время урагана в ноябре 1854 года. Считалось, что на борту «Чёрного принца» находились бочки с золотыми монетами: как минимум 200, а как максимум – 500 фунтов стерлингов золотом. В Москве со своей идеей Языков сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему военно-морскими силами. Но ни там, ни там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он отправился в ГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным. А перспектива достать их и тем самым пополнить золотой запас Страны Советов выглядела настолько заманчивой, что глава Государственного политического управления отдал приказ о создании для этого специальной организации – Экспедиции подводных работ особого назначения, сокращённо – ЭПРОН.

Рекорды погружения

Для «экспедиции за золотом» прежде всего нужно было построить аппарат (или, как его тогда называли, снаряд) для спуска на большую глубину. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОНа инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться на довольно большую глубину, было рассчитано на трёх человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн. К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОНа занималась поисками точного местонахождения «Чёрного принца» в Балаклавской бухте. В сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем прошло ещё два спуска – на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения!

Поиски «Принца»

Начались регулярные морские работы – эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались более года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, но ни одной золотой монеты так и не было найдено. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить. Что касается организации, то она, к счастью, не была расформирована. За время поисков «Принца» эпроновцы обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъёмом затонувших судов. К началу 1930 годов под эгидой ЭПРОНа было сконцентрировано всё водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР, к 1941 году ЭПРОН поднял 450 судов и боевых кораблей. В начале войны ЭПРОН был преобразован в аварийно-спасательную службу ВМФ, затем, в 1979-м – в поисково-спасательную.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля