Последние новости

Реклама

«Новая модель экономического роста» и «третья модернизация». Эти громкие термины ввёл в обиход Нурсултан Назарбаев, выступивший с посланием народу Казахстана. Следующая масштабная стратегия обнародована в условиях продолжающегося кризиса и усиления сырьевой зависимости страны.
РУКОВОДСТВО Казахстана любит ставить амбициозные цели на десятилетия вперёд. «Нурлы жол» («Сияющий путь»), «Мангилик ел» («Вечный народ»), План нации «100 конкретных шагов», «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050» — лишь самые известные программы, каждая из которых имеет свои более мелкие компоненты. Эти стратегии изучаются в школах, о них постоянно говорят официозные СМИ. Но такое обилие экономических программ имеет обратный эффект: их перестали воспринимать всерьёз, и даже сами граждане республики нередко путаются во множестве инициатив власти.

Отказываться от «стратегической гигантомании» чиновники, впрочем, не желают, выдавая на-гора всё новые масштабные идеи. Следующий общегосударственной задачей стала так называемая третья модернизация. О ней заявил президент Нурсултан Назарбаев в последнем послании соотечественникам. Сообщив без лишней скромности, что Казахстан находится «в преддверии новой эпохи», глава страны призвал «опередить будущее и решительно пойти навстречу вызовам». «Сегодня я ставлю задачу обеспечить реализацию третьей модернизации Казахстана. Нужно создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны», — заявил он.

Главным направлением развития, по словам Назарбаева, должно стать создание новых отраслей с применением цифровых технологий: 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании. Также президент поручил создать «международный технопарк IT-стартапов», который станет основой для привлечения инвесторов со всего мира.

Коснулся глава государства и традиционных отраслей. К 2025 году, как заявил Назарбаев, промышленность, сельское хозяйство, сферы транспорта и строительства должны пройти технологическое перевооружение с упором на экспорт. В частности, поставка продукции агропромышленного комплекса за рубеж вырастет на 40 процентов уже через четыре года, а развитие нефтегазовой и горно-металлургической отраслей должно сопровождаться углублением комплексной переработки сырья. Всё это обеспечит темпы роста экономики выше среднемировых и позволит Казахстану уверенно занять место между 30 самых развитых государств.

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, обнародованный план можно было бы приветствовать. Диверсификация экономики, развитие наукоёмких отраслей и, в целом, ставка на стратегическое планирование — это то, чего так не хватает не только Казахстану, однако и большинству стран постсоветского пространства, включая Россию. Однако одно дело — провозгласить цели, и другое — их достичь. Изучение президентского послания заставляет усомниться в годности методов достижения поставленных задач.

Ложным является само обоснование «третьей модернизации». Как заявил Назарбаев, «первая модернизация» началась 25 лет назад «на руинах СССР», когда был совершён переход от плановой к рыночной экономике и создано «новое государство, которого не было на карте мира». Затем, в ходе «второй модернизации», «страна вырвалась из зоны экономического отставания и вошла в число 50 конкурентоспособных экономик мира».

Может создаться впечатление, что Казахстан начал развитие «с нуля» благодаря мудрости своих правителей. В действительности от советской эпохи нынешней власти досталось не только государство (Казахская ССР была основана в 1936 году), однако и высокоразвитая диверсифицированная экономика. Машиностроение, химическая промышленность, чёрная и цветная металлургия, нефтепереработка, лёгкая и пищевая промышленность — эти отрасли превратили Казахстан в индустриально-аграрную республику. Только в промежуток времени с 1981 по 1985 год было построено 400 новых предприятий — темпы, не снившиеся сегодняшним «модернизаторам». К 1990 году машиностроительный сектор производил свыше 2 тыс. наименований машин и оборудования, экспортировавшихся в десятки стран мира.

Рыночные реформы сопровождались глубоким кризисом промышленного производства. Так, выплавка стали сократилась с 7 до 4 млн. тонн, выпуск чугуна — с 5,2 до 3 млн. тонн. Не менее сильный удар был нанесён по машино-строению. Его доля в общем объёме промышленного производства упала более чем вдвое. Десятки заводов были уничтожены. Казахстан стал государством с ярко выраженной сырьевой экономикой. На фоне кризиса высокотехнологичных отраслей нефтегазовая промышленность пережила взрывной рост. Добыча нефти возросла с 26 млн. тонн в 1991 году до 80 млн. тонн в 2015-м, природного газа — с 8 до 43 миллиардов кубометров за аналогичный промежуток времени.

Однако, может, объявленная программа решит губительный для экономики перекос? Надежд на это очень мало. О диверсификации казахстанские власти говорят как минимум два десятка лет, однако с каждым годом республика всё сильнее зависит от экспорта углеводородов. По итогам прошлого года спад в машиностроении составил 17 процентов, экспорт несырьевой продукции упал на 11 процентов. Основные усилия правительства были направлены не на создание высокотехнологичных производств, а на запуск новых нефтегазовых месторождений, таких как Кашаган.

Данный КУРС, судя по всему, будет продолжен. Говоря о «третьей модернизации», Назарбаев отметил, что горно-металлургический и нефтегазовый комплексы «должны сохранить своё стратегическое значение для устойчивости экономического роста». «Необходимо выходить на новые рынки и расширять географию поставок. Большое внимание должно быть уделено расширению минерально-сырьевой базы», — добавил президент.

Ещё одним фактором, который обрекает намеченные реформы на неминуемый провал, является акцент на приватизации и господстве частного сектора. В своём выступлении Нурсултан Назарбаев снова затронул вопрос снижения доли государства в экономике до 15 процентов ВВП. «Ранее был определён перечень из порядка 800 предприятий для приватизации до 2020 года, — напомнил он. — Поручаю правительству ускорить и завершить приватизацию предприятий из этого перечня до конца 2018 года». При этом разгосударствление намечено не только в промышленности, однако и в социальной сфере. К примеру, президент заявил о передаче в управление с дальнейшей приватизацией объектов ЖКХ, а также поручил создать благоприятные условия для частных медучреждений и детских садов. В долгосрочном плане намечено и вовсе довести вклад малого и среднего бизнеса в ВВП до 50 процентов.

Несмотря на громкое название, следующая стратегия грозит повторить судьбу всех предыдущих. Огромные средства будут потрачены на новые структуры (намечены создание национальной компании по экспорту и импорту, преобразование МИД в министерство иностранных дел и торговли и т.д.), но основная цель — уход от сырьевой зависимости и реальная модернизация экономики — так и не будет достигнута. От руководителей, мыслящих и действующих в рамках рыночной системы, иного ожидать невозможно.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля