Последние новости

Реклама

Победная весна

В апреле советские войска освободили Крым от фашистов, но какой ценой.., пишет издание «Крымская газета».

В месте с апрелем в Крым приходит весна освобождения. Десятилетия, прошедшие с той поры, не стирают у крымчан памяти о страшных днях Великой Отечественной войны, о людях, которым сегодняшнее поколение обязано жизнью… 

Приказал защищать

Решение о стратегической операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков и их союзников было принято в конце 1943 года. Операцию поручили войскам 4-го Украинского фронта (генерал армии Фёдор Толбухин) и Отдельной Приморской армии (генерал армии Андрей Ерёменко) во взаимодействии с Черноморским флотом (адмирал Филипп Октябрьский) и Азовской военной флотилией (контр-адмирал Сергей Горшков). Сухопутная оперативная группировка включала 30 стрелковых дивизий и две бригады морской пехоты (470 тысяч человек, около шести тысяч орудий и миномётов, 559 танков и самоходных орудий, 1250 самолётов).

Началось всё весной 1944 года, когда советские войска блокировали в Крыму 17-ю немецкую армию, захватив при этом важный плацдарм на южном берегу Сиваша. Также, войска Отдельной Приморской армии в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции захватили плацдарм в районе Керчи. Высшее руководство вермахта считало, что в условиях сухопутной блокады дальнейшее удержание Крыма нецелесообразно. Немецкие офицеры называли свою группировку на полуострове «лагерем для военнопленных, какие сами себя охраняют».

Тем не менее Гитлер приказал защищать Крым до последней возможности. Он справедливо полагал, что иначе Румыния и Болгария выйдут из нацистского блока. А отсутствие союзников на южном фланге Восточного фронта, особенно Румынии с её стратегическими запасами нефти, ставило Германию в крайне невыгодное положение.

День за днём

8 апреля, в 8:00, в полосе 4-го Украинского фронта началась артиллерийская и авиационная подготовка, затем наши войска пере­шли в наступление. В тот же день 2-я гвардейская армия освободила Армянск – первый крымский город, очищенный от захватчиков.

В течение трёх дней войска 4-го Украинского фронта вели ожесточённые бои и к исходу 10 апреля прорвали оборону противника на Перекопском перешейке и южнее Сиваша. Появилась возможность вывести на оперативный простор подвижные соединения фронта и его главную ударную силу – 19-й танковый корпус. Танковые части устремились к Джанкою, и 11 апреля город был освобождён. 

В данную же ночь одновременно с 19-м танковым корпусом на другом конце Крыма в наступление перешла Отдельная Приморская армия, которая при поддержке авиации 4-й воздушной армии и Черноморского флота к утру овладела Керчью.

Развивая наступление, советские войска 13 апреля освободили Феодосию, Симферополь, Евпаторию и Саки, 14 апреля – Судак и 15 апреля – Алушту. 16 апреля наши вышли к Севастополю. Попытка взять город с ходу потерпела не­удачу, и советские армии стали готовиться к штурму города.

Битва за Севастополь

Целесообразно было объединить все сухопутные армии под одним началом, поэтому 16 апреля Приморская армия была включена в состав 4-го Украинского фронта и её новым командующим стал Кондрат Мельник. Начавший операцию по освобождению полуострова генерал Андрей Ерёменко в это же время получил назначение на должность командующего 2-м Прибалтийским фронтом. 

К сожалению, кадровая рокировка не пошла на пользу, и, хотя с 16 по 30 апреля советские войска неоднократно предпринимали попытки штурма Севастополя, каждый раз добивались лишь частных успехов. 

Но и у немцев «кадровый вопрос» не сопутствовал успеху оборонительных боёв. 3 мая по приказу Гитлера генерал Йенеке, как не веривший в возможность успешно защищать город, был отстранён от должности. 

Генеральный штурм Севастополя советское командование назначило на 5 мая. К этому времени большинство наших войск сосредоточилось на подступах к городу. Следы его обороны в 1941-1942 гг. увидел прямо перед собой 20-летний крымчанин пехотинец Степан Шраменко: «…Высотка была усеяна человеческими костями, касками: советскими, румынскими и немецкими. По всей видимости, здесь шли бои в промежуток времени обороны Севастополя».

Начав штурм по плану, после четырёх дней тяжелейших боёв 9 мая войска фронта освободили город. 12-13 мая завершилась и его полная зачистка от остатков немецких войск.

Потери

12 мая остатки вражеских войск на мысе Херсонес сложили оружие.

Немецкий военный историк Курт Типпельскирх события этих дней описывает так: «Остатки трёх немецких дивизий и большое число разрозненных групп немецких и румынских солдат бежали к Херсонесскому мысу, подступы к которому они обороняли с отчаянностью обречённых, ни на минуту не переставая надеяться, что за ними будут присланы суда. Тем не менее их стойкость оказалась бесполезной. 10 мая они получили ошеломляющее известие, что обещанная погрузка на корабли задерживается на 24 часа. Но и на следующий день напрасно искали они на горизонте спасительные суда. Зажатые на узком клочке земли, подавленные непрерывными воздушными налётами и измотанные атаками намного превосходящих сил противника, немецкие войска, потерявшие всякую надежду избавиться от этого ада, не выдержали. Переговоры с противником о сдаче положили конец ставшему бессмысленным ожиданию помощи. Русские, в своих сводках обычно не соблюдавшие никаких границ правдоподобности, на сей раз, пожалуй, были правы, определив потери 17-й армии убитыми и пленными цифрой в 100 тысяч человек и сообщив об огромном количестве захваченного военного снаряжения».

Необходимо обязательно отметить, что в ходе операции активную помощь советским войскам оказывали крымские партизаны. Отряды под командованием Петра Ямпольского, Фёдора Федоренко, Михаила Македонского и других нарушали коммуникации противника, устраивали налёты на штабы и колонны гитлеровцев, участвовали в освобождении городов. Горные дороги превращались для немцев в ад. 

Таким образом, 11 апреля 1944-го именно партизаны захватили Старый Крым, отрезав дорогу отступавшим из Керчи немецким подразделениям. Вечером того же дня в ходе ночного боя фашистам удалось захватить один из городских кварталов (улицы Северная, Полины Осипенко, Сулу-Дарья), который находился в их руках 12 часов. За это время немецкие пехотинцы уничтожили всё его население – 584 человека. Так как условия боя не позволяли, как это обычно делалось, согнать обречённых в одно место, то фашисты расстреливали всех, кто попадался им на глаза, независимо от пола и возраста.

Уже после освобождения Крыма замешанные в этом преступлении и оказавшиеся в советском плену были преданы военному трибуналу. Суть этого драматического эпизода – по искусству уничтожения гражданского населения обычная немецкая пехота при желании могла превзойти даже специальные команды СС. 

Крымская операция завершилась полным разгромом 17-й немецкой армии. Её потери составили от 120 тыс. человек (из них 61 580 пленными). К этому числу необходимо добавить значительные потери войск противника во время морской эвакуации (румынская черноморская флотилия потеряла 2/3 наличного корабельного состава). К этому времени относится затопление ударом штурмовой авиации германских транспортов «Тотила» и «Тейя», входящее в список крупнейших по числу жертв морских катастроф всех времён (до 8 тыс. погибших). Таким образом, общие безвозвратные потери немецко-румынских войск оцениваются в 140 тыс. солдат и офицеров.

В результате освобождения Крыма была снята угроза южному крылу советско-германского фронта. Отбив Крым, Советский Союз вернул себе полный контроль над Чёрным морем, что резко пошатнуло позиции Германии в Румынии, Турции, Болгарии.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля