Последние новости

Реклама

Выступление В.Г. Позднякова на заседании круглого стола на тему: «Русские, россияне... Укрепление статуса государствообразующего народа»

Выступление В.Г. Позднякова на заседании круглого стола на тему: «Русские, россияне... Укрепление статуса государствообразующего народа». 14 марта 2017 года.
31 октября 2016 года в Астрахани прошло заседание Совета по межнациональным отношениям по обсуждению принятой в 2012 году Стратегии государственной национальной политики России.

На заседании было высказано предложение «идти от стратегии к федеральному закону» о российской нации.

Президент Владимир Путин данную идею поддержал.

Для нашей страны, исторически являющейся общим домом для сотен народов и этносов – межнациональное согласие является важнейшим условием самого существования государства.

Общественность страны активно обсуждает данную тему.

Естественно, что и «Русский Лад» включился в этот процесс.

В Госдуме идёт разработка технического задания для закона о российской нации, исходя из которого станет понятно, чем наполнять федеральный закон.

Определяется, будет ли этот закон прямого действия или это будет рамочная норма, некий политический посыл, а регулировать межнациональную сферу станут специальные госпрограммы.

Обсуждаются различные варианты названия предполагаемого закона: «О российской нации и управлении межэтническими отношениями», «О государственной национальной политике», «Об основах государственной национальной политики» и др. Определяется: имеется ли противоречие между конституционным положением о многонациональном народе Российской Федерации и понятием российской нации. Что есть само понятие «российская нация», «россиянин».

Станислав Говорухин, Председатель Комитета Государственной Думы по культуре, пишет: «Россияне, россиянин» - слова отвратительные. Мы всё время были многонациональным русским народом. Теперь стали россияне. Хотя для всего мира – мы русские!».

Расул Гамзатов: «За границей – я русский, в России – я дагестанец, в Дагестане – я аварец».

Четверть века тому назад в России не было названия «россияне». Сегодня в России живут русские и россияне. «Россияне» - термин, ущемляющий русских. У русских нет своей именной территории.

Попробуем разобраться.

Понятия, формулировки, содержание слов «нация», «народ», «русский» и др. будут изложены в последующих выступлениях.

Мне бы хотелось высказать своё суждение.

В современной России требуется решить задачу русских, русского народа.

Существует множество самых различных мнений, позиций, отношений по этому животрепещущему вопросу.

Для начала надо отметить, что государствообразующая нация – русские - не имеет национального государства.

Текущая Россия с юридической точки зрения не является русским национальным государством, в рамках которого русские осуществили бы право на национальное самоопределение. Это и делает национальный вопрос в РФ таким острым. Почему, собственно говоря, русские (великороссы) лишены своей государственности?

В Конституции Российской Федерации говорится, что Россия – это многонациональное государство. Тем не менее так ли это?

На самом деле для того, чтобы страну можно было признать мононациональной, вовсе не необходимо, чтобы все 100% её жителей принадлежали к одному этносу. Для этого вполне достаточно 67%. Так утверждает международное право.

Русских в России более 80%. Больше, чем казахов в Казахстане, латышей в Латвии, эстонцев в Эстонии…

Просто для примера: В Эстонии проживают представители 192 национальностей. 68,7% постоянных жителей Эстонии составляют эстонцы, на втором месте русские - 24,8%.

Латышей в Латвии 62,1%, четверть населения Латвии – русские, там проживает и много других национальностей, как и в Эстонии.

Казахов в Казахстане - 66,48%. Следующим крупным этносом, населяющими страну, являются русские (20,61%). Проживают узбеки, украинцы, уйгуры, татары и другие.

Тем не менее Латвия, Эстония и Казахстан являются национальными государствами эстонцев, латышей и казахов. Их называют мононациональными!

Таким образом, можно утверждать, что Россия – полиэтническая, тем не менее мононациональная, а не многонациональная страна. И об этом надо честно говорить!

Теперь посмотрим на административное деление России. И сразу увидим, что у национальностей, населяющих Россию, есть свои национальные образования. Например, республики имеют свои конституции, свои национальные языки, приравненные к государственному русскому языку. Орган судебной власти в республиках называется Верховным судом (в других регионах — краевые, областные, окружные суды).

После разрушения СССР Россия оставила свое административное, ассиметричное устройство. И определение «многонациональной страны» перешло к ней также от СССР. Тем не менее в составе СССР, и вправду, были республики, в которых жили миллионы граждан других национальностей, а русские не были в большинстве.

Все бывшие АССР стали республиками, лишившись определений "автономных", "советских" и "социалистических". Их официальные названия зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. Ещё четыре республики появились в составе России в результате повышения их статуса из автономных областей (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Республика Алтай и Хакасия).

Также, ещё две республики возникли в результате разделения одной из "двудомных" национально-территориальных автономий Северного Кавказа. На месте Чечено-Ингушетии появились две республики — Чечня и Ингушетия.

И все это при том, что Конституция 1993 г. предполагает равноправие всех субъектов Федерации! Тем не менее на практике, некоторые субъекты равнее других. Вот и получается, что равнее краев и областей именно республики (22 из 85 субъектов)! Ведь равноправие субъектов Федерации предполагает отсутствие существенных статусных различий. Но, как только что было отмечено, различия как раз и есть.

При этом разница в статусе записана и в самой Конституции (ст. 66). В ней говорится:

- "Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики" (п.1).

- "Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом..., принимаемым законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации".

При этом наиболее распространена ситуация, когда титульный этнос не составляет большинства на территории соответствующей автономии.

Требуется признать в соответствии с международными стандартами Россию – мононациональной страной русского народа, составляющего абсолютное большинство её населения.

Требуется признать и законодательно утвердить историческую роль и фактическое значение русского народа не только в качестве коренного и титульного, тем не менее и как единственной государствообразующей нации России.

Особо хочется отметить, что после уничтожения СССР в 1991 году и образования новых независимых государств, 25 млн. русских оказались за пределами России.

Также, в ряде республик современной РФ между представителей «титульных» групп по отношению к русским имеются проявления ксенофобских настроений и национализма. И мы сегодня наблюдаем отток русских, например, с Северного Кавказа.

И не случайно в годы реформ появилось выражение «русский крест»: превышение смертности над рождаемостью именно в русских регионах. Сейчас власть утверждает, что, мол, в России начался естественный прирост населения. Но речь идёт о росте рождаемости именно в республиках!

Итак:

Русская проблема состоит в том, что русский народ не имеет собственного государства. Это положение тем более парадоксально, если учесть, что русский народ является пятым по численности народом мира. Считаю необходимым принять закон о Русском народе, в котором определить роль русского народа, как титульного единственного государствообразующего народа, а Россию – мононациональным государством.

Русские, повторяю, составляют более 80% населения Российской Федерации и, тем не менее, это государство ни в своем целом, ни в своих частях, не рассматривает себя и не является на деле государством русского народа.

Русский народ не упоминается в Конституции Российской Федерации, равно как и в уставных документах её субъектов.

Слово «русский» вытесняется из официального языка на территории Российской Федерации и заменяется словом «российский». Более того, употребление слова «русский» рассматривается как неполиткорректное. Многие деятели либеральных СМИ заявляют, что «никаких русских вообще нет», «русский - не национальность, а просто прилагательное».

Имеются преимущества в бюджетном финансировании. Так, дотации из федерального бюджета Чечне на 2017 г. останутся на уровне 2016 г. и составят 40,4 млрд. руб. (без учета различных субсидий и субвенций, какие ей полагаются наряду с другими регионами). Минфин России планировал снизить дотации Чечне, тем не менее Кадыров заявил, что предложенные Минфином на 2017 г. сокращения расходов из федерального бюджета на Чечню неприемлемы для республики. И сумма была возвращена!

Всего в России 10 регионов, в которых половина бюджета – это безвозмездные поступления из федерального бюджета. Своими собственными силами местные власти просто не смогут обойтись.

При этом русские жители наиболее экономически развитых регионов России сталкиваются с социальной напряженностью, падением качества образования и медицинского обслуживания, ухудшением санитарно-эпидемиологической, экологической обстановки.

Такое противоестественное положение русского большинства является «миной замедленного действия» под российскую государственность и ею попытаются воспользоваться внешние и внутренние враги России для её дестабилизации.

Мы, коммунисты, желаем, чтобы наша страна превратилась в единое целое. Тем не менее, чтобы это произошло, нужна понятная всем идея, объединяющая всех.

При разработке закона или внесению поправок в Конституцию требуется понятно и юридически выверено изложить отношения между всеми народами, входящими в Российскую Федерацию, чётко обозначить положение самого русского народа. Только в таком случае закон может стать тем цементом, который сплотит мононациональную многомиллионную страну в единое целое.

Теперь назову несколько причин невозможности создания в современных условиях закона о, так называемой, российской нации.

Одной из главных проблем современного общества была и остаётся вопиющая социальная несправедливость.

Социальное неравенство разрушает единство и солидарность народа.

Соотношение доходов самых богатых 10% населения к доходам самых бедных 10% (коэффициент фондов) в России с 1992 г. по 2015 г. возросло с 8 до 15,6 (с учетом теневых капиталов он может быть существенно выше). В царской России он равнялся 6. В СССР – 3-4. То есть даже по самым скромным оценкам сегодня в России разрыв между богатыми и бедными больше, чем в дореволюционной Российской империи. Если коэффициент фондов достигает 10 – назревает революционная ситуация.

Граждан современной России также разъединяет представление о будущем России.

Одни видят его в возрождение советского прошлого; другие – в построение какой-то новой формы демократии; третьи – в модели западного общества; четвертые – в хаосе и разрухе. И в зависимости от этих представлений они живут и действуют.

Требуется вернуть народу бесплатное качественное здравоохранение, образование, возможность трудиться и получать достойную заработную плату.

Носитель власти – народ. Тем не менее законы подстроены под узкий круг (слой) олигархата.

Необходима общероссийская система ценностей, традиционных для нас: это – справедливость, взаимопомощь, взаимовыручка, сострадание. Человек человеку – друг, товарищ и брат!


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля