Последние новости

Реклама

Андрей Юрковский: В Республике Крым и Севастополе основные законы приняты

О том, существуют ли идеальные законы и о бесплатной юридической и международной правовой помощи крымчанам

Об этом сообщило издание «Крымская газета».

кроме того, о нюансах процесса законо-творчества и других аспектах деятельности Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю «Крымской газете» рассказал его руководитель.

Работают с актами и гражданами

– Андрей Викторович, в Республике Крым есть Министерство юстиции. А управление, которое вы возглавляете, не дублирует его функции?

– Мы являемся территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации и осуществляем свою деятельность на территории Республики Крым и Севастополя. Наши функции иные, чем у Минюста РК, они не дублируются. Аналогичные управления есть во всех субъектах России. Одна из основных задач управления – обеспечение единства правового пространства РФ на территории РК и Севастополя. Поэтому мы принимаем участие в нормо-творческом процессе этих субъектов. Управление заключило соглашения о сотрудничестве с Совмином и Госсоветом РК, с Законодательным собранием и Правительством Севастополя, кроме того, с прокуратурами этих субъектов РФ в сфере юстиции. Специалисты управления проводят правовую экспертизу на соответствие федеральному законодательству проектов и уже принятых законов и других нормативных правовых актов субъектового уровня – актов Госсовета и совета министров РК, министерств и ведомств. В Севастополе – это акты Заксобрания и правительства города. По результатам экспертизы готовим заключение и вносим нормативные правовые акты в федеральный регистр.

– Это же не все функции, какие возложены на Главное управление Минюста РФ?

– Также мы осуществляем государственную регистрацию уставов муниципальных образований, ведём государственный реестр муниципальных образований, осуществляем деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, среди них общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, вносим в Государственный реестр Российской Федерации казачьи общества Республики Крым и Севастополя. На в этот день зарегистрировано уже около 4000 некоммерческих организаций, внесено в реестр 31 казачье общество. Министерство юстиции РК такими функциями не наделено.

– Непосредственно с гражданами сотрудники управления не работают? Имеют дело только с организациями и документами?

– Управление взаимодействует с гражданами при оказании государственных услуг в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, кроме того, международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации, среди них помогает гражданам истребовать различные документы с территорий других государств. В прошлом году сотрудники управления рассмотрели около 11 тысяч материалов по вопросам оказания международной правовой помощи. В основном они касались документов ЗАГСа. Управление также оказывает гражданам такую государственную услугу, как проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу. В прошлом году легализовано 735 документов.

– Что можно сказать о качестве принимаемых в РК и Севастополе законодательных актов?

– По сравнению с 2014 годом оно улучшается. На в этот день около 100 нормативных правовых актов Республики Крым и Севастополя числятся в федеральном регистре, как не соответствующие федеральному законодательству. Но эта цифра постоянно меняется. В прошлом году были приведены в соответствие федеральному законодательству 168 нормативных правовых актов.

– Законодательная база в Крыму и Севастополе, в принципе, уже сформирована? Многих законов не хватает? Или напринимали лишнего?

– Основные законы приняты. Сейчас идёт процесс их совершенствования, принимается больше законов о внесении изменений. Практика показывает, что какие-то нормы нужно менять с учётом текущей ситуации, которая сложилась в РК и Севастополе. Есть некоторые сферы, по которым ещё не полностью урегулированы правоотношения. Например, в Севастополе не принят закон о бесплатной юридической помощи.

– Следовательно, нарушаются права граждан, имеющих право на такую помощь

– В какой-то мере да. В связи с отсутствием субъектового закона в Севастополе не определена государственная система оказания бесплатной юридической помощи, среди них уполномоченный орган, и соответственно, не заключено соглашение с Адвокатской палатой Севастополя. В настоящее время законопроект о бесплатной юридической помощи на территории города находится на рассмотрении в Правительстве Севастополя.

Процесс перехода нотариусов завершён

– А что можно сказать об уровне оказания бесплатной юридической помощи в Республике Крым? 

– В республике принят соответствующий закон, согласно которому уполномоченным органом в сфере оказания бесплатной юридической помощи определено Министерство юстиции РК, которое заключило соглашение с Адвокатской палатой РК. Составлен список адвокатов, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи, он размещён на сайте Минюста РК. Приняты соответствующие подзаконные акты, направленные на реализацию закона. Помимо государственной бесплатной юридической помощи, отдельным категориям граждан юридическую помощь также оказывают юридическая клиника, созданная на базе КФУ имени В. И. Вернадского, и негосударственный Центр бесплатной юридической помощи при Крымской региональной общественной организации «Конгресс защиты прав и свобод человека «Мир». В 2016 году в юридическую клинику поступило 733 обращения граждан, в негосударственный центр – 5503.

– Ещё одна из задач управления – контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата. В этот день деятельность нотариусов – животрепещущая тема, особенно в сфере имущественных вопросов, какие решают крымчане.

– Это и вправду актуальная тема. После присоединения Крыма к России все нотариусы, какие работали на тот момент в Крыму, продолжили свою деятельность. Отличие в том, что все они занимаются частной практикой. Государственных нотариусов нет. Так сложилось, что в Крыму число нотариусов больше, чем предусмотрено нормами федерального законодательства. Особенно в Симферополе, Ялте, Алуште. И если появляются вакансии, то мы просто эти должности по согласованию с нотариальными палатами ликвидируем в тех городах и районах, где их больше, чем положено. В 2015 и 2016 годах управление совместно с нотариальными палатами провели проверки всех нотариусов, недостатки в их деятельности устранены. Сотрудники управления также участвуют в работе квалификационных комиссий при адвокатских и нотариальных палатах.

– Что можно сказать об уровне подготовки крымских нотариусов и адвокатов? Они уже хорошо ориентируются в российском законодательстве?

– Уровень достаточный для обеспечения защиты прав и интересов крымчан в полном объёме. В целом процесс перехода в российское законодательное поле крымских нотариусов и адвокатов завершён.

– А уровень подготовки сотрудников управления, которым вы руководите, как оцениваете? 

– Основной костяк коллектива –  крымчане, работавшие ещё в органах юстиции Украины. Понятно, что нужно время, чтобы досконально изучить большой объём законодательства РФ. Есть специалисты, например, в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, какие обладают очень хорошими знаниями законодательства. Им звонят из других регионов России, советуются по многим вопросам. Так что уровень квалификации сотрудников оцениваю как достаточный для выполнения возложенных на управление задач.

– В Крыму разрабатывается и принимается большое количество нормативных правовых документов. Не проще ли позаимствовать их в других регионах, где они уже проверены на практике, и применять их у нас?

– В Республике Крым и Севастополе есть свои особенности. Например, в некоторых сферах переходный промежуток времени продлён до 2019 года. Это касается имущественных, градостроительных, лесных, земельных отношений. То есть тех, в которых сложно за короткий промежуток времени перейти на стандарты, существующие на всей территории РФ. Когда принимались первые законы, то брали за основу те, какие есть в субъектах России. И редактировали их с учётом каких-то особенностей, какие имеются на территории Республики Крым и Севастополя. Но даже если брать эти два субъекта, то законодательные акты, регулирующие в них одинаковые правоотношения, могут отличаться. Например, в соответствии с Конституцией Республики Крым управление обладает правом законодательной инициативы, а согласно уставу города Севастополя, у управления такого права нет.

Найдите отличия

– Лично вам не сложно работать, как говорится, «на два дома», учитывая специфику РК и Севастополя?

– Несмотря на имеющиеся различия, в принципе, не сложно. Есть некоторые трудности, потому что в РК и Севастополе в любом случае разное законодательство, имеются различия в системе органов государственной власти и местного самоуправления. Но это рабочие моменты. Не более того.

– Опыт, накопленный за годы предыдущей трудовой деятельности, помогает? Кстати, что заканчивали?

– Конечно помогает. У меня три высших образования. Закончил Крымский институт природоохранного и курортного строительства, Крымский институт экономики и хозяйственного права, кроме того, Одесский региональный институт госуправления. В 2002 году поступил на работу в Республиканский комитет по физической культуре и спорту, начинал  там с должности главного специалиста по правовым вопросам. А через три года перешёл на работу в аппарат Совета министров, в главное юридическое управление. То есть на практике вся моя сознательная жизнь связана с юриспруденцией.

– Были случаи, когда на вас лично пытались повлиять, намекнуть на то, какое экспертное заключение желательно получить?

– Если говорить о влиянии, то тут требуется отметить, что наши заключения по результатам правовой экспертизы нормативно-правовых актов не носят обязательный характер. Это означает, что орган, который принял нормативно-правовой акт, может иметь свою позицию и не учитывать наши замечания. Хотя в большинстве случаев наши замечания принимают во внимание и вносят изменения в нормативно-правовые акты. Акты, по которым нет единого мнения, рассматриваем с участием представителей прокуратуры на межведомственных рабочих группах и стараемся выработать по ним согласованное решение. Поэтому особого влияния на нашу работу никто не оказывает.

– По поводу какого нормативно-правового акта вели особенно жаркие дискуссии, если не секрет?

– Например, по Законам Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», «Об административных правонарушениях в Республике Крым», Закону Севастополя «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» и другим.

– А есть вообще идеальные законы?

– Думаю, нет. В каждом имеются какие-то нюансы, какие не позволяют назвать его идеальным. Есть же поговорка: «Два юриста – три мнения». По большому счёту, у каждого юриста в зависимости от квалификации, опыта работы – своё видение толкования норм законодательства. Бывает так, что одни нормы права не согласуются с другими. Поэтому, исходя из опыта, приходится толковать ту или иную норму права для того, чтобы её применить.

– Не слишком ли у нас много законов? Порой специалистам тяжело в них разобраться, не говоря уже о простых гражданах.

– В Крыму сейчас законов не так много принимается. Основных – менее 50 в год. Остальные – это законы о внесении изменений в них. Изменения вносятся в законы, как правило, для урегулирования (уточнения) отдельных правоотношений, какие не были урегулированы на момент их принятия, кроме того, с учётом правоприменительной практики. Со временем в любом случае количество законов о внесении изменений также будет уменьшаться.

– И фраза «штампуют законы» уйдёт из обихода?

– Наверное, не уйдёт. Но надеюсь, со временем количество принимаемых нормативно-правовых актов будет уменьшаться. В этот день, и вправду, даже специалистам тяжело работать с тем объёмом уже принятых нормативно-правовых актов, так как нужно постоянно отслеживать изменения законодательства.

– В том, что Республика Крым и Севастополь за три года в составе России прошли путь, на который другим регионам понадобились десятилетия, среди них и в законодательной сфере, есть и заслуга Главного управления Минюста РФ. А как вы встретили в 2014-м Крымскую весну?

– о том, что она, собственно, началась, узнал 27 февраля в 5 утра. Первые несколько дней информацию о происходящем на полуострове узнавал из СМИ, так же, как и все. После формирования нового правительства приступил к работе. Удивительное было время. Каждый день – огромнейший объём работы, наверное, такой, который сейчас занимает несколько месяцев. А по-другому нельзя было. И я рад, что у нас, крымчан, всё получилось.     

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля