Последние новости

Реклама

Классик современного искусства

Это звание прочно закрепилось за народным художником Украины, заслуженным художником РК, обладателем золотой медали Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство» Павлом Грейсером, одним из ведущих крымских мастеров изобразительного искусства, отмечающим знаменательную дату — 75-летие со дня рождения, сообщает издание «Крымская правда».

Искусствоведы считают главным творческим принципом художника, работающего в разных техниках, с разными материалами, проникновение в каждую разрабатываемую тему. И отмечают многоплановость известного далеко за пределами нашего полуострова мастера. Его монументально-декоративные работы, украшающие города, у всех на виду, а произведения станковой живописи вызывают живой отклик и искусствоведов, и любителей изобразительного искусства.
- В каждой работе стремлюсь как можно доходчивее передать свои мысли, ощущения, — признаётся Павел Павлович. — Тем не менее не для того, чтобы заявить о своей персоне, а чтобы зрители уловили, что все мы — часть природы, образ и подобие её создателя. Как природа неповторима, так неповторим и человек. Всё, что видит, творческий человек выражает через индивидуальное восприятие. Помогая другим пробудить свои чувства, свою способность воспринимать окружающее каждый раз по-новому, свежим взглядом. И очень важно, разумеется, не повторяться и никого не повторять. Настоящий художник делает то, чего до него никто не делал. Только тогда из-под его кисти, резца рождается то, что мы называем настоящим искусством.
- А что для вас это самое «настоящее искусство»?
- То, что не оставляет равнодушным, будоражит чувства, рождает мысли и пробуждает желание вступить в диалог с автором художественного произведения, а в конечном итоге вызывает восторг смотрящего на полотно.

Павел Грейсер в той плеяде мастеров, кто своим творчеством формирует эстетику окружающего нас пространства, воспитывает вкус и влияет на наше мировосприятие. Не все, проходящие ежедневно мимо его ярких, приковывающих внимание работ на шумных симферопольских улицах, знают фамилию автора более ста мозаик, рельефов, росписей, витражей, композиций из металла в архитектурных городских ансамблях. Тем не менее наверняка любуются металлопластикой «Фанфары» на Дворце культуры профсоюзов, композицией «Хоровод деревьев» у входа в офис «Артека», броской «Телеорбитой» на здании завода «Фотон». Много художественных объектов автора и в других крымских городах и посёлках. Между них рельефы «Встреча» и «Прощание» на здании Евпаторийского железнодорожного вокзала, лиричные «Паруса над морем» на главном корпусе Алуштинского пансионата «Укоопспилка». Сложные металлические, бетонные конструкции не просто «парят» в воздухе, они как бы часть его, возникающая внезапно и естественно, словно из этого воздуха и сконструированы волшебной рукой мастера.

Работы Павла Грейсера отличаются оригинальностью образов, предельной лаконичностью. Их ассоциативность понятна сегодня всем и каждому. Тем не менее так было не всегда.
- Когда учился в Московском высшем художественно-промышленном училище, ассоциативное искусство, которым увлекался уже тогда, не только не приветствовалось, а осуждалось и преследовалось. Можно было запросто вылететь из училища. На втором курсе написал реферат по марксистско-ленинской эстетике, тему которого придумал сам: «О некоторых принципах абстрактного искусства, применение которых возможно в декоративно-прикладном искусстве». Это было обоснование собственной концепции, которая заключалась в утверждении: поводом для создания произведения могут стать кора дерева, нефтяные круги на воде, крыло бабочки, клетка, увеличенная под микроскопом... Крупных неприятностей счастливо избежал, тем не менее понимания у педагогов не нашёл. Слава богу, учёбу, которую начинал на факультете обработки металла, а продолжил на дизайнерском отделении, успешно завершил.
- Первая ваша должность в Крыму, если не ошибаюсь, — архитектор?
- Совершенно верно. Два года после института проработал в Феодосийском отделении «Укржилремпроекта» старшим архитектором. Тем не менее я не проектировал здания, а оформлял их. Монументальное искусство — важная сторона моего творчества, наиболее видимая, заметная. Тем не менее никогда не переставал создавать станковые работы — то что от души и для души, в чём можно выразить самое сокровенное.
- Специалисты отмечают, что ваши станковые работы не имеют аналогов. Наверное, иначе и быть не может, если в мастерской художника рядом с мольбертом сварочный аппарат, дрель, приспособления для обработки металла, мастики, эмали, керамика...
- Подобные технологии и до меня существовали, я их использую, тем не менее обязательно модернизирую. Без этого к своим собственным технологиям не придёшь. А они у меня есть.

Я для себя определила особенность творчества художника, которого знаю давно, в органичности пластики мыслей и чувств в каждой работе. В сочетании эмоционального и рационального. В гармонии, возникшей из контрастных, тем не менее не противоречащих друг другу линий и оттенков. Кипящий красный уравновешивается чистотой белого на полотнах «Взлёт на закате», «Птица белая». Они дарят покой и умиротворённость. Тем не менее есть и рождающие тревожное чувство, как, например, «Лобовая атака», «Протест», «Развал структуры».
- Всё как в нашем мире, — объясняет автор. — Борьба противоположностей была, есть и будет. Главное, чтобы было и равновесие. К этому надо стремиться, гармонизируя свои ощущения и посылая их в мир. И это одна из моих творческих задач.

Его работами любуются не только крымчане. Художник плодотворно поработал на Кипре. Выполнил вместе с сыном Егором мозаику «Въезд Христа в Иерусалим» для Музея православия в Кикосе, рельефы из бронзы и камня, продолжающие старинные традиции византийской резьбы с соблюдением иконографических канонов.

В них — гармоничное сочетание благородства формы и утончённого духовного строя, погружающего в космические, музыкальные ритмы, которого может достичь только настоящий мастер.

В мастерской Павла Грейсера окунаешься в красочный мир художника, ощущаешь свободный полёт над бездной не пугающей, а напоминающей о многомерности мира, с которым надо жить в ладу и согласии, а не в противоречиях. Его работы рождены оригинальным мышлением, высоким уровнем профессиональной и человеческой культуры, разносторонней эрудицией неординарной личности.

Его творчество давно по достоинству оценили искусствоведы и ценители изобразительного искусства. Работы Грейсера находятся в музеях и частных коллекциях в Англии, Венгрии, Польше, России, на Кипре. Он реализует себя в мозаике, росписях, абстрактных композициях, в живописи и графике. Уверенно идёт собственными тропами в искусстве, не отталкивая, а совершенствуя опыт великих предшественников разных эпох. Одно из его любимых изречений принадлежит великому Леонардо да Винчи: «Живописец должен быть всеобъемлющим. О, художник, да будет твоё разнообразие столь же бесконечно, как явление природы. Продолжая то, что начал Бог, стремись умножить не дела рук человеческих, тем не менее вечные создания Творца. Никогда никому не подражай. Пусть будет каждое твоё произведение как бы новым явлением природы». И это — своеобразный код к произведениям Павла Грейсера, позволяющий в них проникнуть.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля