| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Ныне человечество находится
на переломном этапе мирового исторического процесса, когда глобальный хаос
хоронит старую цивилизацию на кладбище истории. На этих необычных похоронах у
людей возникает множество вопросов, над которыми в свое время задумывались
основоположники научного мировоззрения. Открывая диалектико-материалистическое понимание
истории, в середине ХIХ века К.Маркс
пришел к выводу, что «ни одна общественная формация не погибает раньше, чем
разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно
простора». В то же время К.Маркс предполагал, что «буржуазные производственные
отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса
производства», поскольку «развивающиеся в недрах буржуазного общества
производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения
этого антагонизма». Итогом научного предвидения К.Маркса стало заключение, что
«буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого
общества». На финише этой предыстории цивилизации социального неравенства и
антагонизма, основанной на частной собственности на средства производства,
движется вперед современное человечество.
Объективная обусловленность распада старой цивилизации
заключается в капиталистическом способе материального производства – диалектике
взаимодействия производительных сил и производственных отношений буржуазного
общества. По мнению К.Маркса, «капиталистическое производство порождает с
необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание». Ф.Энгельс
предполагал, что «промышленная революция подготовляет социальную революцию,
которую произведет пролетариат». Выявив обобществление производства в качестве
основной объективной закономерности его развития, К.Маркс обнаружил
неизбежность монополизации капиталистического производства. При этом он
предвидел: «Монополия капитала становится оковами того способа производства,
который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление
труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их
капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной
собственности». Именно частнособственническая цивилизация выступает
диалектической противоположностью обобществлению материального производства
народов мира.
Научное предвидение К.Марксом неминуемой гибели
капиталистической общественно-экономической формации стало подтверждаться в
исторической действительности в начале ХХ века, когда капитализм достиг своей
высшей, монополистической стадии развития – империализма. Изучив характерные
черты империализма, В.И.Ленин резюмировал, что капитализм достиг
монополистической стадии «лишь на определенной, очень высокой ступени своего
развития, когда некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в
свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты
переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому
укладу». Главной тенденцией в этом историческом процессе оказалось перерастание
свободной конкуренции в господство монополий. В то же время В.И.Ленин заметил:
«Монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют её, а существуют
над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий,
трений, конфликтов. Монополии есть переход от капитализма к более высокому
строю».
Империализм обусловливал первоочередное содержание, характер,
направление развития исторической эпохи новейшего времени. В 1900 году
разразился невиданный до тех пор общий кризис капитализма, который охватил все
сферы жизни буржуазного общества от экономики и политики до культуры и религии,
отличался постоянно нарастающим обострением вплоть до образования
общенациональных катастроф в огромных регионах земного шара. В 1914 году
распламенилась Первая мировая война, отмеченная массовым истреблением населения
Европы, крайне обострившая общий кризис капитализма. В1917 году в Росси
победила Великая Октябрьская социалистическая революция, подорвавшая старое
общественное устройство мира, открывшая и возглавившая революционный переход
человечества от капитализма к социализму. Оценивая перспективность
революционного выхода народов из тотального кризиса капитализма. В.И.Ленин
писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести
человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами.
Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи её или
волны контрреволюции, - окончательная победа пролетариата неизбежна». Будучи
гегемоном социалистической революции, международный рабочий класс прочно
утвердился в центре новейшей исторической эпохи, основным локомотивом развития
которой стала всемирная гражданская война между общественными силами
социалистической революции и империалистической контрреволюции.
Нарастающее обострение общего кризиса капитализма достигло нового
апогея во Второй мировой войне 1939-1945 годов, ставшей самой кровопролитной во
всемирной истории. В этой мировой войне победу одержал советский социализм,
поддерживаемый всем демократическим человечеством, над фашистской реакцией
империализма. Новая победа социализма повлекла за собой коренные сдвиги в
историческом развитии народов: социализм стал международной реальностью и
сформировался в мировую общественную систему, произошёл количественный и
качественный рост международного рабочего класса, развалилась мировая
колониальная система империализма, развернулись международные демократические
движения в борьбе за общественный прогресс. В ответ на наступление социализма империалистическая
реакция развязала «холодную войну» против мировой социалистической системы. В
исторической действительности «холодная война» как сдерживала реализацию
преимуществ социалистического общественного строя, так и подавляла
созидательные возможности капитализма, способствуя дальнейшему обострению его
тотального кризиса.
Рожденные Великим Октябрем всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества побудили к
середине ХХ столетия мировую научно-техническую революцию, которая качественно
преобразовала материально-производственный фундамент жизни народов и
закономерно потребовала соответствующей трансформации их социального состояния.
Научно-техническая революция создала наукоемкий вид производства, способный
обеспечивать достаточное удовлетворение человеческих потребностей всего
населения планеты. Тем не менее ни одна страна мира не овладела должным образом
наукоемким производством. В процессе научно-технической революции капиталистический
способ производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и
естественно вступил в историческую полосу необратимого прекращения своего
существования. Это вызвало в 1970-е годы новое обострение общего кризиса
капитализма и его перерастание в глобальный кризис всей частнособственнической
цивилизации, который оказался самым масштабным кризисом во всемирной истории. Глобальный
кризис охватил все страны земного шара и все сферы жизни общества,
способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий на планете,
развивается к революционному преобразованию жизни международного сообщества на
социалистических началах.
Глобальный кризис частнособственнической цивилизации
отмечен, по большей части, экономическим вырождением капитала. Финансовый капитал,
господствующий в условиях империализма над всеми остальными формами капитала,
превратился в фикцию, лишившую деньги золотого обоснования. Соответственно, всемирный рынок, утративший денежный
эквивалент, стал транснациональной ареной криминала и преступности, дискриминации
и спекуляции, мошенничества и жульничества, обмана и грабежа. А спекуляция
капиталом во всемирном масштабе возвела его к виртуальному значению, превратила
в псевдокапитал, ввергла во всеобщую агонию. Спекуляция капиталом необычайно
усилила социальную и духовную деградацию буржуазного общества, обрекающую в
конечном итоге на гибель это антагонистическое общество. Тем более что
фиктивный финансовый капитал полностью оторвался от материального производства,
лишился реальной прибыли от производства, стал неизбежно погибать. В свою
очередь, гибнущий капитал не мог не вызвать саморазрушения всей мировой
капиталистической системы, а заодно и старой цивилизации эксплуататорского
угнетения человека человеком.
С целью выхода из всемирного цивилизационного кризиса империалистическая
контрреволюция, возглавляемая американским фашизмом, развязала в 1980-е годы
глобальную агрессию против всего человечества, направленную на уничтожение
социализма и реставрацию безраздельного господства капиталистического
общественного строя в планетарном масштабе, что объективно невозможно. Не случайно
при разрушении Советского Союза – огромнейшей и богатейшей страны земного шара
– империалистическая реакция перешагнула критическую грань в мировом
историческом процессе и загнала себя в особое положение, которым она не может
овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. Расчленение СССР обернулось
подрывом баланса общественных сил на международной арене, полной
дестабилизацией мирового исторического процесса, образованием глобального хаоса
в общественном развитии человечества. Распад старого общественного устройства мира, вызванный Великим Октябрем и
расширенный победой социализма над фашизмом во Второй мировой войне, получил
значительное ускорении и стал обвальным.
Глобальный хаос начал
хоронить старую частнособственническую цивилизацию на кладбище истории. Эти
революционные похороны завершатся воплощением в жизнь общества категорического
императива К.Маркса «ниспровергнуть все отношения,
в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным
существом». Похороны капитализма завершатся всемирным торжеством социализма.
По материалам сайта КПРФ |