Последние новости

Реклама

Авария на пензенской ТЭЦ. Кто спас город от катастрофы?

26 января, когда на улице стоял двадцатиградусный мороз, на пензенской ТЭЦ-1 произошла серьёзная авария, в результате, которой около 500 многоквартирных домов в городе больше, чем на сутки остались без отопления, ещё около 70 домов без горячей воды. Под отключение также попали школы, детские сады, больницы, учреждения культуры. Коммунисты уже писали о глубинных причинах аварии на ТЭЦ и убеждены, что бизнесу не должно быть места в коммунальной отрасли, потому что частник, в первую очередь, заинтересован в получении прибыли. Мы представляем вашему вниманию журналистское расследование о том, как развивались события в день аварии, и, что спасло полумиллионной город от почти неминуемой катастрофы.
Что важнее: деньги или тысячи замерзающих семей?

Авария на ТЭЦ-1 произошла 26 января после 13 часов. Первые сообщения об аварии появились в СМИ уже после 14.00. Сообщалось об обрушении кровли и гибели одного работника. В первые часы после аварии на место выехали сотрудники МЧС, и.о. главы администрации г. Пензы Сергей Волков. В первые минуты после аварии было сообщено, что она никак не отразится на потребителях тепла.

В 16.09 губернатор Пензенской области Иван Белозерцев рассказал в твиттере:

«В связи с аварией на ТЭЦ-1 остановлена одна турбина, идёт запуск второй. Теплоснабжение будет восстановлено в полном объёме в течение 4 часов».

Спустя 4 часа после аварии, в 18.00 прошло совещание городского оперативного штаба, на которое были приглашены руководители управляющих компаний. На данный момент уже было известно, что в результате гидроудара произошло три порыва не тепловых магистралях. Это означало лишь одно – нужно было срочно сливать воду из системы отопления. В двадцатиградусный мороз система могла быть заморожена моментально. На заседании оперативного штаба заслушивают главного инженера МКП «Теплоснабжение» Павла Якунина, который, был в курсе всех подробностей аварии, известных на тот момент и, естественно, не мог не знать о гидроударе. Тем не менее, Якунин, спустя 4 с лишним часа после аварии докладывает, что проблема будет решена в скором времени и воду сливать не надо. Очевидно, что Павел Геннадьевич был перед выбором. Если слить воду, то за весь слитый объём воды, придётся платить МКП, предприятие понесёт убытки. Если воду не сливать, то есть призрачная надежда, что тепло, в скором времени поступит в дома. А если нет, то виноватой окажется руководство ТЭЦ-1, которое якобы сообщало, что в скором времени тепло вернётся в дома.

С 1 по 6 февраля мы безуспешно пытались дозвониться до главного инженера МКП «Теплоснабжение», чтобы задать ему несколько вопросов, тем не менее в приёмной нам каждый раз говорили, что его нет на месте. 2 февраля мы оставили в его приёмной номер телефона, по которому, Павел Геннадьевич мог нам перезвонить. Тем не менее он так и не перезвонил. Вот те вопросы, ответы на какие мы так и не смогли получить от главного инженера МКП «Теплоснабжение»:

- Почему не давали сливать воду?

- Какова быта готовность МКП к аварии?

- Какова была подготовка МКП к отопительному сезону?

- Почему не были заизолированы трубы «воздушки» в микрорайоне Север?

Мы надеемся, что после этой публикации Павел Якунин всё-таки даст ответы на интересующие нас вопросы.

Сливать или не сливать?

Вернёмся ко дню аварии. В 21.00 проходит ещё одно заседание оперативного штаба, на котором администрация даёт указание сливать воду из системы отопления только в микрорайоне Север. Это, заметьте, в двадцатиградусный мороз через 7 с лишним часов после аварии! Тем не менее, руководители управляющих компаний, с которыми нам удалось пообщаться, подтвердили нам, что, несмотря на указания администрации не сливать воду, они приняли прямо противоположное решение.

«Мы успели оперативно слить систему центрального отопления с подъездов и запустили после того, как было дано указание центра по ЧС», - признался нам в телефонном разговоре Алексей Николаевич, руководитель одной из управляющих компаний, которая обслуживает дома в микрорайоне Север.

Таким же образом, поступили и в других управляющих компаниях. Руководители «управляек» не очень охотно общались с нами по телефону и в лучшем случае просили направить им официальный редакционный запрос, в худшем просто бросали трубку, боясь, сказать, что-то лишнее. Тем не менее кое-что нам всё-таки удалось узнать. В первые часы после аварии, администрация не могла дать никаких чётких указаний относительно того, как нужно действовать. Впоследствии запрещала сливать воду. Если внимательно изучить причины многих техногенных катастроф, то станет, очевидно, что на практике любая катастрофа вызвана неправильной последовательностью действий. Так могло произойти и в Пензе. Представьте на минуту, что руководители управляющих организаций послушали чиновников и не стали сливать воду из системы. Через несколько часов вода в трубах превратилась бы в лёд. Одна седьмая часть всех многоквартирных домов в Пензе лишились бы тепла не на сутки, а как минимум до наступления весны. Десятки тысяч человек стали бы жертвами страшной коммунальной катастрофы.

«Ильин день»

Некоторые пензенцы обратили внимание на то, что ни в день аварии 26 января, ни на следующий день 27 января, ни даже ещё через день 28 января в СМИ не было упоминания о действиях заместителя главы администрации города по вопросам ЖКХ Юрия Ильина. Мэр города Виктор Кувайцев из-за аварии прервал свой отпуск и уже вечером вместе с губернатором области Иваном Белозерцевым посетил ТЭЦ-1, участвовал в работе оперативного штаба. А главного городского коммунальщика не было. Где же был Юрий Ильин, который, обычно, не пропустит шанса покрасоваться в СМИ. Оказывается, вице-мэр также был в отпуске и находился на отдыхе в городе Сочи. Но в отличие от Кувайцева он решил не прерывать свой отпуск из-за какой-то там аварии. Сочи, это не Мексика, где Юрий Олегович проводил свой отпуск в 2014 году вместе с будущей супругой. Из Сочи регулярно в Москву летают самолёты. Ильин мог оказаться в Пензе вечером того же дня, когда произошла авария. В крайнем случае, он мог прибыть в Пензу утром 27 января. Тем не менее, в тот момент, когда все коммунальные службы и руководство города и области, не смыкая глаз, делали всё возможное для скорейшей ликвидации последствий аварии, Юрий Ильин наслаждался отдыхом в тёплом Сочи.

К Юрию Ильину у нас также есть несколько вопросов, и мы будем рады, если вице-мэр соизволит ответить на них:

- Как было налажено оповещение Ильина о ходе работ по ликвидации аварии?

- Какие указания и распоряжения им давались дистанционно?

- Почему Ильин не прервал свой отпуск и не прилетел в Пензу сразу, как только узнал об аварии?

Есть в народном календаре такой праздник – Ильин день называется, отмечается он 2 августа. Это день, когда вода становится холодной. «До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается», - гласит поговорка. Очень символично, что в Пензе «Ильин день» наступил 26 января.

Выводы

Теперь давайте ещё раз всё повторим и попытаемся осознать, что произошло и что могло произойти. В администрации г. Пензы нет людей профессионально знающих ЖКХ. Есть профессиональные чиновники, какие ни дня не работали в реальном секторе. Поэтому, фактически, оперативное управление на себя взял самый компетентный человек – главный инженер МКП «Теплоснабжение» Павел Якунин.

Тем не менее он был заинтересован только в определённых методах устранения аварии. В частности, он запрещал управляющим компаниям сливать теплоноситель с домов. Вода могла замерзнуть во внутридомовых сетях, что и произошло в некоторых домах. Могло случиться так, что пришлось бы расселять сотни домов! Мотив Якунина понятен – он защищал интересы своего предприятия, т.к. вся стоимость слитой воды со всех домов, попавших в зону аварии, легла бы на МКП.

Ответственный за ЖКХ в городе – Ильин даже не стал прерывать из-за аварии свой отпуск в Сочи, хотя мог бы вернуться в Пензу уже вечером в день аварии, в крайнем случае – ранним утром следующего дня, когда аварийные работы были ещё в самом разгаре. Именно на нём лежит обязанность по координации всех сил, средств и ведомств, участвующих в ликвидации ЧС. Тем не менее он решил, что отпуск, безусловно, важнее. Или, руководствовался чиновничьим принципом: «если меня нет (в отпуске или на больничном), значит я ни в чём не виноват». Ведь именно в таких ситуациях беспомощность, бездарность и непрофессионализм наиболее очевидны, да и вообще можно под горячую руку попасть. Либо, Ильин настолько далёк от сетей коммунальных, что ему просто претит с ними возиться, гораздо интереснее постить фоточки в сетях социальных. Тем не менее, мы все увидели отношение Ильина к своим обязанностям. О его вопиющей некомпетентности говорят все: и простые люди, сталкивающиеся с ним, и работники предприятий и организаций в сфере ЖКХ.

Что спасло город от катастрофы?

На наш взгляд город от катастрофы спасло два фактора.

Первый. Это личное участие руководителей региона и города, какие в ручном режиме разгребали «завалы» и лично руководили аварийно-восстановительными работами. А если бы они в это время были в дальней командировке?

Второй. Люди «с земли»: руководители предприятий ЖКХ, какие не слушали профессиональных городских чиновников и слили воду со своих домов ещё до первого совещания в администрации, на котором им запретили сливать воду. Кроме того, работники этих предприятий, какие фактически жили несколько дней на аварийных участках, ликвидируя последствия аварии.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля