Последние новости

Реклама

Дом, которого нет

В Крыму не осталось действующих приютов для бездомных

Об этом пишет издание «Крымская газета».

В редакцию «Крымской газеты» обращаются люди, оказавшиеся волей судьбы в трудной, чего уж греха таить, безвыходной ситуации – без жилья и без документов. И после восстановления паспортов они не могут получить временную регистрацию.

А от неё зависит возможность начисления пенсии, постановка на очередь для получения жилья и пр. 

Без крыши и надежды?

В Крыму, как выясняется, не осталось ни единого дома для бомжей, где  раньше помогали им с временной регистрацией.

Надо сказать, что в Интернете можно найти информацию о двух домах помощи для лиц без определённого места жительства – в Керчи и Симферополе. Цитируем: «Основной функцией указанных учреждений является учёт и регистрация лиц без определённого места жительства». В их перечне услуг: материальная помощь, горячее питание, временное проживание и т. д.

В открытой базе Федеральной налоговой службы указано, что, например, основной вид деятельности государственного казённого учреждения РК «Симферопольский дом помощи для лиц без определённого места жительства» (сокращённо «Дом «БОМЖ») – это деятельность по уходу с обеспечением проживания. Однако выясняется, что приют не предоставляет ни проживания, ни регистрации.

Дом «БОМЖ» расположен в подвальном помещении обычной столичной девятиэтажки. Само по себе размещение приюта в многоквартирном доме вызывает удивление и логичный вопрос: согласовали ли жильцы дома на общем собрании размещение в их подвале «койко-мест» для бомжей?! Вывески, что в подвале обосновался приют, нет. Директор Константин Бабак признаёт, что, будь жильцам известно, что располагается в подвале их дома, это могло бы вызвать нежелательную реакцию.

Койко-места в проекте

Сразу скажем, что за дверью этого заведения никаких койко-мест для бомжей нет. Есть 11 сотрудников, какие, по словам директора, проводят рейды, однако временной регистрации и проживания бездомным не предоставляют.

Остаётся вопрос: где же людям без крыши над головой в этот день получать помощь?

Константин Бабак, директор ГКУ РК «Симферопольский дом помощи для лиц без определённого места жительства»:

– К сожалению, нигде. Согласно закону РФ, регистрация граждан осуществляется по месту их проживания и/или по месту их пребывания. Регистрация проводится при предоставлении койко-места. А у нас сейчас никто не может предоставить. Получается такая ситуация. В 2013 году дом для бомжей на улице Училищной, 40а, был перепрофилирован. Там теперь общежитие для детей-сирот. Были такие же заведения в Ялте и Керчи. Однако они закрыты, потому что были на правах аренды. На данный момент нам выделен участок порядка гектара в черте города под возведение такого дома, и мы занимаемся его кадастровым оформлением.

Санаторий для бомжей?

Понятно, что пока объект будет строиться, пройдут годы. Что же всё это время делать крымчанам, оставшимся без жилья?

По законодательству, вспомним, если человек снимает квартиру, он может зарегистрироваться по месту пребывания. Понятно, что для этого нужен официальный договор аренды, с которым обращаются в органы МВД, ФМС. Однако что касается бомжей, алгоритма в Крыму пока не найдено.

В теории работоспособные бездомные могут решить вопрос с временной регистрацией. По закону, работодателю при приёме на работу требуется только удостоверение личности. Отсутствие регистрации не должно являться препятствием. В идеале, предоставляя сотруднику временное жильё, работодатель может сам оформить временную регистрацию. За бортом, тем не менее, остаются неработоспособные бездомные. Да, законодательство предусматривает, что оформить временную регистрацию можно в больницах, гостиницах, санаториях. Однако бомжа вряд ли примут в гостинице или санатории, как вариант остаётся разве что попасть в больницу.

Мы поинтересовались, чем же занимается «Дом «БОМЖ», если не имеет возможности предоставлять ночлег и регистрацию...

Константин Бабак говорит:

– Мы проводим рейды по выявлению людей без определённого места жительства. Отсылаем запросы для восстановления документов. Если это Российская Федерация, то это проще, если Украина – проблематично. В нестационарном режиме оказываем услуги по восстановлению документов, даём справки тем, кто раньше стоял у нас на учёте. Дело в том, что для восстановления документов требуется подтверждение, что человек находился на момент референдума на территории Крыма. Иногда людям нужна помощь по восстановлению социальных связей, так, в прошлом году мы отправили человека в Ижевск к родственникам. Если нет возможности, определяем в медицинские учреждения, гериатрические интернаты. В прошлом году определены в интернаты двое человек. 

Как утверждает директор, в 2016 году приют оказал 1800 услуг 372 лицам.

Армия самоспасения

Какой же алгоритм помощи бездомному, чьи социальные связи и документы так и не вос­становлены?

Константин Бабак рассказывает:

– Есть некоммерческие организации... Например, к нам с предложением вышла «Армия спасения» – некоммерческая религиозная христианская организация. Как вариант, если человек согласен, он может получить помощь у них. На самом деле мы в этот день пытаемся выйти с предложением о том, чтобы законодательно обязать муниципальные образования выделять манёвренный фонд жилья, в России существует такое понятие. Официальная переписка с городом ведётся. У нас были вопросы, однако пока ответов нет.

И вправду, муниципалитеты умывают руки не только в проблеме с бомжами, однако и, например, как в Ялте, с многочисленными погорельцами, какие потеряли единственное жильё в конце 2016 года («Крымская газета» писала об этом в №204 от  15.11.16  «МинЖКХ: Новое жильё ялтинским погорельцам должен выделить муниципалитет» и № 228 от 12.12.16  «Ялтинские погорельцы сами восстанавливают свой дом»).

Сергей Круцюк, первый заместитель главы администрации Симферополя поясняет:

– Функция по гражданам без определённого места жительства – это функция субъекта, то есть республики, у города такой функции нет. Такого, как было ранее, когда можно было просто прописывать по какому-то адресу, в Жилищном кодексе РФ не предусмотрено. То есть регистрация без предоставления проживания не предусмотрена.

А ведь в российском законодательстве есть понятие так называемого манёвренного жилого фонда (МЖФ) – это жилые помещения, входящие в структуру специализированного жилого фонда, какие предоставляются гражданам на временной основе. Важно, что в перечне случаев, когда МЖФ положен гражданам, есть не только предоставление «служебного жилья», однако также случай утраты физлицами квартир в связи с неисполнением долговых обязательств перед кредиторами и другие затруднительные для граждан обстоятельства, связанные с утратой постоянного места проживания.

Забавно, что ещё в сентябре 2016 года власти Симферополя заявили о необходимости создания резервного манёвренного жилого фонда, когда признали печальное состояние некоторых разваливающихся домов в Симферополе. Тем не менее дело с мёртвой точки не сдвинулось. Неспешность муниципальных чиновников объяснима, ведь дальнейшее отчуждение жилых помещений манёвренного жилфонда законом запрещено… Отсюда, видимо, и нежелание клерков придавать такой статус казённым метрам жилья, спасительным для бездомных.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля