Последние новости

Реклама

Депутат-коммунист Александр Наумов о стратегических планах Правительства Московской области кардинально реформировать местное самоуправление

Правительство Московской области объявило о стратегических планах кардинально реформировать местное самоуправление: создать на территориях 29 муниципальных районов городские округа.
Соответственно создание городского округа влечет за собой ликвидацию поселенческого уровня и замену его территориальными структурами. Не откладывая в долгий ящик, приступили к реализации намеченных преобразований.Можно констатировать, что столь серьезные преобразования, требующие взвешенного подхода, детальной проработки и главное - согласия жителей, превратились в форсированную кампанию с использованием жесткого административного нажима на глав муниципалитетов и депутатов. За несогласие сливаться в городской округ над депутатами и главами дамокловым мечом нависает угроза санкций. А как же жители районов? По Конституции РФ, а это основной закон, без жителей никакое преобразование невозможно.

Ведь согласно статье 130 Конституции местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом статьей 131 Конституции Российской Федерации установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

По поводу объединения территории района в городской округ возникли разногласия с комитетом Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению, который, трактуя нормы 131-ФЗ, считает неправомочным такое объединение территории.

Впрочем, такая дискуссия демонстрирует пробелы в федеральном законодательстве, требующие разрешения.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменение территориальной организации местного самоуправления осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

При этом, согласно статье 28 131-ФЗ, вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания, за исключением случаев, если, в соответствии со статьей 13 131-ФЗ, для преобразования муниципального образования нужно получение согласия населения муниципального образования, выраженного путём голосования. В нашем случае территория районов не меняется, соответственно, голосование проводить не обязательно.

Однако при формировании городских округов на территории муниципальных районов Подмосковья нужно решение всех Советов поселений, входящих в район и, безусловно, учет мнения населения. Только после этого районный Совет депутатов выходит с законодательной инициативой в Московскую областную Думу об изменении территориальной организации местного самоуправления на территории муниципального района. Пока такая система преобразований не опротестована судебной практикой. Соответственно, федеральным законодателям, во избежание дискуссий и трактовок, следует устранить противоречия в 131-ФЗ.

В случае с реформой местного самоуправления в Московской области речь может идти о целесообразности, средствах и методах проведения преобразований.

Для таких грандиозных преобразований нужно убедить народ и народных избранников, т.е. местных депутатов, в пользе создания городского округа. А это время, не за горами президентские выборы, а на них мнение избирателей будет определяющим. Даже в нашей избирательной системе это ох как важно. Как тут объяснить управленческую и экономическую целесообразность, на основании которой надо ликвидировать поселения, а главам с депутатами добровольно сложить свои полномочия?

Жители городских и сельских поселений обеспокоены доступностью власти и услуг; жители сельских поселений - сохранением сельских льгот и перспективой застройки сельхозземель (в случае вхождения в городской округ) многоэтажными домами и коттеджными поселками; сельхозпроизводители - ростом стоимости земли по кадастровой стоимости, ведь решение будет принимать городской Совет.

Куда проще быстренько «уговорить» где кнутом, а где пряником. Да и пряник прянику рознь. Возврат прямых выборов глав городских округов и районов, отмененный областным законом 60-ОЗ, был бы плюсом для объединения. Так нет, областной власти проще назначать по конкурсу главу: понятно, что назначенный - более управляем, чем избранный. Вот и сулят главам должности, а несогласных пугают. Вроде бы остаются депутаты, ведь они должны выражать волю населения. Здесь власть постаралась, избрала в основном представителями народа административно зависимых: бюджетников, руководителей муниципальных предприятий и бизнесменов - они всегда проголосуют так, как надо власти. Правда, некоторые депутаты не выдерживают и складывают полномочия. Так, в Талдомском городском поселении семь депутатов были вынуждены отказаться от мандатов. Другое дело, если избранный на всенародных выборах глава - против преобразований, то и депутаты более смело отстаивают свою позицию. При проведении преобразования обязателен учет мнения граждан, какие на публичных слушаниях могут выразить свое мнение. Правда, депутаты могут прислушаться к мнению народа, а могут его игнорировать. Такая вот «демократия».

Жители города Верея Наро-Фоминского района, которому в этом году исполняется 645 лет, категорически против ликвидации своего древнего города. Здесь не работает экономическая целесообразность, а важен государственный подход, сохраняющий историческую и культурную преемственность. В этом случае целесообразно создание городского округа Верея.

Власть уже привыкла создавать видимость честных выборов, повышения благосостояния народа и т.д., и т.п., поэтому при проведении публичных слушаний идёт на всяческие ухищрения: то время неудобное назначит, то место проведения слушаний определит, до которого сложно добраться и с малой вместимостью, то нагонит бюджетников, а то и вовсе привезет неместных. В общем, имитирует волю народную.

Но иногда, казалось бы, вполне управляемый народ начинает не соглашаться с ролью статиста на празднике имитаторов.

Такая ситуация сложилась на публичных слушаниях в городском поселении Томилино Люберецкого района. Власти Люберецкого района решили имитировать народное одобрение вхождения посёлка в городской округ. При проведении слушаний для минимизации числа участников определили актовый зал гимназии № 18. В среду, 7 декабря, местные жители пришли на публичные слушания, чтобы выразить свое отношение по вопросу вхождения поселения в городской округ, но выяснилось, что их не пускают под предлогом отсутствия мест в зале. Оказывается, местные власти позаботились заранее о явке. Зал заполнили проверенными бюджетниками, доказавшими свою лояльность на выборах, и привезенными автобусами жителями других поселений. Томилинцев после долгого ожидания сквозь кордоны полиции пропустили в спортзал, где велась трансляция слушаний. Жители посёлка были возмущены таким отношением властей, они не пожелали довольствоваться ролью зрителей и хотели высказаться за сохранение посёлка. Когда они попытались прорваться в зал, организаторы слушаний не нашли ничего лучшего, как вызвать Росгвардию. Прибывшие спецназовцы вытеснили местных жителей из помещения. После этого никто не помешал послушным бюджетникам и приезжим благополучно завершить слушания. После закрытия публичных слушаний тут же провели заседание Совета депутатов, по-видимому, чтобы депутаты не передумали. В результате депутаты проголосовали за вхождение посёлка в городской округ.

На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ представитель совета, депутат Совета депутатов Селятино Наро-Фоминского района доложил президенту о неприемлемых методах проведения административной реформы в Подмосковье. Президент дал поручение разобраться в сложившейся ситуации.

Пока градус напряжения в Подмосковье нарастает. В субботу, 10 декабря, в поселке Большевик Серпуховского района прошёл Гражданский форум, посвященный реформе местного самоуправления в Подмосковье. В форуме приняли участие представители 22 муниципальных районов, 8 городских округов, 24 сельских и 16 городских поселений: главы, депутаты, представители политических партий и общественных организаций, гражданские активисты.

Выступавшие на форуме высказались против принудительного объединения подмосковных поселений в городские округа и ликвидации районов.

По итогам форума была принята резолюция, в которой участники мероприятия просят Президента РФ вмешаться в ситуацию, сложившуюся в Подмосковье. По мнению представителей муниципалитетов, принявших участие в форуме, тотальное преобразование муниципальных районов в городские округа противоречит Конституции РФ, федеральному законодательству и нарушает права граждан на осуществление местного самоуправления.

Форсированный процесс преобразования районов в городские округа будет и дальше наталкиваться на противодействие в силу политических, экономических, исторических и личностных факторов. В этой ситуации необходим системный подход, учитывающий всю совокупность факторов, а не только экономическую и управленческую целесообразность.

Во-первых, в этой ситуации следует отказаться от тотального преобразования территорий районов в городские округа и форсированных методов проведения реформы;

во-вторых, устранить противоречия в федеральном законодательстве;

в-третьих, тщательно оценить плюсы и минусы преобразований; в этой ситуации сиюминутные выгоды могут нести отрицательные последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

в-четвертых, при планировании и проведении преобразований требуется опираться на мнение жителей, а не уповать на административный ресурс и имитационные технологии;

в-пятых, внести изменения в областное законодательство и вернуть прямые выборы глав районов и городских округов;

в-шестых, вернуться к вопросу о перераспределении полномочий между органами государственной власти Московской области и местным самоуправлением;

в-седьмых, принять закон Московской области о наделении сельских поселений дополнительными полномочиями.

В этом случае можно будет обсуждать вопрос преобразования отдельных муниципалитетов исходя из социально-экономической целесообразности, исторических и культурных традиций. Такие преобразования необязательно должны вести к укрупнению муниципальных образований. Так, древний город Верея может быть преобразован в городской округ Верея.

В любом случае решение о каждом преобразовании в сфере местного самоуправления должно быть взвешенным, исключающим административный нажим и проходить при поддержке местного сообщества, а никак иначе.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля