Последние новости

Реклама

Ситуацию в системе российского образования и науки в последние два десятилетия не критиковал только ленивый. Масштабные реформы среднего, профессионального и высшего образования в России привели к ощутимому падению уровня (качества) этого образования, а также вызвали кризис в научно-педагогическом сообществе.
Действительно, надо быть сторонником реформ «по-фурсенко» или «по-ливанову» (или кем-то из их подчиненных сотрудников министерства и Рособрнадзора) чтобы утверждать, что российское образование идёт к светлому будущему. Всем остальным участникам системы образования (ученым, преподавателям, обучающимся и их родителям) понятно, что ситуация сложилась очень тяжелая. Особенно хорошо это понимают в профессиональном сообществе, члены которого изнутри наблюдают разрушение того храма науки и образования, которым ранее наше государство славилось на весь мир.

В силу вышесказанного, любая попытка со стороны СМИ, общественных организаций, да и просто медийно значимых персон хотя бы поднять вопрос о проблемах в образовании привлекает самое широкое общественное внимание.

При этом, таких попыток, не смотря на чрезвычайно высокую актуальность темы, крайне не много, что не может не удивлять. Например, когда вышел фильм-расследование Б. Соболева «На дне знаний» он спровоцировал очень острую дискуссию в социальных сетях и на медийных площадках. Настолько острую, что Соболеву пришлось снять целых три части фильма в качестве продолжения. Хотя сам фильм «На дне знаний» по мнению автора этих строк страдает однобокостью и не вскрывает подлинных причин злоупотреблений, которым собственно и посвящена основная его часть.

И вот ранней весной распространилась информация, что известный патриотически настроенный журналист, ведущий программы «Агитация и пропаганда» (далее - Агитпроп) К. Семин совместно с известным школьным учителем задумали снять документальный фильм о современном российском образовании, раскрыть все проблемы этой отрасли и дать высказаться заинтересованным сторонам. Назвали фильм «Последний звонок», а его лозунгом стала фраза «народный фильм об отечественном образовании».

Вот тут вы можете посмотреть анонс этого фильма:

https://youtu.be/JBhsZndE91w

Как видим в анонсе очень много сказано правильных слов о национальной безопасности, будущем России как государства, а также важности наведения порядка в образовательной системе, приведение её в соответствие с реальными требованиями текущего времени. Более того, основными авторами фильма по замыслу К. Семина должны стать учителя школ по всей России, преподаватели ВУЗов и ССУЗов, родители учащихся – именно это должно придать фильму истинно народный характер.

И вот с момента анонса прошло полгода. Признаюсь, что очень надеялся и надеюсь на данный фильм как на возможность привлечь общественное внимание к образовательным проблемам, возможность раскрыть обществу глаза на РЕАЛЬНЫЕ, а не мнимые проблемы образования. Ведь понятно, что наша система образования нуждается в переменах, текущее положение дел в отрасли нетерпимо, а сама образовательная сфера все больше погружается в кризис.

И вот на сайте проекта «Последний звонок» выходит видео, которое позиционируется Семиным как часть будущего документального фильма. Видео это называется «Музыка не для всех». Вот что пишет о нем сам журналист: «На данную историю мы наткнулись случайно — встретили на Невском проспекте ребят-пикетчиков, предложивших нам подписать петицию в защиту единственной в стране музыкальной школы для взрослых». Само видео Вы, уважаемые читатели, можете посмотреть ниже. Более того, прошу ВНИМАТЕЛЬНО посмотреть это видео, не пожалеть на него 6 минут.

https://youtu.be/H9g2Uj8DFlE

После просмотра этого видео любой, кто хотя бы поверхностно сталкивался с нашей системой образования испытает чувство глубокого недоумения. Во-первых, собственно о системе образования и её пороках в видео нет ни слова. Под траурную музыку Семин рассказывает историю директора музыкальной школы, которая находится под следствием из-за нарушений в оформлении документов.

Во-вторых, не приводится никаких фактов о работе директора. Не излагаются подробно факты нарушений, а проталкивается мысль что «злобные чиновники желают закрыть музыкальную школу». Более того, слово самим «злобным чиновникам» никто не дает. Освещение сюжета крайне однобокое. В кадре лишь сотрудник прокуратуры, который говорит о нецелевом расходовании средств и ответственности за это.

В-третьих, позиции собственно народа в фильме нет. Есть пара пикетчиков, педагогический коллектив этого же учебного заведения, который естественно на стороне директора. И все! Где Гергиев, который, как написано в аннотации к ролику., поддерживает директора музыкальной школы, где другие образовательные коллективы и их мнение?

В итоге получился не ролик про проблемы музыкального образования в России на примере конкретного учебного заведения, а агитационный материал. Почему агитационный может спросить читатель? Да потому, что признаков журналистского расследования тут нет. Ведь из короткого видео непонятно, а может директор и вправду нарушила закон? А может быть и вправду нарушения столь серьезны и чиновники правы? В конце концов, если в современных российских условиях директор образовательного учреждения не может правильно документы оформлять (а оформлять их и вправду необходимо много, и сил образовательного коллектива на это тратится просто гигантское количество), то может не тому человеку управление доверили?

Вопросов много, а ответа нет. На данный момент вместо отрывка документального фильма о проблемах российского образования нам показывают агитационный ролик под траурную музыку. И это странно, так как проблем настолько много, что достаточно зайти в любой провинциальный ВУЗ, поговорить там с профессорско-преподавательским составом, чтобы понять РЕАЛЬНЫЕ, а не мнимые проблемы. А их не мало! К реальным системным проблемам образования в России я отношу:

  • нищенские заработные платы педагогов;
  • низкий социальный статус и бесправие работников перед начальственным произволом;
  • высокая загруженность педагогов;
  • чрезвычайная забюрократизированность педагогической деятельности;
  • отсутствие четких критериев оценки деятельности педагога и преподавателя;
  • переход к системе бакалавриат-магистратура без должной подготовки;
  • отсутствие системных целей образовательного процесса.

И данный пучок сложнейших проблем – только основной список. Если брать более мелкие проблемы, то пунктов 50 будет, не меньше!

И вот в такой ситуации брать для сюжета сомнительное дело директора музыкальной школы и раскручивать его под траурную музыку? Совершенно непонятно! Есть опасения, что идея подлинно народного фильма про образование выродится в низкопробный агитматериал. И это очень печалит, так как я глубоко убежден – фильм очень нужен современному российскому обществу. Тем Не Менее данный фильм должен быть честным, показать все как есть. Без прикрас. И только в этом случае он может принести пользу.

В связи с чем я призываю К. Семина перестать снимать агитки, а скорее приступить к разбору проблем по-существу. Мы, преподавательское сообщество, очень надеемся на это.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля