Последние новости

Реклама

"Отступать некуда!". В знаменитом бою у разъезда Дубосеково 75 лет назад сражались шесть жителей Алтайского края

Эти слова воина-коммуниста с нами уже 75 лет. Они стали клятвой и боевым девизом. И никому не получится переписать историю и вычеркнуть данные слова из памяти народа.
75 лет назад под Москвой они совершили свой подвиг, остановив врага. Их было конечно больше на тех рубежах - в той 4-й роте 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-ой стрелковой дивизии. Больше чем 28 человек. Об этом их командир полка рассказал уже после войны - в Главной военной прокуратуре: "Бывший командир 1075 стрелкового полка Илья Васильевич Капров, допрошенный об обстоятельствах боя 28 гвардейцев из дивизии Панфилова у разъезда Дубосеково и обстоятельствах представления их к награде, показал: "…В данный день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и и вправду дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах".

Но слова: "Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!", обращенные в критическую минуту к 28-и героям политруком 4-й роты Василием Клочковым, стали в те решающие дни обороны столицы девизом всех её защитников.

Всего в числе 28-и героев, занявших рубеж у Дубосеково, было шестеро бывших жителей Алтая. Пятеро из них погибли: старший сержант Митин Гавриил Степанович из села Устьянка и рядовой Емцов Петр Кузьмич из села Георгиевка Локтевского района, красноармейцы Крючков Абрам Иванович из села Плотава Баевского района, Трофимов Николай Игнатьевич из села Мальцева Курья Бийского района и политрук Клочков Василий Георгиевич, семья которого в 1921 году переехала в село Николаевка Локтевского района из Саратовской губернии.

Да, было то расследование после войны, которым занималась военная прокуратура. Было расследование вызвано тем, что шесть из 28 награжденных посмертно панфиловцев выжили в бою 16 ноября 1941 года. Между выживших оказался ещё один земляк с Алтая - уроженец села Плотниково Каменского района Алтайского края Иван Демидович Шадрин, попавший в плен. Однако тогда же, в 1947 году, и разобрались, что расследование проводилось необъективно - из-за предвзятости отрицался сам факт коллективного подвига. Пусть что-то напутали журналисты и кадровики, однако погибшие не писали же те статьи и наградные листы!

Тому расследованию не дали дальнейшего хода. И лишь в наше недоброе время нашлись многочисленные желающие сдуть архивную пыль с тех прокурорских документов и огорошить людей дутой сенсацией: "Не было подвига, не все погибли - значит и не герои!"

Нынешним трубадурам-рыночникам не дано понять, что подвиг солдата на поле боя нельзя взвесить и рассчитать их холодными рассудочными мозгами, привычными лишь к "бизнес-планам". Ведь что такое подвиг в понимании древних? То, за что не требуют вознаграждения.

Притяжение Алтая

Люди, защищавшие Москву у Дубосеково и Петелино, защищали и свое социалистическое понимание жизни, все то, что дала им и их детям Советская власть. Ведь не зря же на той ещё сырой от праявителя своей фотографии с дочкой Василий Клочков вывел слова: "И за будущее дочки у хожу я на войну". Ему, бывшему неграмотному батраку, было что сравнивать. Фашисты несли с собой тот же "новый порядок", который уже был когда-то в России: "Работай и молчи". Ещё летом 1941 года стали появляться сообщения о возвращении в немецких обозах бывших помещиков в оккупированные регионы России и на Украину. Например, в Лужском районе Ленинградской области вернувшийся бывший хозяин барон фон Бильдерлинг сразу завел барщину для колхозников. Близкие и многие знавшие политрука Клочкова вспоминали, что у Василия Георгиевича на руках были шрамы. Это такая память осталось от тех недобрых времен, когда батрачил Вася на одного из кулаков Локтевского района по фамилии Калайда, спустившего на него псов "в оплату за труд".

С Алтаем многое связывало родившегося на Волге Клочкова. Здесь вступил он в комсомол, здесь же стал он обучать грамоте таких же как он крестьян, став избачем - ответственным за избу-читальню ("прообраз" многих будущих сельских библиотек). Потом стал секретарем комсомола в Угловском районе, организатором-физкультурником и агитатором бригады "синеблузников". И хотя позже возвращался Клочков в Поволжье, а девять предвоенных лет прожил в Казахстане, Алтай все так же не отпускал его.

Сохранилась предвоенная фотография с военных сборов. На ней почти близнецами в одинаковой форме и коротко подстриженные - Клочков и учитель из Чарышского района Михаил Петрович Дунаев. Значит не чурался никогда волгарь, ставший казахстанцем, бывших земляков с Алтая!

Поэтому неслучайно рядом с Клочковым оказались в том его последнем бою сразу пять воинов с Алтая (двое - из знакомого ему Локтевского района).

В ту тяжелую осень 1941 года Москву защищали и сибиряки, и представители тех республик, что теперь презрительно называют в "первопрестольной" немецким словом "гастарбайтеры". В Казахстане генералом Панфиловым формировалась его 316-я стрелковая дивизия, ставшая в ноябре 8-й гвардейской. В одном из архивных донесений о её потерях нашелся ещё один земляк с Локтевского района - командир взвода 1075 стрелкового полка лейтенант Петр Феоктистович Шамаев (записан ещё как "Шишаев" в других документах). Причем записаны его данные в списке потерь сразу после Василия Георгиевича Клочкова. И дата гибели его (16 ноября 1941-го) и место захоронения то же самое, что и у Клочкова выше строкой!

Волею случая

Бывшему руководителю депутатской фракции КПРФ в АКЗС Виталию Александровичу Сафронову сам Иван Демидович Шадрин рассказывал подробности того, при каких обстоятельствах узнал он, выживший алтайский панфиловец, что стал "посмертно" Героем Советского Союза.

Шадрин после боя панфиловцев у Дубосеково попал в плен, однако не было у него в реальной биографии военнопленного ни лагеря в Майнингене, ни Заксенхаузена (о которых писали повсеместно и многократно). Освободили его из плена… в 1943-м на Украине. Там же на Украине попал он в штрафную роту.

Однажды ночевали бойцы этой роты в доме, в который вернулась и сама хозяйка лишь незадолго до них. Вернулась из эвакуации. Разговорились.

– Где была в эвакуации?

– На Алтае!

– Я также оттуда. А где жила на Алтае?

– В Плотниково, под Камнем.

– Неужели? Да я сам из этого Плотникова! У кого жили?

– У Анны Дмитриевны Шадриной.

– Это же моя мать!

– Врешь! У неё сын – Герой Советского Союза, а не уголовник. Он погиб под Москвой! Вот газета!

Иван Демидович схватил газету, побежал к командиру. Дальше проверка, выезд в Москву, где и вправду сам Михаил Иванович Калинин вручал ему его Золотую Звезду.

Так что все не раз написанное о возвращении Ивана Демидовича после двух лет проверки в 1947-м и о хлопотах безымянного секретаря райкома (из Казахстана/Киргизии) – легенда.

Все это рассказал в начале 1980-х годов Виталию Сафронову (тогда – заведующему отделом пропаганды и агитации Алтайского крайкома КПСС) сам Иван Демидович при своем приезде на родной Алтай из Казахстана. Сафронов, хотя и понимал, что устоявшуюся за долгие годы официальную версию уже в следующий раз не исправить, тем не менее данный случай с нечаянной встречей штрафника и бывшей "квартирантки" его родительского дома рассказывает часто…

Как увековечена память земляков-панфиловцев на Алтае?

В Барнауле в Индустриальном районе в 1972 году появилась улица Панфиловцев. На ней на доме № 3 в 1978 году была установлена мемориальная доска в память о героях-земляках, остановивших немецко-фашистских захватчиков на подступах к Столице России. (Однако сейчас этой доски на доме почему-то уже нет!). В 1967 году в барнаульской школе № 69 был создан музей героев-панфиловцев (позже был преобразован в учебный музей исторического профиля), перед школой установлен бюст командиру 316-й (8-й гвардейской) дивизии Герою Советского Союза генерал-майору Ивану Панфилову.

В Бийске, Баево, Горняке, Камне-на-Оби, селах Николаевка, Георгиевка, Устьянка Локтевского района, Плотава Баевского района, райцентре Угловское установлены памятники землякам-панфиловцам, есть улицы и были школы, носящие их имена.

Уникальный экспонат – подшивка дивизионной газеты "За Родину!" за 1942 год, подаренная редактором Леонидом Макеевым учащимся-краеведам Северной школы Горняка, – хранится в Локтевском районном музее. В номере за 28 июля в ней опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении 28 гвардейцам звания Героя Советского Союза (посмертно).

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля