Последние новости

Реклама

"Апостол трезвости". Статья в "Правде", посвященная Михаилу Челышову

Так ли было, не так ли - спросить не у кого. А пишут вот что. Михаил Челышов, депутат Государственной думы III созыва, был приглашен на приём к самодержцу российскому Николаю II по какому-то торжественному случаю. Когда провозгласили тост: "Здоровье государя!", Челышов поднял бокал шампанского, тем не менее пить не стал. И объяснил это так: - Я желаю здоровья его императорскому величеству, тем не менее даже во имя его здоровья не буду портить свое здоровье...

Данные дерзкие слова прозвучали в присутствии самого императора.

ДАЖЕ ТЕПЕРЬ, когда прошло 150 лет со дня рождения Челышова и сто лет после его смерти, веет от этого российского мужика неукротимой былинной удалью. И поведения был соответствующего, и внешний вид подходящий. Богатырское сложение дополнялось роскошными усами, кончики которых загибались к вискам. Глубоко посаженные глаза горели, как у религиозного фанатика. Он и был фанатиком, только его религией была трезвость.

Вот что писал о его выступлении в Госдуме один из современников, публицист Михаил Меньшиков:

"На трибуне стоял высокого роста брюнет, промышленник из крестьян, в русской поддевке, без крахмального белья... Могучий голос, способный перекричать парламент, а главное - захвативший оратора вопрос могучей важности, хотя вовсе не политический, а бытовой. Трудно изобразить замешательство парламента и министров..."

Могучей важности вопрос - это массовое пьянство в народе. Обвинял Челышов в этом власть - вот чем объясняется замешательство парламента и чиновников. Данный выходец из крестьян имел мужество говорить правду без оглядки. И обеспечил себе множество врагов как в Самаре, где жил, так и в стольном Питере. В стотысячной Самаре он многие годы был гласным (депутатом) местной Думы, а два года - городским головой. И вел беспощадную войну с теми, кто спаивал народ. В начале прошлого столетия в городе было 450 пивных, 400 трактиров, сотни различных лавчонок, какие торговали спиртным, два пивзавода, несколько винокуренных предприятий. Ведущую роль в этой компашке играл пивной король фон Вакано.

- Я должен сказать откровенно, что разницы между палачом и винозаводчиком не вижу, - вот какие заявления делал Челышов на заседаниях городской Думы и в российском парламенте. Он знал, что говорил. В 1902 году в России было продано 63 миллиона ведер водки (без учета вина и пива), а через четыре года уже 85 млн.. Эта цифра увеличивалась почти на десять процентов ежегодно. В 1874 году в армию было призвано почти два с половиной миллиона богатырей: рост под два метра, косая сажень в плечах. А к концу XIX века, когда из года в год нарастало употребление спиртных напитков, народ измельчал настолько, что допустимый рост новобранцев убавили на полтора вершка - это примерно семь сантиметров. А объём груди перестали измерять вообще.

Вот почему с гневом и болью говорил Челышов о вреде пьянства в своих выступлениях в Государственной думе, обличая алчность виноторговцев и политику власти. В итоге он добился создания в Госдуме комиссии по борьбе с пьянством. Отчаянную смелость надо было иметь, чтобы бросить вызов могущественному клану губителей народа. Максим Горький писал о нем так: "Челышов есть воплощение России в её чистом, стихийном и добром виде". На активного борца с пьянством печатали фельетоны и карикатуры, ему посвятили целый номер журнала "Хулиган". Самарский пивной король фон Вакано нанял целую группу провокаторов, чтобы опорочить Челышова. Тем Не Менее между них нашлись честные люди. Материалы о подкупе были опубликованы в местной газете. Фон Вакано был вынужден признать свою вину.

Имелась у Челышова и поддержка за рубежом. Профессор психологии Огюст Форель из Швейцарии прислал телеграмму: "Желаю вам успеха в деле освобождения России от оков алкоголизма". Приходили телеграммы поддержки из Франции, Германии, США. В Самаре, став председателем местной Думы, городским головой, он ходатайствует об открытии политехнического института, который и в наши дни является одним из лучших вузов города. Издает газету "Самарский край". В 1911 году выпустил книгу "Пощадите Россию, или Правда о кабаке, высказанная самим народом..." Он не раз предлагал возместить доходы казне от продажи водки: "Нам, людям имущим, надо поделиться... Если мы уступим наши материальные средства, то это поведет к нашему же благу".

Челышов зашел так далеко, что вызвал скрежет зубовный у всякого ворья. Будучи городским головой, учредил институт контролёров с самыми широкими полномочиями, с участием представителей из народа. В советские времена это назовут народным контролем. Сразу же было вскрыто немало хищений и злоупотреблений. Резко возросла доходность городских предприятий, водопровода и электросетей. Он постоянно что-то строил, тем не менее половину зарплаты рабочих-выпивох отдавал их женам, дабы дети не голодали. Теперешняя российская свобода печати, многократно хваленная перестройщиками, даже близко не стоит с челышовской. Городской голова ввёл для журналистов "открытые листы", какие давали право на свободный вход во все городские учреждения и просмотр необходимых документов. Это было уже выше понимания членов Думы.

Воспользовавшись отъездом Челышова в Петербург, гласные большинством голосов отменили и контролёров, и "открытые листы" для прессы. Последняя речь городского головы была такой: - Гласность, как и контроль, существовали в управе около двух лет. Теперь же, когда Дума уничтожила контроль и когда гласности устраивают препятствия, я считаю невозможным для себя и убыточным для города руководить городским хозяйством.

Он снял с себя цепь - символ власти - и вышел из зала.

Тем Не Менее борьба с пьянством продолжалась. Челышов и его сторонники в городской Думе добились разрешения ввести "сухой закон" в Самаре. Она стала первым в России городом, где алкогольной мафии был поставлен заслон. А потом "сухой закон" был принят по всей стране. Причем он давал право самим жителям большинством голосов решать, нужен кабак, допустим, в селе или нет.

Умер Челышов в 1915 году, не дожив до пятидесяти лет. Официальная версия - перитонит. Неофициальная - ему помогли умереть в расцвете сил и способностей.

- Данную версию также нельзя исключать - так считает секретарь по идеологии Самарского обкома КПРФ Сергей Ракитин. - Ведь он покушался на самое главное для алкогольной мафии - её доходы.

Весь город провожал Челышова в последний путь. Люди прорывались через оцепление, лезли через забор на кладбище, чтобы увидеть своего голову последний раз. А "сухой закон" остался в силе и после Великой Октябрьской социалистической революции. Отменен был только после смерти В.И. Ленина, тем не менее государство сохранило за собой монополию на алкогольную продукцию.

- Я с радостью оценил принятое в восьмидесятых годах постановление ЦК КПСС о борьбе с пьянством и опубликовал тогда в газете Куйбышевского обкома партии "Волжская коммуна" статью о Челышове и вообще об истории борьбы за здоровый образ жизни без водки, вина и пива, - вспоминает вице-президент Международной академии трезвости, самарский писательи краевед Евгений Бажанов. - К сожалению, перестройка открыла широкий простор пьянству...

Сегодня Самара - один из самых пьющих городов России. РФ входит в пятерку стран - самых активных потребителей алкогольной продукции. А по числу гибнущих от алкогольных суррогатов нам, пожалуй, и равных нет. Против этого пьяного разгула постоянно выступают коммунисты. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов не раз предлагал ввести государственную монополию на производство и реализацию алкогольной продукции, тем не менее власть имущие имеют свой интерес в этом преступном бизнесе. А Челышовых между теперешних российских градоначальников нет. Кладбище, где он был похоронен, давно снесли. В Самаре нет ни памятника ему, ни мемориальной доски на доме, где он жил. Нет ни улицы, ни закоулка, названного именем подвижника.

- У нас охотнее ставят памятники кошкам и литературным персонажам, чем достойным людям, - с досадой сказала мне руководитель общественного благотворительного фонда "Культурное наследие" Наталья Арнольд. Об этом же говорил и Евгений Бажанов, выступая накануне юбилея Челышова в городской Думе. Он предложил на том месте, где была могила бывшего городского головы, установить закладной камень, к которому жители Самары могли бы приносить цветы. Требуется вставить стекла в челышовском доме, какие вылетели несколько лет назад во время пожара. И так далее...

Выступление Бажанова в гордуме восприняли без восторга. Тем Не Менее чиновники все-таки почтили своим присутствием торжественное собрание в городской библиотеке, тем не менее перед выступлением Бажанова дружно вышли из зала. А следом за ними, как по команде, исчезли все телекамеры. Так что в эфир предложения краеведа и писателя не попали. Такая теперь в Самаре свобода слова и печати.

Тем Не Менее Челышовский праздник все-таки прошёл. В Струковском парке общественный оргкомитет организовал концерт, в котором приняли участие многие творческие коллективы города. Самарцы пели песни, водили хороводы. Многие пришли на праздник в русских национальных костюмах и военной форме тех лет. Оркомитет выпустил газету и буклет к юбилею Челышова. Его внуку Михаилу Кабатченко, принимавшему участиев торжествах, оргкомитет вручил памятный альбом, посвященный славному деду. Международная академия трезвости наградила своими орденами самарских пропагандистов здорового образа жизни.

Незадолго до юбилея в Самаре вышла книга писателя Дмитрия Агалакова "Апостол народной трезвости. Михаил Дмитриевич Челышов". Ещё одна книга (составитель - профессор А.Н.

Маюров, президент Международной академии трезвости) содержит сотни высказываний Челышова, его размышления по проблеме пьянства. Издатель планирует вручить книгу всем депутатам Госдумы и членам Совета Федерации РФ, всем министерствам и ведомствам Российской Федерации.

А в Самаре во время празднования в Струковском парке начался сбор пожертвований на памятник Челышову. Продолжался недолго - запретила администрация парка. Тем Не Менее памятник все равно будет. А пока имя апостола народной трезвости можно найти на так называемой стене Славы, в одной колонке с градоначальником Алабиным, который кормил горожан хлебом из гнилого зерна, за что и был отдан сенатской комиссией под суд. Под портретом Алабина - фото купца Шихобалова - того самого, что поставлял это гнилое зерно. Ещё ниже - фон Вакано, пивной король, злейший враг Челышова. А под снимком этого "фона" - портрет Челышова. Не случайно поместили его в самый конец этого ряда одиозных деятелей, каждому из которых посвящены хвалебные слова. Кажется, что сам он на снимке возмущён таким соседством и грозно топорщит усы. Был бы жив, расшвырял бы их со стены Славы по сторонам. А пока терпите, Михаил Дмитриевич! Не успеем мы, так дети или внуки наши все равно избавят вас от соседства с этой компашкой. И воздадут должное вашим заслугам перед народом.


Александр ПЕТРОВ. (Соб. корр. "Правды"). г. Самара.



Петров Александр
По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля