Последние новости

Реклама

В.И. Кашин: 120-летие Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина





Уважаемые товарищи!

Шатиловская сельскохозяйственная опытная станция,без преувеличения, является одним из наиболее ценных научных сельскохозяйственных центров России.

Редкий талант, высокий профессионализм и ответственность многих поколений сотрудников определили мировую известность «Шатиловки», в том числе,благодаря значительным достижениям в селекции растений, разработке и осуществлении классических работ по организации государственной системы семеноводства в России.

В сегодняшнем праздничном мероприятии принимают участие представители более чем 50-тиключевых научно-исследовательских организаций со всей России, осуществляющих деятельность в области селекции, генетики, производства основных сельскохозяйственных культур.

И в данный торжественный день, уважаемые Шатиловцы, от лица депутатов Государственной Думы, а также Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии хочу выразить Вам слова благодарности за неоценимый вклад в развитие сельскохозяйственной науки, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, а также поздравить со 120-летием со дня основания Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции.

От ваших успехов сегодня зависит многое. Ведь столь богатым опытом, научно-производственной базой и столь добрыми вековыми традициями сегодня могут похвастаться лишь единицы. Это и определяет фактически неограниченный потенциал дальнейшего развития Станции, а также востребованность полученных Вами результатов исследований.

Без Вашего участия, без участия науки, каждого труженика села и, конечно же, политической воли со стороны государства, наше сельское хозяйство с колен поднять не получится. А ведь степень упадка в отрасли поражает воображение, и данный упадок во многом является рукотворным.

Ведь мы все с Вами прекрасно знаем,что за последние 25 лет из севооборота было выведено 41 млн. га сельскохозяйственных земель, почвы стремительно утрачивают плодородие, земли подвержены эрозии, закислению, переувлажнению, закочкариванию, заболачиванию, засолению.

В.И. Кашин: 120-летие Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции


Объемы внесения минеральных и органических удобрений (по сравнению с 1990-м годом) снизились в 6-10 раз. Так, если в 90-м году было внесено 390 тыс. т. органических удобрений, то сегодня данный показатель не дотягивает и до 62 тыс. т. По минеральным удобрениям ситуация аналогичная. За последние 25 лет объёмы внесения упали с 9,9 млн. тонн до 1,9 млн. т.

В части механизации сельского хозяйства - в 1990-м году на полях работало около 1,5 млн. тракторов, 600 тыс. комбайнов, а также более 130 тыс. машин для внесения удобрений. Сегодня же сельскохозяйственными предприятиями эксплуатируется не более 360 тыс. тракторов, менее 113 тыс. комбайнов, 11 тыс. машин для внесения удобрений. Аналогично дела обстоят по абсолютному большинству наименований сельскохозяйственной техники – культиваторам, сеялкам, косилкам, и т.д.

Нехваткой же техники определяется её повышенный износ – принормативной нагрузке 73 га на 1 трактор и 244 га на 1 зерноуборочный комбайн, реальная нагрузка в разы больше – более 250 га на трактор и 354 га на комбайн. К примеру, в СШАна 1 трактор приходится сегодня 37 га пашни, в Англии – 13 га, во Франции – 16, в Германии – 11.

Кроме того, наш АПК (АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС) загнан «по уши» в зависимость от импорта семян, племенного скота, яиц птицы для её воспроизводства, от закупок средств защиты растений и др. По сути, уничтожена большаячасть семеноводческих хозяйств и хозяйств племенного животноводства.

В.И. Кашин: 120-летие Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции


Ожидаемым и логичным следствием разрушительной политики последних 25 лет явилось резкое снижение посевных площадей – на 27% (с 63 до 46 млн. га) по зерновым и зернобобовым культурам, на 32% (с 3 до 2 млн. га) по картофелю, более чем на 61% (с 45 до 17 млн. га) по кормовым культурам. Общая посевная площадь в России в промежуток времени с 1990 по 2014 год уменьшилась более чем на треть – со 117 млн. га до 78 млн. га.

В отрасли животноводства - большая часть основных производственных мощностей находится в плачевном состоянии, а техническая оснащенность животноводческих комплексов не выдерживает критики.

В итоге поголовье крупного рогатого скота сократилось на 70% по сравнению с советским промежутком времени – всего 19,2 млн. голов против 59 млн. в 90-м году. Одних коров мы насчитывали более 20 млн. голов, а сегодня всего - 8,5 млн. Поголовье свиней по сравнению с 1990 годом сократилось более чем на 50% и составляет сегодня всего 19,5 млн.

При этом является абсолютно закономерным, что крупного рогатого скота в убойном весе мы сегодня можем произвести не более 1,6 млн. тонн (38% от показателя 1990 года), свиней в убойном весе – 2,9 млн. тонн (85% от 1990 года), молока – всего 30 млн. тонн (55% от 1990 года). Валовые сборы по таким важнейшим культурам, как рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, зернобобовые культуры также значительно снизились и составляют от 19% до 70% аналогичных показателей 1990 года.

Вместе с тем, исторический опыт позволяет нам утверждать, что стремительная положительная динамика в развитиисела, так необходимая нам сегодня, мóжет быть достигнута, причем в довольно сжатые сроки. Нужная лишь политическая воля, а также высокий уровень кооперации и координации министерств, ведомств, науки, начиная с мониторинга и сбора информации о природных и антропогенных системах, продолжая её обработкой и анализом, и завершая принятием на межведомственном уровне обоснованных, взвешенных управленческих решений.

У нынешнего же правительства нет ни должной политической воли задействовать перспективные механизмы и инструменты возрождения села, да и желания, видимо, особого также нет.

В связи с чем, считаю необходимым поставить в пример принятое 16 июня 1966 года Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР Постановление № 465 «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур», положившее начало всенародной борьбе за подъём культуры земледелия и увеличение плодородия земель.И данный пример, именно сегодня, попрошествии 50-ти лет со дня принятия названного Постановления, видится наиболее актуальным и правильным.

Ровно 50 лет назад экстенсивный путь развития агропромышленного комплекса страны, включающий освоение целинных и залежных земель, окончательно был признан исчерпавшим свой потенциал, а осуществление широкой программы мелиорации земель было возведено в приоритет, как важнейшая общегосударственная задача.

Перед агропромышленным комплексом страны была поставлена задача осуществить в сжатые сроки масштабные мероприятия по наиболее полному и производительному использованию каждого гектара сельскохозяйственных угодий, широкому развитию орошения, осушения и обводнения земель, по улучшению лугов и пастбищ, очистке земель от камней, мелколесья, кустарника, ликвидации мелкоконтурности участков и вымочек, по известкованию и гипсованию почв.Особый упор при этом был сделан на неуклонное соблюдение требований охраны почв, предотвращение их деградации вследствие ветровой и водной эрозии, заболачивания и засоления, введение правильных севооборотов, внедрение наиболее эффективных систем земледелия, переход на посев районированными высококачественными сортовыми семенами, улучшение использования органических и минеральных удобрений, точный учет земель и их качественного состояния. При этом весь комплекс мероприятий был поставлен на прочную плановую основу.

В.И. Кашин: 120-летие Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции


В результате, к 1990 году, только в РСФСР площадь орошаемых земель была увеличена более чем в 4 раза (до 6,1 млн.га), а площадь осушенных земель - в 2,5 раза (до 7,4 млн.га.). Каждый гектар сельскохозяйственных угодий использовался наиболее полно, а порочная практика отвода без достаточных оснований ценных пахотных и других сельскохозяйственных угодий под возведение промышленных объектов, линейных объектов и под другие несельскохозяйственные нужды решительно пресекалась. Более того, осуществлялся жесткий контроль за соблюдением должного отношения к использованию орошаемых и осушенных земель при одновременном повышении ответственности землепользователей, в том числе, за содержание в исправном состоянии внутрихозяйственных оросительных и дренажных систем.

Было уделено должное внимание улучшению использования удобрений. В качестве мер поддержки, колхозам и совхозам выделялись в объеме полной потребности минеральные удобрения.

В итоге количество вносимых на территории РСФСР минеральных удобрений за 25 лет было увеличено более чем в 4 раза и в абсолютном выражении достигло 14 млн. т. к 1987-му году.

Не меньшее внимание было уделено повышению механизации сельскохозяйственных организаций. На цели сельского хозяйства только в 1965 году было поставлено 127 тыс. тракторов, 52 тыс. зерноуборочных комбайнов, 33 тыс. грузовых автомобилей. В результате этого парк сельскохозяйственной техники за 25 лет был увеличен в среднем в 1,5 раза.

Не осталась в стороне и сельскохозяйственная наука. Возникшая потребность в обеспечении эффективности севооборотов, внедрении передовых систем земледелия, охране почв, улучшении работ по селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур определили стремительное увеличение наукоемкости отрасли.

В подчинение Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР были переданы профильные научно-исследовательские институты, что обеспечило концентрацию научной мысли на решении основных проблем мелиорации и водного хозяйства, усиление координации научно-исследовательских работ, незамедлительное внедрение результатов научных исследований в производство, укрепление лабораторно-производственной базы, а также централизацию процесса оснащения научных исследований современными приборами и оборудованием.

Одновременно с повышением интенсивности сельскохозяйственного производства, наукоемкости отрасли, внедрением новейших технологий и техники, были предприняты меры по недопущению кадрового дефицита и повышению квалификационных требований к специалистам.

В этих целях был увеличен приём студентов и учащихся в ВУЗы и средние специальные учебные заведения. Были созданы все необходимые условия для подготовки и переподготовки инженеров и агрономов для мелиоративного строительства и освоения орошаемых и осушенных земель, агрономов-луговодов, культуртехников, почвоведов-мелиораторов, гидрогеологов-мелиораторов. Профильные учебные заведения были доукомплектованы зданиями, лабораториями, общежитиями и жилыми домами.

Наглядной при этом видится статистика по подготовке специалистов.

Так, за 20 лет количество студентов сельскохозяйственных специальностей было удвоено, а количество учеников средних специальных учебных заведений увеличилось в 2,5 раза.

В этой связи, в промежуток времени с 1970 по 1987 год, количество занятых в сельском хозяйстве специалистов с сельскохозяйственным образованием соразмерно увеличилось в 2,5 раза (с 334 тыс. чел. до 833 тыс. чел.).

Принятые меры явились в должной степени эффективными. Увеличение урожайности сельскохозяйственных культурбыло обеспечено.

Так, по зерновым культурам и сахарной свекле удалось повысить урожайность более чем в 2 раза, а по подсолнечнику – в 1,3 раза.

Валовые сборы основных сельскохозяйственных культур соответственно также пошли в гору и за 25 лет были увеличены в среднем в полтора раза.

Кроме того, нельзя не отметить, что возросшая эффективность растениеводства во многом определила динамику в отрасли животноводства.

Вот она, так необходимая нам сегодня динамика. Сделанный советским государством, советским народом мощный задел полностью обеспечил продовольственную безопасность страны.

Уважаемые товарищи! У нас ещё есть возможность вернуться на путь устойчивого развития нашего сельского хозяйства. АПК (АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС) должен стать главным звеном локомотива экономики страны, и за это мы будем бороться.

Чтобы не быть голословным, предлагаю обратить внимание на экономическую программу, выработанную Коммунистической партией Российской Федерации на Орловском экономическом форуме 12 февраля 2016 года, полностью поддержанную трудовыми коллективами на Всероссийском съезде5 марта и утвержденную на Всероссийском съезде ЦК партии 25 июня.

В.И. Кашин: 120-летие Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции


В программе мы определили источники формирования бюджета развития: вывод денежных средств из офшоров, прогрессивная шкала налогообложения, государственная монополия на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, а также национализация отрасли добычи и переработки полезных ископаемых. Принятие соответствующих решений позволит обеспечить дополнительные доходы бюджета в размере 13 трлн. руб.

В результате, сформированный без привлечения государственных резервов федеральный Бюджет развития объёмом не менее 20,9 трлн. рублей, явится прочной основой для стремительного развития экономики России.

В.И. Кашин: 120-летие Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции


Рассматривая отдельно сельское хозяйство, следует обратить внимание на то, что предложенное нами четырехкратное увеличение финансирования отрасли (1 трлн. руб. вместо текущих 250 млрд. руб.), при должном уровне контроля и эффективности управления, позволит гармонично развивать агропромышленный комплекс на основе последних достижений науки и техники. Тогда получится вернуть в сельскохозяйственный оборот все заброшенные земли, восстановить сельхозмашиностроение, элитное семеноводство, племенное животноводство, придать импульс развитию мощностей по переработке и хранению продукции, создать агрогородки и экопоселения, восстановить коллективные хозяйства, социальную и производственную инфраструктуру села, возродить кадровый потенциал отрасли.

В результате мы обеспечим ежегодные объёмы производства зерна не ниже 120 млн. т., овощей – 20 млн. т., молока – 45 млн. т., картофеля - 45 млн. т., мяса говядины - 3,5 млн. т., мяса свинины и птицы - 4,1 млн. т., рыбы - 6,5 млн. т., и т.д.В этой связиобъемы производства достигнут 3,8 трлн. руб. (ценах 2014 года), а количество рабочих мест на селе увеличится на 80%.

Не менее важным является вопрос развития законо дательного регулирования отрасли. При этом за последнее время Государственной Думой был принят ряд законодательных актов, направленных на совершенствование правового регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации, выделить из которых можноследующие:

1. Федеральный закон от 12 февраля 2015 года № 11-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», предоставивший Правительству Российской Федерации устанавливать правила проведения государственных закупочных и товарных интервенций;

2. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», расширивший государственную поддержку по обеспечению доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3. Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи», усовершенствовавший порядок проведения сельхозпереписи;

4. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 236-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», принятие которого позволило оказывать государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах России.

Вместе с тем, до сих пор сохраняют высокую степень актуальности крайне важные вопросы, так и не нашедшие отражения в законодательстве.

Во-первых, не сформированы законодательные основы охраны почв, как стратегического природного ресурса. И это при том, что у нас сегодня более 49% земель сельскохозяйственного назначения подвержено различным процессам деградации. Почвы стремительно утрачивают плодородие. Остро стоит вопрос спасения наших уникальных черноземов.

По официальной статистике уже более 100 млн. га территории охвачено опустыниванием, 65 млн. га страдает от водной и ветровой эрозии, 23 млн. га переувлажнено либо заболочено, 38 млн. га подвержены засолению. Общая площадь оврагов превысила 900 тыс. га. Все это в комплексе привело к тому, что ежегодные потери плодородного слоя превысили 1,5 млрд. тонн питательных веществ.

Второе - вопросы развития внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции с упором на режим наибольшего благоприятствования отечественным товаропроизводителям.

Наши сельхозтоваропроизводители, даже в условиях ориентирования правительства на импортозамещение, не в состоянии выйти на рынок и предложить более качественную продукцию по более низким ценам - торговые сети диктуют свои «правила игры», отдавая предпочтение импорту.

Наши отечественные товаропроизводители должны иметь все возможности выхода к конечному потребителю. Тем Не Менее для этого нам нужно оперативно решить целый спектр задач, и в первую очередь – изменить действующий порочный механизм торговых наценок.

Мной и моими коллегамидавно разработан и неоднократно вносился в Государственную Думу «Закон о торговле», сердцевиной которого является эффективный механизм формирования товарной наценки. Данный закон обсуждался на одном из заседаний Правительства Российской Федерации, а также у Президента России, и мы получили поддержку.

Закон предполагал, что в конечной цене сельхозпродукции доля производителя сельхозсырья должна составлять не менее 50%, остальные 50% - это переработка и торговля. Многие страны так делают, и в Советском Союзе так было.

Вместе с тем, на площадке Государственной Думы, закон столкнулся с сильнейшим лобби со стороны тех, кого сегодня принято называть ритейлом.

Какие были аргументы у оппонентов? Нам говорили, что труд крестьянина оценивается и без того достаточно высоко и в цене эта доля составляет примерно 28%. Тем Не Менее это ведь далеко не так. В лучшем случае она не превышает 10%, а по отдельным видам продукции всего лишь 6-8%. Да и 28% - это далеко не 50%, как это имеет место быть в успешных экономиках США и ЕС.

Мы продолжаем работу по решению этого важнейшего вопроса, тем более что в рамках последнего заседания Президиума Госсовета Президент ещё раз выразил нам свою поддержку.

И последнее, тем не менее не менее важное –перед нами остро стоят вопросы укрепления и развития сельскохозяйственной науки, а также возрождениядоказавшей свою эффективность системы подготовки кадров для сельского хозяйства.

Только на Шатиловском опытном полигоне представлено 450 перспективных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, какие являются конкурентоспособными с лучшими европейскими аналогами. Данные сорта, а также 125 наших отечественных разработок в области сельхозмашиностроения, наши достижения в области генетики, технологии выращивания сельскохозяйственных культур и животноводства, многие другие успехи и достижения сельскохозяйственной науки могут и обязаны обеспечить интенсивное развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации. При этом, как нам хорошо известно – кадры решают все.

Но сегодня весь имеющийся потенциал просто-напросто разбивается о порочную систему государственного управления, и главное здесь – низкий профессиональный уровень знания особенностей отрасли.

Убежден, что лишь системная и последовательная реализация описанной выше модели реформирования экономики Российской Федерации в целом, и агропромышленного комплекса в частности, обеспечит необходимую нам динамику и сформирует прочную основу продовольственной безопасности.

На это должны быть направлены все наши усилия, по той причине другого пути к устойчивому развитию России нет.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля