Последние новости

Реклама

Фигуры пионеров на здании ДДЮ требуется восстановить

Севастополь готовится отметить 80-летие со дня рождения знаменитого скульптора Станислава Чижа. Сенатор от Севастополя Андрей Соболев предложил восстановить фигуры пионеров на здании Дворца детского и юношеского творчества, какие были созданы С.Чижом и 40 лет украшали фасад учреждения, сообщает издание «Севастопольская газета».

Бетонные скульптуры пионеров были установлены на крыше Дворца пионеров в 1967 году. Спустя годы они начали разрушаться, фрагменты фигур падали с крыши.

В 2004 году С.Чиж в интервью «Севастопольской газете» говорил, что можно заменить цементные фигуры пионеров на пластмассовые. Они были бы безопасными и долговечными, к тому же данный материал позволил бы воссоздать сложные элементы с детализацией — поднятые руки с планером, голубь в ладонях у девушки.

Скульптор переживал, что разрушающиеся скульптуры уберут с крыши дворца и фасад будет пустовать. «Тогда дворец останется оголенным. Почти 40 лет простояли скульптуры пионеров, какие образно показывали, что здесь обитают детство и юность», — говорил тогда С.Чиж.

Так и случилось — в 2006 году было принято решение убрать скульптуры с крыши в целях безопасности.

Накануне 80-летия со дня рождения знаменитого скульптора (юбилей будут отмечать в этом году 23 октября) член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Андрей Соболев предложил восстановить скульптуры пионеров на здании ДДЮТ. Они придали бы законченность архитектурному облику здания.

А.Соболев, для которого С.Чиж был другом, поделился своими воспоминаниями о нем:

— В истории Севастополя было много славных имен, дат и событий. Мы помним героев, людей, сделавших для города многое в мирное время, помним писавших его историю, изображавших его на полотнах и передающих эстафету славных дел будущим поколениям. В этом ряду одно из ярких имен — имя Станислава Чижа. Он был творцом, художником, который в своих произведениях остался верен городу, его истории и воспел величие Севастополя как раз в то время, когда город возрождался.

Я затрудняюсь перечислить все памятники, в создании которых участвовал Станислав Александрович, — его работы везде. Помимо того, что он был художником, его гражданская позиция всегда оставалась неизменной: слава и достоинство русского Севастополя, его непростая и славная история для него были мерилом творчества.

И он был честен в творчестве абсолютно во всем — делал ли небольшой барельеф, монумент или эскиз. Выстроенная им галерея — это овеществленное доказательство нашей российской принадлежности. Я не думаю, что результаты крымской весны были бы столь безукоризненны и бесспорны, не будь в Севастополе этой величественной и достоверной галереи, которую создал Станислав Александрович.

Вершиной его творчества стал памятник Екатерине Великой на улице Ленина, бывшей Екатерининской. Я был свидетелем того, как зарождался данный проект. Станислав Александрович вынашивал данную идею очень давно, мы часто встречались у него в мастерской, где было большое количество эскизов, он постоянно обращался к этой теме. Он горел, делая данный памятник. И когда все было готово, памятник был на отливке и уже сооружали постамент, Станислав Александрович заболел... Когда пришло время открывать памятник, его уже не было с нами.

Украинская власть тогда сделала почти все, чтобы памятник не открыть. Севастопольцы дежурили возле Екатерины двое суток. Наутро был митинг, массовое торжество севастопольцев и бессилие власти, которая тогда не понимала, что «наши мёртвые нас не оставят в беде, наши павшие, как часовые». Это сказал Высоцкий, и данные слова я произнес на похоронах Чижа.

Памятник Екатерине был и остается символом. Его мечта, пусть не при жизни, сбылась — Севастополь вокруг этого памятника объединился.

С.Чиж умел дружить, дружить со своими оппонентами. Это большая редкость в творческом мире, где творческие амбиции порой бывают сильнее здравого смысла.

Если говорить о его таланте, нельзя не сказать об одной важной вещи — он был изумительным портретистом. Когда родилась идея увековечивать в шуточной форме героев бардовского мира и экспонировать бюсты на фестивале «Балаклавские каникулы», Чиж с удовольствием взялся за данную работу. Когда я привозил к нему очередного барда для позирования, к вечеру скульптурный портрет был уже готов. За 3-4 часа он заканчивал работу. Потом, конечно, скрупулезно доводил её до ума. Все поражались, насколько ему удавалось угадать душу и характер.

Сегодня с момента его ухода прошло уже семь лет, время безжалостно, и, проходя мимо памятников, многие не задаются вопросом, кто все это сделал. Я бы очень желал, чтобы на всех памятниках города были таблички, указывающие, кто и когда создал данный монумент. Люди, какие несли эстафету исторической правды в Севастополе, не должны быть забыты. Станислав Чиж боролся за то, чтобы мы могли не стесняясь смотреть в прошлое и уверенно смотреть в будущее. Это имя художника, которым гордится Севастополь.

Справка

Станислав Чиж (23 октября 1935 г. – 22 мая 2008 г.) — народный художник Украины, почётный гражданин города Севастополя. В своем творчестве художественно и правдиво отобразил героические события в истории города-героя и Черноморского флота. Он является автором знаковых для севастопольцев памятников: Екатерине Великой, «Мужеству, стойкости, верности комсомольской», «Борцам подполья», «Подводникам-черноморцам», адмиралам Ушакову, Октябрьскому, академикам Курчатову, Ковалевскому, бюстов в нишах здания Панорамы: генералу Хрулеву, штабс-капитану Мельникову, матросам Игнатию Шевченко и Петру Кошке.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля