Последние новости

Реклама

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологи В.И. Кашина на XXIМеждународной научно-практической конференции «Экологическое образование для устойчивого развития: теория, педагогические инновации и действительность», состоявшейся 25 июня 2015 года в городе Столица России.
Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас от лица депутатов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также Высшего экологического совета.

Вопросы развития системы экологического образования, повышения эффективности экологического просвещения, повышения экологической культуры населения остро стоят на повестке дня уже более 40-лет. Начиная с 70-х годов 20 века, экологическое образование определяется мировым сообществом как первоочередное средство гармонизации взаимодействия человека и природы. При этом данное определение остается абсолютно верным и по сей день, а динамика качества окружающей среды является тому подтверждением.

Так, уровень загрязнения атмосферного воздуха в России остается чрезвычайно высоким уже много лет. Только в 2013 году стационарными источниками и автотранспортом было выброшено 32 млн. тонн загрязняющих атмосферу веществ.

В 123 городах России степень загрязнения атмосферного воздуха оценивается как высокая и очень высокая, что свидетельствует о том, что 54 млн. наших граждан ежедневно испытывают на себе невероятную экологическую нагрузку.

Ежегодные объёмы образования отходов уже давно перешагнули барьер в 5 млрд.т./год и продолжают расти. В 2013 году данный показатель составил 5,2 млрд. тонн, сделав непригодной для ведения хозяйственной деятельности уже более 1 млн. га территории страны.

Чрезвычайно высокой сохраняется доля сточных вод, сбрасываемых без очистки, либо недостаточно очищенными. Таким образом, уже более половины поверхностных и четверти подземных источников водоснабжения не соответствует нормам качества.

Сохраняют высокий уровень актуальности вопросы, связанные с формированием рациональных подходов к природопользованию.

Эффективность функционирования лесного комплекса Российской Федерации в значительной степени снижена. Лесные пожары, слабые темпы воспроизводства лесов, потери лесных ресурсов от вредителей и болезней, морально устарелые подходы к лесоустройству, равно как практикуемый многими лесопользователями хищнический подход к эксплуатации арендуемых лесных участков, являются сегодня системными проблемами, тормозящими развитие отрасли.

Система управления водными ресурсами до сих пор не способна решить все стоящие перед ней задачи. Отсутствует единая техническая политика в области безопасности на водных объектах, остро стоят вопросы защиты от негативного воздействия вод территорий 450 городов в различных регионах страны.

Повсеместно усиливаются процессы деградации земель – эрозии, закисления, переувлажнения, закочкаривания, заболачивания, засоления. Нарастают темпы оврагообразования. Опустыниванием в той или иной степени охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га. В целом по стране утрачено 41,5 млн. га пахотных и 90 млн. га пастбищных угодий. Кроме того, земельная реформа все больше перекашивается в сторону градостроительного направления при абсолютном игнорировании экологической ценности земель.

В части вопросов сохранения биологического разнообразия требуется отметить, что при всей строгости заповедного законодательства, правоприменительная практика, зачастую, складывается не в самом позитивном ключе. Откровенно говоря, в отдельных заповедных уголках нашей Родины сегодня складывается катастрофическое положение дел.

В качестве примера можно привести не редкие, к сожалению, факты столкновения интересов охраны особо ценных природных объектов и экономической выгоды. Перспектива разработки месторождений полезных ископаемых уже ставила под угрозу соблюдение режима особой охраны таких ООПТ, как Астраханский биосферный заповедник, Хоперский заповедник, Бузулукский бор, ряда заповедных территорий в Арктике, в том числе заповедника «Остров Врангеля» и Национального парка «Русская Арктика».

Кроме того, нельзя не вспомнить и о столичном регионе, а также тех управленческие решениях, какие принимаются вопреки интересам охраны окружающей среды Москвы и Московской области. Это и постоянные посягательства на Национальный парк «Лосиный остров», и активное, без оглядки на экологические последствия, возведение на территории Новой Москвы, и многочисленные факты самозахвата и незаконного перевода земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в земли других категорий.

Принимая во внимание сказанное, можно констатировать факт: устоявшаяся в обществе потребительская система ценностей, вне зависимости от принимаемых законодательных и управленческих решений, сводит к минимуму эффективность правоприменительной практики.

В этой связи выход из сложившейся ситуации видится только один – направление наших общих усилий на формирование экологического мировоззрения в обществе, культивирование бережного отношения к природе с самых малых лет.

Сегодня в Российской Федерации, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры является одним из основных принципов охраны окружающей среды.

При этом правовая основа для развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры заложена в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральным законом «Об образовании» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определен, в том числе, его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» органы государственной власти, как федеральные, так и региональные, наделены полномочиями по организации и развитию системы экологического образования, формированию экологической культуры. Закреплена обязанность государства содействовать в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Главой 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определена всеобщность и комплексность экологического образования, в том числе требование о распространении экологических знаний через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Закреплена обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, проходить подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Вместе с тем, не смотря на правовую определенность самих принципов и полномочий, определенность в отношении механизмов их реализации отсутствует, что характеризует приведенные нормы законодательных актов, как декларативные.

Далее следует обратить внимание на программные механизмы обеспечения эффективности государственной политики в области развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры.

Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является одной из основополагающих задач на пути к достижению стратегической цели государственной политики в области экологического развития - решению социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на промежуток времени до 2030 года определены механизмы формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания:

Внедрение этих механизмов приобрело плановый характер с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №2423-р. Планом действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на промежуток времени до 2030 года, определены не только конкретные мероприятия и ответственные за их реализацию ведомства, однако и конкретные сроки исполнения. При этом следует отметить, что 2015 и 2016 годы являются контрольными сроками реализации большинства из предусмотренных мероприятий.

В 2015 году субъектами Российской Федерации должна быть завершена подготовка и реализация модельных проектов, направленных на экологическое воспитание и просвещение школьников и молодежи (познавательного туризма) на базе заповедников. Минтрансом России должна быть завершена подготовка и реализация программ обучения и повышения квалификации государственных служащих системы Минтранса России в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности на транспорте, должна быть подготовлена современная учебная и методическая литература.

В 2016 году Минобрнауки России должна быть завершена разработка модели компетенций, знаний, умений и навыков специалистов в области охраны окружающей среды для включения в образовательные стандарты. Должны быть разработаны предложения о формировании образовательных программ, учитывающих особенности осуществления природоохранной деятельности в различных отраслях экономики. Должна быть завершена разработка курса «Экология транспорта» для студентов транспортных вузов.

Следует также отметить, что в 2016 году должна начаться актуализация федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом профессиональных стандартов в области охраны окружающей среды.

Исполнение предусмотренных Планом реализации мероприятий должно быть поставлено Правительством Российской Федерации на особый контроль, в противном случае, успешность реализации основ государственной политики в области охраны окружающей среды до 2030 года ставится под сомнение.

Другим программным документом в области охраны окружающей среды, требующим особого внимания, является Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, являющаяся основной при формировании расходной части федерального бюджета на охрану окружающей среды.

Принимая во внимание уже названные выше обязанности государства, учет в данной Государственной программе мер содействия в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды, равно как закрепление соответствующих целей и индикаторов, видится очевидным. Вместе с тем, реализация мероприятий по экологическому образованию и просвещению, формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания, равно как развитие экологического просвещения и экологического туризма на ООПТ, определено в рассматриваемой Государственной программе приоритетом политики субъектов Российской Федерации и не подкреплено должным объёмом финансирования из средств федерального бюджета.

Такая ситуация не может быть названа иначе, как противоречащая интересам обеспечения экологической безопасности и игнорирующая основные принципы охраны окружающей среды.

Принимая во внимание изложенное, становится очевидным, что развитие системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры требует модернизации нормативно-правового базы, а также усиления роли и активизации участия государства в данном процессе.

Первое, на что в данном контексте хочу обратить внимание – богатый положительный опыт Советского Союза в развитии экологического образования и формирования экологической культуры общества.

Уже в 1920-х годах в программах и указаниях Народного комиссариата просвещения перед молодой советской школой ставились задачи изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у молодежи полезных навыков в этом государственно важном деле.

В 20-30-х годах началось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность советской молодежи по изучению и охране природного окружения, особенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из которых сохранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов.

В послевоенные годы был принят ряд постановлений по охране природы с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отношения к ней и её охране. В 50-60-е годы природоохранное просвещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР принимаются законы об охране природы; в учебном процессе усиливается природоохранительная тематика; в начальной школе выделяется самостоятельный предмет «природоведение».

Решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение. В данный промежуток времени особое внимание уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы.

В качестве наглядного примера эффективности усиления роли экологического образования, бережного отношения к родной природе, её богатствам, можно назвать до сих пор непревзойденную систему управления вторичным сырьем.

В систему сбора были вовлечены все без исключения школы, пионерские организации, каждый отдельный житель считал своим гражданским долгом внести посильный вклад в обеспечение рационального использования природных ресурсов за счёт увеличения доли переработки лома и макулатуры. Государство в свою очередь не только поддерживало активность гражданской позиции, однако и обеспечивало эффективную переработку вторсырья.

Другим примером надлежащей организации и управления экологическим образованием в Советском Союзе следует назвать развитую сеть просветительских учреждений – начиная с кружков юннатов и заканчивая школьными лесничествами – одной из наиболее эффективных форм просвещения.

Начиная с 1952 года, когда в Жуковском лесхозе Брянской области учителем И.С. Артюховым, лесничим П.П. Мартыновым и директором лесхоза В.А. Николаюком был создан ученический отряд «Лесной патруль». В его составе молодые ребята помогали выявлять нарушения правил пребывания в лесах, вести противопожарную пропаганду, а также знакомились с жизнью леса и слушали лекции учёных Брянского лесохозяйственного института.

Эта работа вылилась в столь эффективную деятельность, что с 1966 года Министерством лесного хозяйства РСФСР движение получило новый импульс в развитии уже как «школьное лесничество».

За школьниками закреплялись отдельные участки леса, а из числа подопечных формировались группы лесников и лесоводов.

С этого момента школьные лесничества стали создаваться по всей советской России.

Затем, в 1969 году был дан старт Всероссийскому смотру школьных лесничеств, а с 1972 года стали проводиться Всероссийские конкурсы.

В 1971 году в Лесном кодексе впервые правовой статус школьных лесничеств был закреплен отдельной статьей.

Наибольшей активности движение школьных лесничеств достигло в 70-80-е годы. В 1986 году эффективно действовало более 6 тысяч таких организаций, объединивших более 200 тысяч детей.

Сегодня же в Российской Федерации количество школьных лесничеств сократилось почти в 2 раза, а количество вовлеченных в обучающий процесс детей – почти в 3 раза. В этой связи нам, безусловно, на всех уровнях государственной власти требуется форсировать процесс возрождения школьных лесничеств в каждом без исключения регионе Российской Федерации.

Примером должного уровня организации работы в данном направлении служит Республика Татарстан, где в прошлом году депутаты Комитета ознакомились с деятельностью Дома природы ГБУ «Нурлатлес», а также встретились со школьниками, посещающими занятия «экологических классов» в общеобразовательных школах и занимающихся в Центре экологического образования. Мы увидели, насколько активно там ведётся работа. Ученики неоднократно становились победителями экологических и лесных конкурсов между молодежи как в России так и за рубежом.

В качестве ещё одного положительного примера текущей работы хочу назвать состоявшийся в промежуток времени с 18 по 21 мая 2015 года в Тверской области XIIВсероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост». Объединивший детей и подростков из 47-ми субъектов Российской Федерации, конкурс дал возможность на почве общих интересов общаться, расширять кругозор, повышать интеллектуальный и культурный уровень, заводить новых друзей, вдохновил мечтать и стремиться к победе.

Далее, не менее важным элементом системы экологического образования и просвещения следует назвать деятельность общественных организаций.

В этой связи нельзя не упомянуть созданное в 1924 году отделом охраны природы Наркомата просвещения РСФСР Всероссийское общество охраны природы, до сих пор эффективно осуществляющее природоохранную и просветительскую деятельность.

Сегодня же активную природоохранную деятельность ведут десятки общественных организаций по всей территории Российской Федерации. В их числе нельзя не назвать такие, как Российский зеленый крест, Межрегиональные экологические общественные организации «ГРИНЛАЙФ» и «ГРИНЛАЙТ», Неправительственный экологический Фонд имени В.И. Вернадского, Международное экологическое движение «Живая планета».

Под эгидой, в том числе, этих организаций стартовало множество успешных проектов, из которых особенно хочу выделить Всероссийский экологический детский фестиваль «Экодетство», открытие которого прошло 5 июня в Государственном Кремлевском дворце при участии нескольких тысяч молодых экологов со всей страны.

Кроме того, в связи с празднованием в текущем году 70-летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне, множество природоохранных проектов получили мощнейший патриотический импульс в развитии. Ведь чувства гордости за свою страну, за свою историю неразрывно связаны с чувством ответственности перед будущими поколениями - какой Мир мы оставим для наших детей и внуков.

В качестве примера можно привести такие масштабные всероссийские акции, как «Зеленая аллея», в рамках которой 27 мая в Санкт-Петербурге на территории Таврического сада участниками Седьмого Невского экологического конгресса было высажено 70 деревьев. Затем, на территории посёлка Токсово Всеволжского района Ленинградской области в память о жертвах и победах советского народа в Великой Отечественной войне была высажена дубовая Аллея скорби и Победы. 10 июня в Парке Победы на Поклонной горе в честь 70-летия Победы именными деревьями героев Советского Союза была высажена березовая аллея.

Все данные акции привлекли внимание миллионов людей и принесли реальную пользу природе.

Вместе с тем, до сих пор остается немалое количество общественных природоохранных организаций, существующих лишь за счёт энтузиазма и активной жизненной позиции своих членов. Такие организации, их деятельность должны активно поддерживаться и развиваться государством, а для наиболее эффективной реализации гражданских инициатив в области охраны окружающей среды должны быть созданы наиболее благоприятные условия.

Подводя итог всему вышесказанному, в следующий раз подчеркивая важность вопросов формирования экологической культуры и развития экологического образования, как неотъемлемого элемента экологического просвещения, отмечу следующее.

Мы должны направить усилия на обеспечение действительной непрерывности экологического образования. На уровне образовательных стандартов экологическое образование должно преемственно осуществляться на каждом этапе - начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая высшими учебными учреждениями и учреждениями повышения квалификации.

Также верным шагом должно стать развитие законодательного регулирования реализации образовательных программ в области охраны окружающей среды.

Не менее эффективной мерой видится поддержка регионов в целях повышения эффективности исполнения ими своих полномочий по развитию экологического образования. Причем следует говорить, как о методической помощи, так и об адресном финансировании.

Олимпиады, конкурсы, другие образовательные и массовые мероприятия, способствующие закреплению у молодежи знаний в области охраны окружающей среды, должны проводиться системно и, самое главное, в масштабах всей страны.

При этом должен быть взят за основу и культивирован успешный опыт отдельных регионов.

Все данные вопросы были подробно рассмотрены в рамках работы Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 21 мая 2015 года, а предложенные пути решения существующих проблем получили единогласную поддержку более 250 участников расширенного заседания.

Соответствующие рекомендации направлены Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в другие заинтересованные органы государственной власти и в каждый без исключения регион России.

Убежден, по итогам сегодняшнего мероприятия перечень приоритетных направлений работы будет значительно расширен и дополнен благодаря богатому опыту участников заседания, а принятые решения будут способствовать выводу работы на новый качественный уровень.

В этой связи хочу поблагодарить организаторов и участников конференции за активную позицию в вопросах развития экологического образования, а также выразить уверенность в плодотворности организованной дискуссии.

Депутаты Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в свою очередь окажут вам всестороннюю помощь и поддержку. Ведь только совместными усилиями мы сможем эффективно изменить ситуацию в лучшую сторону.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля