Последние новости

Реклама

В.И. Кашин: «Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2014 году и задачи на 2015 год»

ДОКЛАД
Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологи В.И. Кашина

Заседание Итоговой коллегии Росрыболовства «Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2014 году и задачи на 2015 год»

9 апреля 2015 года

Мы собрались с вами сегодня с тем, чтобы подробно и серьезно обсудить актуальные проблемы, накопившиеся в рыбохозяйственной отрасли за прошедший год.

Сегодня Россия, отказавшаяся играть по невыгодным ей правилам, оказалась втянута в полноценную экономическую войну, которую ещё называют «санкциями». И не надо пребывать в иллюзиях, что все это быстро и легко закончится. В этих условиях совершенно естественно, что руководство государства непрестанно говорит об экономическом суверенитете.

В этом суверенитете первейшее, простейшее понятие - продовольственная безопасность. И сегодня речь у нас - о естественных, возобновляемых ресурсах, правильное применение которых способно обеспечить страну продовольствием в промежуток времени любого кризиса. А именно: о рыбе.

Россия имеет выход к 13 морям, а нашими «водными» соседями являются 18 государств. Такого нет ни у одного из государств мира. Добавьте сюда потенциал рыбных запасов России, а он огромен.

Только по минтаю, лососевым, сельдевым, крабам и ряду других мы занимаем ведущее место в мире.

Сегодня в современном глобализирующемся мире - формирование и увеличение конкурентоспособности предприятий рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего сектора экономики выступает одной из основных задач ведущих «рыбных» иностранных государств.

Между тем, все же в XXI веке, в силу ряда политических, экономических и других причин последнего времени, наш рыбный экспорт по существу состоит на 80–85% из сырья, а не переработанной и готовой рыбопродукции.

Большинство проблем отечественной рыбной отрасли имеют давнюю историю и системный характер и, несмотря на их открытость и обсуждаемость, а также действия, предпринимаемые со стороны государства в этом направлении, говорить об устойчивой положительной динамике пока преждевременно.

Рассматривая рыбохозяйственную отрасль, следует отметить, что анализ перспективного планирования, заложенный в Государственной программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса», говорит об отсутствии тенденций к развитию рыбохозяйственной отрасли в будущем.

Для того, чтобы повысить эффективность использования водных биоресурсов и придать импульс развитию отрасли, нужно расширение ресурсной базы рыболовства и увеличение объективности научного отраслевого прогнозирования, создание условий и стимулов для повышения уровня освоения квот и прозрачности отрасли, обновление рыбодобывающего флота, развитие рыбных портов и всей инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса в целом, продвижение российской рыбы на внутреннем рынке.

Очень важная задача, которая стоит перед отраслью, это обновление рыбопромыслового флота, который в настоящее время сильно изношен. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 91,5%, и эта отметка является критической.

Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает 2196 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие.

В последние годы отечественная промышленность на практике не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. В основном в страну ввозятся из-за рубежа бывшие в эксплуатации рыболовные суда.

Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Вместе с тем нынешние кредитные ставки едва ли позволяют частным компаниям осуществить масштабную реконструкцию основных промысловых фондов и, в целом, развивать отечественное промысловое судостроение, а новой редакцией Государственной программы предполагается увеличить количество построенных и модернизированных судов рыбопромыслового флота с государственной поддержкой на 6 единиц, что является крайне низким показателем, безусловно, неспособным изменить существующую ситуацию.

Все мы знаем, что в рыбной отрасли не первый год говорят о необходимости осуществить «таможенную» и «налоговую» амнистию для флота, построенного, модернизированного или капитально отремонтированного за пределами территории ТС.

Ведь сегодня только на Северном бассейне это около 80 рыболовных судов, на Дальнем Востоке таких незаходных около 60 судов. Часть из них куплена или построена за рубежом, часть прошли там модернизацию или ремонт. Они не могут ошвартоваться у мурманского причала, потому что для этого надо уплатить НДС и таможенную пошлину - всего 23 процента от общей стоимости судна (а бывает, его цена превышает 50 миллионов евро). В результате данные суда ловят рыбу, используют нашу квоту, несут российский флаг, собственники - российские фирмы и граждане РФ, а снабжаться, разгружаться, обслуживаться они заходят в иностранные порты. В результате чего ежегодно там остается 6-7 миллиардов рублей.

Важной новостью является рассмотрение и поддержка 11 марта этого года на заседании Правительственной комиссии по таможенно-тарифному регулированию предложения об обнулении ввозной пошлины при доставке рыболовецких судов из-за пределов территории Таможенного союза до 1 января 2018 года.

Далее, согласно порядку, проект решения поступит в Евразийскую экономическую комиссию. Ранее также были подготовлены поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие освобождение от уплаты НДС при ввозе отечественных судов рыбопромыслового флота, в отношении которых за пределами таможенной территории Таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. Такая же преференция была предложена для флота, построенного за пределами таможенной территории ТС иностранными судостроительными компаниями.

В то же время обеспокоенность рыбацкого сообщества вызывает предложение не выдавать разрешения на добычу водных биоресурсов для судов, не прошедших таможенное оформление.

Вместе с флотом нужно модернизировать прибрежную рыбопереработку - это будет дополнительным стимулом для рыбаков привезти рыбу на родной берег. Кроме того, развитие рыбоперерабатывающей инфраструктуры - одна из важнейших социальных задач в прибрежных регионах.

И данную тему мы обсуждаем не первый год, тем не менее ситуация на практике не меняется к лучшему.

Одним из факторов, сдерживающих развитие отраслевой науки, является хроническое недофинансирование исследований. По этой причине несколько лет назад было значительно сокращено количество и продолжительность экспедиционных исследований во всех рыбохозяйственных бассейнах России, что негативно отражается на формировании прогнозов и, соответственно, промысле.

Несмотря на жесткие рамки финансирования, в 2014 г. учёные обеспечивали интересы отечественного рыболовства в рамках 24 многосторонних организаций, в сферу деятельности которых входит сотрудничество в области рыбного хозяйства, и 62 межправительственных соглашений по рыбному хозяйству с 36 странами мира.

уществление добычи (вылова) российскими пользователями водных биоресурсов за пределами ИЭЗ России сегодня нуждается не только в экономической, тем не менее и политической поддержке государства. Так, в Северной Атлантике, особенно в районе архипелага Шпицберген, являющегося зоной традиционных интересов России, очень непросто складываются взаимоотношения с Норвегией. Нуждаются в урегулировании и взаимоотношения с США в Беринговом море.

Иностранные государства, относящиеся к рыболовным державам (ряд стран ЕС, Корея, Чили, Тайвань и др.), начали активное освоение биоресурсов открытого моря Тихого океана, решая стратегическую задачу по их закреплению за собой на длительную историческую перспективу.

Расширение океанического промысла кроме выгод геополитического характера позволит восстановить России утерянный статус ведущей рыболовной державы.

В связи с этим нужно включение в состав научного флота высокоэффективных современных специализированных судов, в том числе для работы в Мировом океане.

Одно из важнейших направлений в охране водных биоресурсов – борьба с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом. Его нельзя ликвидировать силами только одного нашего государства, поэтому задействованы механизмы международных двусторонних договоренностей о сертификации рыбной продукции, подтверждающей легальность вылова. Такие соглашения уже работают с Республикой Корея и КНДР, в 2014 году вступили в силу соглашение России и Китая о сотрудничестве в области противодействия ННН-промыслу и аналогичное соглашение с Японией.

Минимизировать незаконную добычу возможно только пресекая нелегальный оборот водных биоресурсов по всем фронтам – от места вылова до точки сбыта. С учетом дефицита человеческих и технических ресурсов, целесообразно сосредоточиться на борьбе с массовым, промышленным браконьерством.

В декабре 2013 года Правительством Российской Федерации принят национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, согласно которому одной из задач обеспечение мероприятий, направленных на предотвращение участия граждан Российской Федерации в незаконном, несообщаемом и нерегулируемом промысле или его поддержки, в том числе на борту судна, плавающего под флагом иностранного государства.

С точки зрения совершенствования законодательного регулирования указанного вопроса стоит отметить отсутствие в настоящее время механизма, позволяющего в полной мере исполнить соответствующие международные обязательства Российской Федерации.

В целях устранения существующего пробела в Государственной Думой 11 ноября 2014 года принят в первом чтении и в самое ближайшее время планируется к принятию во втором и третьем чтении законопроект № 600511-6 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море», предусматривающий изменения в Закон о рыболовстве, согласно которому промышленное рыболовство с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации в открытом море, должно осуществляться в соответствии с особенностями рыболовства, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, с административной ответственностью за их нарушение.

Принятие указанного законопроекта послужит укреплению законности рыболовства, осуществляемого российскими судами в районах открытого моря.

Аквакультура является самым быстрорастущим продовольственным сектором, на который сегодня приходится почти 50% рыбы, потребляемой в пищу в мире.

Россия пока не входит в список лидеров в области аквакультуры. Для сравнения: пищевая продукция отечественного рыбоводства в 2014 году составила по экспертным оценкам более 160 тыс. тонн. Таким образом, доля объёма товарного рыбоводства в структуре отечественной рыбопродукции не превышает 3,5%.

На огромной территории России с её многообразием водоемов, имеется возможность выращивать разные виды рыб, беспозвоночных и водорослей. Водный фонд нашей страны составляет свыше 20 млн. гектаров озер, около 5 млн. га водохранилищ, около 0,4 млн. гектаров прибрежных морских акваторий, более 1 млн. гектаров сельскохозяйственных водоемов и почти 150 тыс. гектаров прудов рыбохозяйственного назначения.

При этом по плану к 2020 году в этом секторе будет производиться порядка 330–350 тысяч тонн.

В то же время отмечается ежегодно увеличивающийся импорт продукции аквакультуры, что ставит страну в зависимость от зарубежных товаропроизводителей.

В 2013 году предприняты шаги, какие создают основание для успешного развития отечественной аквакультуры. В частности, принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Развитие отечественного товарного рыбоводства невозможно без поддержки основополагающих направлений, таких как развитие собственного кормопроизводства для рыбной отрасли, возведение смолтовых заводов, развитие переработки рыбной продукции и логистических центров.

Учитывая необходимость усиления инвестиционной активности в сфере товарного рыбоводства, субъекты аквакультуры должны иметь доступ к общепринятым в сельском хозяйстве мерам государственной поддержки.

В целом, рассматривая задачу финансового обеспечения отрасли, очевидно, что средства, предусмотренные государственной программой на развитие аквакультуры, не могут быть признаны достаточными в текущей ситуации. Необходимы дополнительные ассигнования на развитие аквакультуры, в том числе на субсидирование процентных ставок, экономически значимые региональные программы, а также экосистемные исследования по подпрограмме «Развитие аквакультуры».

Комитет в рамках существующего бюджетного финансирования неоднократно заявлял не только о необходимости увеличения бюджетных средств на данные цели в 2015 году не менее чем на 1 млрд. рублей, тем не менее и рассмотрении возможности корректировки указанной суммы с учетом с учетом ключевой ставки Центрального банка России.

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, несмотря на сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета не должны быть уменьшены расходы на поддержку поселкового хозяйства, что в полной мере относится и к товарной аквакультуре.

Несмотря на это в проекте о корректировке бюджета на 2015 год, который в настоящее время принят во втором чтении, предусматривается сокращение финансирования Подпрограммы «Развитие аквакультуры» на 356,6 млн.руб. (с 3 321,3 млн.руб. до 2 964,6 млн.руб.).

Безусловно, без необходимого финансирования со стороны государства эффективность развития товарного рыбоводства и расширения объемов потенциального вылова (разведанных запасов) сомнительна.

Отмечу, что адекватная государственная политика, направленная на формирование и реализацию механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие аквакультуры, активизацию международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства являются залогом успешного функционирования российского рыбохозяйственного комплекса, в том числе в равных конкурентных условиях с развитыми странами. Добиться этого и есть наша основная задача.

Завершая свое выступление, от всей души поздравляю участников Коллегии с грядущими праздниками и желаю крепкого здоровья, благополучия, новых успехов во всех делах и начинаниях.

Спасибо за внимание!

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля