Последние новости

Реклама

Атака на победителей. Почему Альфред Кох предложил провести Парад Победы в Берлине, а американские СМИ - в Киеве

На фоне спекуляций о том, кто из европейских лидеров приедет в Москву на празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, многие граждане стремятся поделиться своим неортодоксальным взглядом на историю. Так, бывший вице-премьер РФ, а ныне «независимый писатель, издатель, блогер и журналист» Альфред Кох на своей странице в «Фейсбук» задался вопросом, зачем День Победы отмечать в Москве. «Почему не в Лондоне? Почему не в Вашингтоне?», - размышляет Альфред Рейнгольдович. «Потому, что Советский Союз внёс решающий вклад в победу над нацистской Германией», - ответит недоумевающий обыватель, тем не менее и на это у Альфреда Коха найдется ответ.
Оказывается, «теория «решающего вклада» не разделяется всем мировым сообществом», в потерях СССР виновато собственное неэффективное руководство, «конфликт с Гитлером был ситуативным, а не стратегическим», а «пакт Молотова-Риббентропа не позволяет СССР иметь репутацию непреклонного и последовательного борца с немецким фашизмом». Поэтому, чтобы никому не было обидно, День Победы над нацизмом необходимо праздновать в Берлине, его колыбели. «В конечном итоге - немецкий народ был также освобожден от Гитлера», - приходит к выводу Кох.

Бывший вице-премьер, кстати, не одинок в своих идеях. Американское издание Los Angeles Times написало, что не Столица России, а Киев должен стать местом проведения торжеств по случаю 70-летия Победы над фашистской Германией. Правда, даже LA Times, в отличие от Альфреда Коха, признает, что «Красная Армия приняла на себя главный удар в борьбе против вермахта, за что Советскому Союзу пришлось заплатить ужасную цену». Просто парад в Киеве позволит мировым лидерам отдать память тем, кто боролся с фашизмом, «не на условиях Путина».

Похоже, не все мировые лидеры прислушиваются к Los Angeles Times и Альфреду Коху. Уже подтверждено участие как минимум 26 глав государств в мероприятиях по случаю Дня Победы. Более того, принять участие в торжествах может и канцлер Германии Ангела Меркель, первоначально сообщившая о своем отказе, как и Франсуа Олланд с Дэвидом Кэмероном. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров рассказал, что Меркель согласилась прибыть в Москву, хотя параметры её участия сейчас уточняются. Ранее СМИ писали, что канцлер может приехать в столицу России 10 мая, чтобы возложить венок к Могиле Неизвестного Солдата.

Тем не менее, у поста Альфреда Коха почти шесть тыс. «лайков» и 700 «репостов». И Вправду ли данные люди верят, что «Москва реально не может претендовать на роль «столицы Победы»?

- Я не знаю ни одного серьезного зарубежного историка, который профессионально занимается исследованиями Второй мировой войны и всерьез сомневается в том, что именно Советский Союз внёс решающий вклад в разгром фашистской Германии, - говорит заместитель директора Института российской истории РАН Сергей Журавлев. - Тем Не Менее сегодня ситуация все больше напоминает Холодную войну. Политики используют Вторую мировую, чтобы подтвердить свою точку зрения или опровергнуть мнение противника. Достаточно вспомнить министра иностранных дел Польши, который недавно утверждал, что Освенцим освобождали только украинские войска.

Но хочу обратить внимание, что между подобных высказываний не было ни одного комментария серьезных западных учёных. Они прекрасно понимают, что есть неоспоримые факты и доказательства того, что на Восточном фронте происходили основные события Второй мировой войны. Первый фактор, который характеризует решающий вклад Восточного фронта – это концентрация войск и военной техники. До открытия второго фронта в Европе на Советско-германском фронте в среднем находилось в 15-20 раз больше войск Германии и её союзников, чем на других фронтах – в Северной Африке, Италии - где действовали силы США и Англии. Даже после высадки в Нормандии в 1944, когда Германия вынуждена была перебросить значительное количество дивизий на Запад, на Восточном фронте оставалось в два-три раза больше германских войск.

Второй фактор – концентрация военной техники. Такого количества техники Германии и её союзников, как на Восточном фронте, не было нигде. По подсчетам специалистов, около 75% танков, примерно столько же авиации и артиллерии Германия потеряла именно на Востоке. Это говорит об ожесточенности боев - и это ещё один фактор, который учитывают историки. Фронт месяцами может существовать без активных боевых действий. Совсем другая картина, когда там ежедневно происходят перестрелки, столкновения и даже рукопашные схватки. Историки, какие занимаются подсчетом частотности боестолкновений и ожесточенности боевых действий, признают, что Восточный фронт в этом отношении не имеет аналогов, так как примерно 90% времени там шли постоянные боевые действия либо перестрелки.

«СП»: - То есть заявление, что «весь мир не признает теорию решающего вклада», не имеет под собой оснований?

- Ещё в промежуток времени Холодной войны велись постоянные попытки принизить значение Сталинградской битвы, Московского сражения и битвы на Курской дуге, и выставить в качестве основных битвы, в которых участвовали союзники. Тем Не Менее сегодня все историки сходятся на том, что решающая битва Второй мировой – Сталинград. И не только потому, что Гитлер впервые потерпел сокрушительное поражение. Все историки считают её поворотной точкой войны, и серьезных разногласий по этому поводу нет.

Можно взять и такой фактор, как боевые потери вермахта. Статистика показывает, что на Востоке погибло в боях или от ран значительно больше немцев и солдат стран Оси, чем на Западных фронтах. Можно спорить по поводу цифр, кто-то считает больше в одну или другую сторону. Тем Не Менее порядок цифр абсолютно убедительно доказывает, что Восточный фронт был решающим во Второй мировой войне. Я бы не советовал политикам, если они не знают историю, лезть в данную область, потому что можно показать себя некомпетентным человеком и подорвать свою репутацию.

«СП»: - Несмотря на охлаждение отношений, Ангела Меркель, скорее всего, примет участие в торжествах по случаю Победы. Чем это объясняется?

- У немцев до сих пор есть комплекс вины по отношению к Советскому Союзу. Первые годы немцы предпочитали вообще не говорить о Второй мировой войне и периоде нацизма. Это было так страшно и так недавно, что трогать данную тему было болезненно. Изучение в Германии этих событий началось только в 60-70-е годы, уже в условиях Холодной войны. Тем Не Менее даже тогда немцы проявляли намного больше объективности, чем американцы и англичане.

При этом немцы долго пытались стоять на том, что зверства против мирного населения совершали только те, кто служил в спецподразделениях – СС, СД и других - чтобы обелить рядовых солдат. Только в конце 70-х, когда открыли архивы, в Германии прошли шокирующие местное население выставки, какие доказывали, что рядовые солдаты в той же степени повинны в издевательствах над советскими людьми. В Германии до сих пор идут открытия, и это не дает немецкому обществу забыть трагические стороны войны.

Я знаком с историками - потомками солдат, воевавших в России. Один из них, Йохен Хелльбек, недавно издал книгу на немецком языке, в апреле она выйдет на русском, под названием «Сталинградские протоколы». Это стенограммы интервью участников и свидетелей Сталинградской битвы, взятые сразу после боев. Эта книга лишний раз доказывает гигантское значение Сталинградской битвы. Сам Хелльбек - сын немецкого солдата, который воевал под Сталинградом, и отец много рассказывал ему о тех событиях. Таких историков, какие воспринимают историю Второй мировой, как свою личную, ещё много. Они понимают, что было совершено фашистами в отношении советских граждан.

Думаю, именно поэтому Меркель, понимая общественные настроения в Германии, не может игнорировать их. Она знает, что вина немцев перед советскими, российскими гражданами существует, и не сможет вести себя так, как, к сожалению, ведут себя некоторые представители современной польской, американской или британской политической элиты. Конечно, она приедет на празднование, хотя бы для того, чтобы возложить венок к Могиле Неизвестного Солдата.

С коллегой согласен директор фонда «Историческая память» Александр Дюков.

- Высказывания господина Коха на историческую тематику всегда вызывают сложные чувства. Как правило, это бурный восторг, как трудно представить себе более дикие комментарии. Как бы ни старались восточноевропейские политические элиты сформировать представление о Второй мировой войне, в рамках которого Советский Союз был бы агрессором, этого не происходит. В той же Германии и историки, и политики прекрасно знают, чем была эта война, и кто внёс решающий вклад в победу.

В скором времени выйдет российско-германский учебник истории, над которым работала совместная группа авторов, в том числе из Института всеобщей истории РАН. Насколько я знаю, в этом учебнике сюжеты, связанные с вкладом Советского Союза в победу над нацистской Германией, никем не ставятся под сомнение. То, что говорит Кох, свидетельствует не о восприятии роли СССР во Второй мировой войне в Европе, а о восприятии этой роли окружением Коха.

«СП»: - Как можно прокомментировать его слова, что Советский Союз не был «последовательным борцом с фашизмом»?

- По этой логике в мире не было вообще ни одного последовательного борца с фашизмом. Как известно, пакту Молотова-Риббентропа предшествовал Мюнхенский сговор, которым Чехословакия была отдана на растерзание нацистам. Та же Польша в 1938 году не просто участвовала в Мюнхенском сговоре, тем не менее и захватила часть Чехословакии. Я бы желал посмотреть, как господин Кох выступит в Варшаве с заявлением о том, что Польша не боролась с нацизмом. Лучшее подтверждение того, что СССР последовательно боролся с фашизмом – то, что над Рейхстагом было поднято именно Красное знамя. По-моему, это гораздо более наглядный пример, чем любые заключения господина Коха.

Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян считает, что большая часть «лайков» к противоречивой записи исходит не от российской, а от украинской аудитории.

- По постам Коха и его приятеля Рабиновича в «Фейсбуке» в последнее время, по-моему, очевидно, что у людей затяжной кризис пост-среднего возраста. Они полностью перенеслись в виртуальное пространство. Честно говоря, не понимаю, зачем мы их масштабируем и делаем из них информационный повод.

«СП»: - Тем Не Менее, тем не менее, «лайков» он собрал почти шесть тысяч…

- И как минимум пять с половиной - от украинских пользователей. Я, конечно, не считал их лично, тем не менее если проверить, уверен, что так и окажется (беглое знакомство со списком «лайкнувших» пользователей подтверждает, что украинцев между них и вправду много. – прим. авт.) Кох делает такие комментарии не для россиян, а для своей аудитории в «Фейсбуке», которая на 75-80% состоит из украинцев. Причем украинцев наиболее радикального склада.

Украинские пользователи вообще более активны в «Фейсбуке», чем россияне. Большая часть российской аудитории сидит в отечественных социальных сетях, «Вконтакте» и «Одноклассниках». А на Украине произошла массовая миграция в «Фейсбук». Украинцы гиперактивны, шастают по страничкам и ищут подобные высказывания, чтобы их «залайкать». Их огромное количество между подписчиков Коха. По большому счету, Альфред Кох сегодня – украинский блоггер.

«СП»: - Тем Не Менее ведь и россияне там есть?

- Понятно, что есть психически нездоровые люди, городские сумасшедшие, какие могут все это поддерживать. Может быть, на всю страну таких людей наберётся тыс. пятьдесят. Понятно, что значительная их часть присутствует в соцсетях. Если почитать комментарии, даже на «Свободной прессе», в этом можно легко убедиться. Проблема в том, что городские сумасшедшие в интернете гораздо активней, чем здоровые люди. Они могут за один день оставить десять тыс. комментариев. В результате складывается впечатление, что больных очень много. На самом деле это не так, просто они очень активные.

Известный телеведущий Владимир Соловьев дал резкую оценку предложениям Альфреда Коха о переносе Парада Победы из Москвы.

- Коху необходимо думать перед тем, как что-то писать...

«СП»: - У него довольно много сторонников.

- А что вас удивляет? Армия Власова также была большой. Врагов много. Причем в этом случае это не пятая колонна, не либералы, а именно враги. Человек, отрицающий великую роль Советского Союза в войне, противоречит тому, что говорили даже Черчилль или Рузвельт. Видимо, Кох совсем потерял не только ощущение реальности, тем не менее и малейшие представления о совести. У меня вопрос даже не к нему, а к тем, кто назначал его на государственные должности.

Мы, евреи, относимся к этому просто. Отрицание Холокоста во многих странах преследуется по закону. Мы умеем бороться за нашу историческую память. Хотелось бы, чтобы и наследники великой советской Победы переняли данный опыт.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля