Последние новости

Реклама

Министерство финансов РФ опубликовало предсказуемый проект поправок в федеральный бюджет на 2015-2017 гг.: вычли миллиарды из одних статей и прибавили те же деньги к другим. В проекте расходы госказны сокращены на триллион рублей, реальная экономия с учетом новых расходов на индексацию заработных плат и пенсий, а также дополнительных трат в связи с валютными скачками, составила порядка 0,3 трлн руб. Согласно поправкам, больше других от секвестра пострадают стабильно недофинансируемые отрасли и ведомства, одновременно снижается приток бюджетных средств в стратегическое для сегодняшнего дня направление – национальную экономику. Урезаны расходы на развитие Дальнего Востока, межбюджетные трансферты,  и, словно в оправдание, повышены социальные расходы. Тем Не Менее когда речь идёт не просто о балансе бюджета, а о развитии страны в кризисные годы, простых арифметических действий недостаточно. 
По расчетам Минфина, доходы бюджета в 2015 г. будут меньше утвержденных на 17%, в госказну поступит только 12,4 трлн руб. Поэтому в правительстве попытались уменьшить расходы. Тем Не Менее, несмотря на все усилия и даже полное прекращение финансирования отдельных ФЦП, Минфин добился экономии в 2%. Дефицит бюджета составит 3,8% ВВП, латать дыру правительство планирует с помощью средств Резервного фонда. Он, к слову, также прохудился.

В январе глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что предложит сократить все статьи бюджета на 10%, за исключением защищенных. На деле же секвестр оказался неравномерным и в отношении отраслей, и по линии министерств.

На 18% уменьшен бюджет Министерства природных ресурсов и экологии, ведомство в 2015 г. получит 18,5 млрд руб. Серьезно урезаны "экологические" программы: ФЦП "Чистая вода" и "Охрана озера Байкал". В рамках первой проводится софинансирование замены водопроводной и канализационной сети, возведение очистных сооружений, подведение центрального водоснабжения. ФЦП не финансировалась госбюджетом в 2014 г., а, значит, регионы также не направляли свои деньги. На текущий год правительство заложило  2 млрд руб., тем не менее Минфин решил полностью отказаться от этих трат. Ещё более 1 млрд руб. забрали у Байкала, уменьшив ФЦП на 25%. Таким образом, небольшой по объемам финансирования раздел "Охрана окружающей среды" потерял 9 из 46 млрд руб., заложенных в бюджете – 16,4%.

Минфин принес в жертву и самый крупный раздел - "Национальная экономика", который должен был получить 1,9 трлн руб. Он сократился в том числе за счёт ФЦП по развитию отдаленных территорий России. Совсем недавно полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил заманивать жителей страны в ДФО бесплатными земельными участками.

"Мы желаем предложить создать механизм бесплатного выделения каждому жителю Дальнего Востока и каждому человеку, который желал бы приехать на Дальний Восток, одного гектара земли, который может использоваться для ведения поселкового хозяйства, для создания бизнеса, лесного, охотничьего хозяйств", - предлагал Трутнев президенту Владимиру Путину.

Сама по себе идея могла бы быть жизнеспособной при условии, что государство позаботится о создании необходимой для жизни инфраструктуры. На это нацелена ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и байкальского региона", за которую получил награду вице-премьер Игорь Шувалов. Возведение автомобильных дорог, аэропортовых комплексов, разъездов БАМа – на данные цели до 2018 г. было запланировано выделить из госбюджета 570,3 млрд руб. В 2015 г. из этой суммы в ДФО должно было отправиться 37,1 млрд руб. Тем Не Менее в поправках Минфина сумма уменьшена в реальных условиях вдвое – до 19,2 млрд руб. Это сводит на нет все предыдущие инициативы по ускоренному освоению региона, которым интересуются наши восточные соседи.

"Создается впечатление, что под треск и грохот крымско-донбасской эпопеи идёт тихая сдача Дальнего Востока. Его сейчас просто бросают. Нам говорят, что денег нет, тем не менее при этом никто не собирается отказываться, например, от Чемпионата мира по футболу 2018 г. А до него должен пройти кубок конфедераций, потом красноярская олимпиада в 2019 г. Там же будут потрачены десятки миллиардов долларов. Почему бы не отказаться от этого, и сохранить финансирование программы для Дальнего Востока? Проекты были тщательно отобраны, они прошли сквозь фильтр, программа не бросовая. Нам говорят: доходы бюджета упали из-за падения цен на нефть. Тем Не Менее ВВП страны недомонетизирован наполовину. Можно допечатать деньги, раскидать их на поддержку реального сектора, сэкономив бюджетные средства. Оказывать помощь сельскому хозяйству за счёт долгих кредитов из эмитированных денег. И часть этих кредитов отдать на Дальний Восток. Такие кредиты будут экономить бюджетные деньги. Я расцениваю инициативу Минфина, как полную недееспособность нынешней власти в экономике. Я всегда говорил, что РФ погибнет от того, что великодержавная внешняя политика совмещается с совершенно противоречащим экономическим курсом", - поделился своим мнением с Накануне.RU публицист, футуролог Максим Калашников.

Аналогичная ситуация складывается и с программой развития Калининградской области, её сократили на 27,4%, оставив 8,3 млрд руб., территории Северо-Кавказского ФО получат деньги в реальных условиях в полном объеме – Минфин предлагает сэкономить по ФЦП "Юг России" 3,4%.

Повышение безопасности воздушных полетов, на которое нацелена ФЦП "Модернизация единой системы организации воздушного движения РФ", не в приоритете Минфина. Поправками объём программы на 2015 г. уменьшен на 72% и вместо почти 2 млрд руб. на системы аэронавигации и закупку вертолетов и самолетов выделено лишь 715 млн руб. Правительство говорило о сокращении неэффективных расходов, и можно предположить, что на решение кабмина повлияла последняя проверка Счетной палаты: аудиторы в феврале обвинили Росавиацию в необоснованных расходах по этой программе, сумма нарушений – свыше 100 млн руб.

"Как показала проверка, не достигнуты плановые значения индикаторов и показателей программы. Не введено в эксплуатацию ни одного из 20 запланированных узлов опорной сети цифровой сети интегрированной фиксированной связи. Автоматизированных приемно-передающих центров из 55 введено лишь 29. Из запланированных двух авиационных поисково-спасательных центров, в эксплуатацию не введено ни одного", - говорится в заключении аудиторов.

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин отмечает, что часть расходов Минфин и вправду мог сократить, опираясь на эффективную работу отдельных ведомств и чиновников. Тем Не Менее принципиальный отказ от развития, который оформлен этими поправками точно так же, как и бюджетами прежних лет, является неприемлемым.

"Нужно понимать, что в условиях кризиса, который будет носить долговременный характер, единственный способ развития – модернизация инфраструктуры. В силу самой природы инфраструктуры, бизнес не может справиться с этой задачей, потому что результат достается всем, а расходы несет лишь один. Объективно государство должно заниматься решением этой проблемы. Отказ от модернизации инфраструктуры – это не просто отказ от развития, это отказ от существования России в перспективе ближайших десяти лет. По-человечески понятна позиция бухгалтеров Минфина, какие ищут, где бы срезать расходы. И мы прекрасно знаем, с какой эффективностью у нас работает Министерство Дальнего Востока и некоторые другие ведомства, и можно предположить, что сокращенные программы были достаточно масштабные. Тем Не Менее подобные подходы приведут к тому, что Калининградская область вновь станет Восточной Пруссией в составе Великого Рейха, а территория к востоку от Урала, как грезит известный член РАН господин Пивоваров, выйдет из-под контроля РФ. При всей политической понятности подобного подхода, они вряд ли могут быть приемлемы в рамках Российского государства", - рассказал Накануне.RU Михаил Делгяин.

Почти не пострадал раздел "Общегосударственные вопросы", в нем закладывается содержание чиновников правительства и депутатов. Секвестр минимальный – 2,4%, то есть 24 млрд руб. из более, чем 1 трлн руб. Дело в том, что финансирование отдельных министерств не уменьшилось, а увеличилось. Так, траты на МИД взлетели на 32% из-за роста внешних обязательств на фоне девальвации рубля. Работа дипломатов стоит бюджету 76,7 млрд руб., при этом, со ссылкой на те же внешние обязательства, Минфин увеличил и свой бюджет на 7% до 4,5 млрд руб. Добавили денег Рособрнадзору (1,1 млрд руб.), Федеральному агентству по делам содружества независимых государств (2,5 млрд руб.).

Из-за возросшей инфляции, на 5% (до 4,2 трлн руб.) решено увеличить финансирование социальной политики. Второй укрупненный раздел – обслуживание муниципального и государственного долга. На данные цели Минфин предлагает дополнительно выделить 136 млрд руб., конечный объём статьи – 585 млрд руб. На сегодняшний день внутренний государственный долг РФ составляет 10,9 трлн руб., в январе он вырос на 100 млн руб. Внешний, напротив, сократился на $50 млн до $54,3 млрд. Последние годы он увеличивался без каких-либо причин: госбюджет принимался с профицитом, а "нефтегазовая кубышка" разбухала. По мнению независимого экономиста Владислава Жуковского, это говорит о том, что правительство, влезая в долги при избытке денег, действовало в интересах Федеральной резервной системы США.

"Это нонсенс – долг создается ради долга. Деньги занимают не для создания научно-технического потенциала или модернизации. Их занимают только для того, чтобы откладывать во внебюджетные фонды. Зная политику Минфина, можно сказать, что заимствования продолжатся, чиновники не знают другого способа пополнить бюджет. Вместе с тем они будут резать расходы и параллельно проводить коммерциализацию социальных услуг. Скачок бюджетных расходов на обслуживание бюджетных догов связан с увеличением стоимости заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Стоимость займов растет пропорционально росту ключевой ставки. ЦБ сначала убивает валютный рынок, подыгрывает спекулянтам и олигархам, а потом делает заимствования недоступными", - прокомментировал Накануне.RU ситуацию Жуковский.

О том, как будут обслуживать свои долги регионы, финансисты правительства не подумали – межбюджетные трансферты сокращаются на 9,4%, субъекты получат 619 млрд руб. По информации того же Минфина, на 1 января 2015 г. суммарный объём госдолга всех субъектов вырос на 20% до 2 трлн руб. Муниципалитеты задолжали ещё 313 млрд руб., сумма по сравнению с прошлым годом возросла на 8%. В 2014 г. госдолг рос вместе с доходами бюджетов, уменьшились поступления только в пяти субъектах. Тем Не Менее выплачивать кредиты регионы будут уже в условиях кризиса. По информации РИА "Рейтинг", у десяти субъектов отношение госдолга к доходам составляет более 100%, у 46 регионов – более 50%. И только у шести субъектов уровень долговой нагрузки меньше 10% от доходов. Если в 2014 г. долг повышался на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ на 12% (снижение продемонстрировали только пять регионов), то сейчас дополнительных поступлений ждать неоткуда, и обслуживать кредиты субъекты будут в условиях дефицита средств.

Минфин стремится сократить расходы, реальные же антикризисные меры заключаются в том, чтобы сократить грабительство.

"Когда по экспертным оценкам до 30% госзаказа расходуется неэффективным образом – это была корректная формулировка, которая означает разбазаривание средств или их грабительство, это вряд ли может быть признано рациональным.  Сокращение расходов необходимо осуществлять в первую очередь в виде сокращения коррупции, разгильдяйства и никому ненужных представительских расходов. Правда, по последнему пункту некоторые улучшения происходят. Это должно касаться не только расходов государства в узком смысле, в виде федерального бюджета, тем не менее и расходов госкорпораций, внебюджетных фондов, в первую очередь – пенсионного и фонда ОМС, расходов местных властей и региональных бюджетов", – говорит Михаил Делягин.

Также, по мнению экономиста, средства Резервного фонда и ФНБ необходимо направлять не на финансирование дефицита, как планирует Минфин, а на модернизацию производственных мощностей в стране для оживления экономической конъюнктуры.

Поправки в бюджет должны быть одобрены депутатами, тем не менее не все народные избранники поддерживают Минфин в стремлении сократить все статьи ради уменьшения дефицита. Депутат Госдумы от Тюменской области Вячеслав Тетекин рассказал Накануне.RU, что правительство Медведева и конкретно Минфин расписались в непрофессионализме ещё на стадии верстки бюджета.

"Уже в прошлом году было ясно, что мировые цены на нефть слабеют, тем не менее они все равно заложили в бюджет абсолютно нереалистичную цифру в 100 долларов за баррель. Поэтому сейчас необходимо лихорадочно пересчитывать бюджет и решать, где и что урезать. Порочна сама философия формирования этого бюджета. Необходимо наращивать доходную часть бюджета, вот чем необходимо заниматься в первую очередь. Возможности для этого существуют и они лежат на поверхности. Вместо этого - обсуждается совершенно популистское решение о сокращении зарплат депутатам на 10%. Я, как депутат Госдумы, поддерживаю это решение, потому что не может быть такого, чтобы депутаты жировали, когда остальной народ теряет свое благосостояние. Тем Не Менее за неделю до этого Госдума отвергла предложение о введении прогрессивного налога в размере 28%. Вот это главный источник доходов бюджета – обложите данью сверхбогатых. Это нормальная мировая практика. По нашим подсчетам, введение прогрессивной шкалы дало бы в федеральный бюджет 1 трлн руб., деньги бы закрыли все дыры. Правительство не желает этим заниматься, оно верит в то, что цены на нефть вырастут, и мы решим все проблемы. Такого не будет. Страна, наконец, должна начать производить. В угоду экспортерам нефти мы угробили нашу обрабатывающую промышленность. И с падением мировых цен на нефть мы оказались в этом глубочайшем кризисе. Необходимо не просто сокращать расходы, а решать задачу пополнения казны", - считает депутат.

 

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля