Последние новости

Реклама

19 февраля 2015 года Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии проведены парламентские слушания на тему: «Правовые и экономические аспекты повышения эффективности и развития лесного комплекса Российской Федерации».
Вопросы развития лесного комплекса, создания мощностей по глубокой переработке древесины и освоения новых лесных массивов, рациональной организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, перехода к устойчивому лесопользованию и интенсивному ведению лесного хозяйства носят общенациональный характер, так как затрагивают стратегические интересы Российской Федерации в условиях мировой интеграции и должны решаться при активном участии государства.

Целью парламентских слушаний являлось широкое общественное обсуждение и определение перспективных направлений развития лесного комплекса, повышения его эффективности, в том числе путём создания действенных механизмов государственно-частного партнерства, поиск оптимальной экономической модели в лесном секторе и другие вопросы.

В парламентских слушаниях приняли участие около 250 человек, в том числе депутаты Государственной Думы, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентик, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.В. Каламанов, представители Минэкономразвития России, МВД России, Росстата, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ,  Торгово-промышленной палаты РФ, органов государственной власти  более чем 40 субъектов Российской Федерации, представители научного сообщества, бизнес-сообщества, общественных, в том числе природоохранных организаций, эксперты Комитета.

Председатель Комитета Владимир Иванович Кашин, открывая парламентские слушания своим докладом, отметил, что последние десятилетия характеризовались нестабильностью как в правовом поле, так и в системе управления лесным сектором. Перманентное и не слишком успешное его реформирование привело к снижению значимости как отдельной отрасли экономики, к ослаблению правового статуса лесов, и, как следствие, к деградации лесных экосистем, возрастанию рисков чрезвычайных ситуаций природного характера, увеличению размеров причиняемого ими ущерба, резкому сокращению научного и кадрового потенциала, нарушению институциональных и экономических связей в лесном хозяйстве и лесной промышленности, разбалансированности в управлении и координации в лесном комплексе.

Наращивание мощностей по глубокой переработке древесины внутри страны идёт малыми темпами, инвестиции поступают, тем не менее в минимальном объеме. А ведь наши зарубежные коллеги совсем иначе относятся к этому вопросу. Одним из ключевых направлений качественного технологического развития в лесном секторе экономики являются биотехнологии. У нас же этим вопросам пока внимание уделяется только на бумаге.

Институт приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов пока не оправдывает в полной мере тех ожиданий в модернизации лесопромышленного производства, какие с ним изначально связывались.

«Посмотрите, какой дисбаланс, - привел пример Владимир Иванович,- государство предоставляет лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, ряд преференций: заключение договоров аренды лесных участков без проведения аукциона, двукратное снижение размера ставок платы за использование лесов на срок окупаемости проектов, и т.д. И что взамен? Арендаторы поголовно не занимаются нормально лесовосстановлением (они называют это «воспроизводством путём содействия естественному возобновлению»), цинично сводя «под ноль» транспортно доступные леса вдоль имеющихся путей сообщения; под созданием лесной инфраструктуры зачастую подразумевают простое грейдирование грунтовок. Мы видим даже стремление узаконить данную ситуацию – было уже несколько попыток внесения на рассмотрение Государственной Думы соответствующих законопроектов, отменяющих или снижающих лесохозяйственные ограничения (в том числе по возрастам рубок) на рубки в целях заготовки древесины. На таких условиях это не государственно-частное партнерство, а игра «в одни ворота»!», – считает Председатель профильного Комитета Государственной Думы.

В своем выступлении Владимир Иванович также осветил другие проблемы лесного сектора России, а именно самовольные и необоснованные рубки, часто при попустительстве местных властей, самовольный захват и изменение целевого назначения лесных земель, увеличение повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней и т.д.

«Основу устойчивого развития в лесном секторе, – сказал Владимир Иванович, - составляет стабильность и прозрачность соответствующей нормативной правовой базы, понятность для правоприменителей и прозрачность для общества принимаемых решений и упорядоченность проводимых реформ». В этой связи Владимир Иванович акцентировал внимание участников Форума на законодательной деятельности Комитета по совершенствованию лесного и смежного законодательства, подробно остановившись на каждом из принятых и вступивших в силу в 2014 году изменений, а также презентовав приоритетные законопроекты, находящиеся сегодня в портфеле Комитета.

Завершая доклад, В.И. Кашин отметил, что единственным по-настоящему невосполнимым ресурсом (в отличие от лесов, обладающих уникальной способностью к самопроизводству) является время, много которого, к сожалению, в недавнем прошлом потрачено впустую или того хуже, во вред.  «Сегодня мы живем в сложное, тем не менее уникальное по своим возможностям время, когда у нас имеются все предпосылки для смены вектора деградации на вектор развития в лесном комплексе. В наличии имеется и политическая воля, и программные инструменты, и широкие возможности для продуктивного диалога в рамках реализации государственной лесной политики. Я приглашаю всех участников сегодняшнего мероприятия к слаженной работе, мы ждем свежих идей и  конструктивных предложений в контексте рассматриваемой темы», - заключил Владимир Иванович.

Парламентские слушания были продолжены докладами заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Руководителя Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентика, заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.В. Каламанова, депутатов Государственной Думы М.Е. Яшина и В.Е. Позгалева, Председателя Сахалинской областной Думы В.И. Ефремова, заместителя председателя Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по природопользованию и экологии Ю.П. Шуваева, ректора Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, заслуженного деятеля науки РФ А.П. Петрова и других почётных гостей.

По итогам обсуждения специалисты лесной отрасли пришли к общему мнению, что успешная реализация системы мероприятий по выводу из кризиса и стимулированию развития лесного сектора экономики возможна только при комплексном подходе к решению вышеназванных проблем. Это объясняется тем, что ресурсное, экономическое и экологическое состояние двух основных сфер лесного сектора экономики - лесного хозяйства и лесной промышленности - находится в жесткой взаимозависимости и оказывает первостепенное влияние на уровень эффективности друг друга. В этой связи в первую очередь нужно задуматься об изменении экономической модели в лесном секторе, и перейти от административного установления размеров обязательных платежей на основе устаревших нормативов, разработанных 20-30 лет назад в принципиально иных экономических условиях, к комплексной экономической оценке лесных ресурсов и определению размера платы за использование лесов на основе анализа рыночного спроса и предложения на древесину и иные лесные ресурсы.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля