Вечером 29 октября в
Севастопольском театре для детей и
молодежи ТБМ проходили общественные
слушания на тему «Нужен ли детский театр
Севастополю?» Собравшаяся общественность
в один голос заявила, что театр нужен, и
предлагала решения, как сохранить труппу
и решить «квартирный вопрос» театра.
Нет тепла, кресел и
помещений
В повестке дня ведущий
слушаний актер Олег Флеер объявил сразу
несколько тем: творческие достижения
театра, проблемы и пути их решения,
обсуждение и «разное». Об успехах театра
было сказано немало добрых слов,
перечислены награды на фестивалях,
озвучено количество постановок, сыгранных
спектаклей и посмотревших их зрителей.
И вроде все хорошо, а труппа разваливается,
актеры собираются покидать театр.
«Нам давали множество
советов, как зарабатывать деньги в
условиях рыночной экономики. Можно, как
в цирке, продавать на входе леденцы,
сладкую вату, трясти перед носом у
малышей всякими сверкающими шариками,
дудками, побрякушками. Можно устраивать
шоу-программы, работать на праздниках,
утренниках, свадьбах, корпоративах и
так далее. Но превращаться в еще одну
коммерческую шоу-студию мы не хотим.
Все таки мы классический детский театр
и наша функция не только развлекать, но
и просвещать, воспитывать», — считает
зам директора по организации зрителей
Ирина Цхай.
Актеры и руководство
театра вполне осознают, что театр должен
ставить такие спектакли, чтобы зрители
приходили на них снова и снова, что
премьеры должны быть как можно чаще,
что спектакли должны идти почти ежедневно.
Тогда театр сможет зарабатывать деньги
на свое содержание сам и зарплаты у
актеров будут «человеческие».
«Помещение театра
рассчитано на 300 посадочных мест, а
стульев у нас только 100, да и то, старые
и обшарпанные. Зрителей просто некуда
сажать. Нет помещения для актеров,
кладовка сырая и дорогие декорации
гибнут, — призналась директор и
художественный руководитель театра на
Большой Морской Людмила Оршанская. —
Еще сильно не хватает репетиционного
помещения. Мы должны репетировать каждый
день и играть каждый день, тогда сможем
зарабатывать. А так как у нас только
сцена, то мы три дня в неделю тратим на
репетиции и три — на спектакли».
Но одна из самых
животрепещущих проблем, по мнению многих
собравшихся, это отсутствие тепла в
театре.
«В театре есть
централизованное отопление, но те
батареи, которые есть ничего не прогревают.
Тем не менее за отопление мы платим,
хотя в помещении можно находиться только
в верхней одежде. В первую очередь
страдают дети. Им хочется прийти на
новогоднюю сказку в красивых платьях,
а приходится сидеть в шубках и куртках»,
— жалуется режиссер театра Ольга
Ясинская.
«Болеют актеры, сейчас
две актрисы нашего театра серьезно
подорвали свое здоровье в этих невыносимых
условиях и лежат в больницах. Это Катя
Муханова и Наталья Клочкова. И наша
труппа хотела бы обратиться ко всем
севастопольцам с просьбой оказать
благотворительную помощь на лечение
этих двух актрис, — попросил ведущий
актер ТБМ Матвей Черненко. — Вы поймите,
что мы не просто просим о помощи. Труппа
разваливается, детского театра в
Севастополе в скором времени может не
быть вовсе. Когда 10 лет назад мы только
пришли в этот театр на смену уехавшей
труппе, в большинстве своем мы были
студентами и зарплат нам вполне хватало.
Но сейчас многие уже семейные люди, с
детьми и жить на 950 гривен в месяц просто
невозможно».
Депутаты обещают, а
чиновники успокаивают
Для того, чтобы обратить
внимание общественности на свои проблемы,
театр совместно с неравнодушной
общественностью устроил слушания,
разработал резолюцию к властям города
и собрал подписи под ней. По этому
документу театр на Большой Морской
просит у администрации города найти
инвестора, который проведет реконструкцию
здания театра согласно эскизному проекту
архитекторов ЗАО «КрымНИОпроект».
Стоимость этой реконструкции по оценкам
специалистов составляет 22 млн грн, в
том числе за изготовление рабочего
проекта 1,52 млн грн. Коме этого театр
просит выделить дополнительные средства
(97тыс. грн) на покупку и установку четырех
промышленных кондиционеров для отопления
помещения. На стулья предполагалось
запросить у города еще 200 тысяч гривен,
но депутаты и чиновники проблему
предложили решить проще: при проведении
капитального ремонта театра им.
Луначарского 300 театральных кресел
будут переданы в ТБМ.
В ответ на резолюцию
депутат горсовета Сергей Непран сообщил,
что то самое помещение на Большой
Морской, 33, которое уже более 20 лет
строилось именно для этого театра, будет
выставлено на продажу. И есть предложение,
чтобы деньги, вырученные с этой продажи,
были направлены на реконструкцию
помещения бывшего кинотеатра «Мир», в
котором находится ТБМ сейчас. «Конечно нужна программа, по которой в течение 3-4 лет будут выделяться средства на
реконструкцию театра», — признал
С.Непран. В свою очередь заместитель
начальника Управления культуры Людмила
Богатырева возразила, что деньги по
программам практически не выделяются
и уповать на это смысла нет.
К тому же Л.Богатырева
привела цифры, по которым ТБМ находится
далеко не на последнем месте по
финансированию. «Театры — не бюджетные
предприятия, а дотационные. Из бюджета
частично компенсируются расходы на
заработную плату актерам, причем с
каждым годом процент компенсации
сокращается. Если в 2009 году компенсировалось
87% заработных плат сотрудников, то в
2010 и 2011 годах только 83,4%. В то же время в
академическом театре им. Луначарского
компенсация составляет только 82,9%, —
сообщила чиновница. — Несколько лет
назад мы предлагали вам забрать кресла
из кинотеатра «Украина», но вы отказались.
Поэтому эти кресла забрало другое
культурное учреждение, перетянуло и с
удовольствием пользуется. В этом году
театру ТБМ было выделено из городского
бюджета 50 тысяч гривен на постановочные
работы и 30 тысяч на ремонт кровли. Здание
бывшего кинотеатра «Мир», в котором
находится ТБМ, нужно реконструировать
полностью, но учитывая городские
приоритеты, а это здравоохранение и
образование, до театра средства вряд
ли дойдут».
В результате слушаний
было решено собирать подписи севастопольцев
и обращаться к руководству города и
президенту страны, опираясь на поддержку
общественности, а параллельно искать
инвесторов, которые вытащат детский
театр из финансовой пропасти.