Последние новости

Реклама

Музеи надеются, что «Золото скифов» из Нидерландов вернется в Крым без суда
В 2013 году четыре крымских музея: «Керченский историко-культурный заповедник» — «Центральный музей Тавриды», «Бахчисарайский историко-культурный заповедник» и Национальный заповедник «Херсонес Таврический» направили в Бонн, а потом в Амстердам выставку «Крым – Золотой остров в Чёрном море». В состав выставки включены лучшие вещи из уникальных собраний, какие никогда до этого не выставлялись в Европе, сообщает издание «Керчь.ФМ».

В начале февраля 2014 года выставка открылась в Музее Алларда Пирсона под названием «Крым – Золото и секреты Черного моря». Но, после присоединения Крыма к Российской Федерации вопрос возращения выставки на полуостров, стал спорным.

Об этом сообщает пре6сс-служба Керченского историко-археологического заповедника.

В средствах массовой информации со ссылкой на руководство Музея Алларда Пирсона – археологического музея Амстердамского университета (Нидерланды) появились сообщения о том, что экспонаты выставки «Крым — золотой остров в Чёрном море» из крымских музеев могут не вернуться в Крым, а будут переданы в Киев.

В результате, Музей Алларда Пирсона озвучил свое намерение передать экспонаты на основании решения компетентного суда, во избежание последующих претензий какой-либо из сторон.

Крымские музеи обращаются к мировой музейной и научной общественности обратить внимание на сложившуюся ситуацию. И надеются, что уникальная коллекция древностей вернется в Крым без судебных разбирательств.

« В марте 2014 года изменился статус Автономной Республики Крым, было заключено соглашение о присоединении Крыма к Российской Федерации. Украина не признает присоединения Крыма к России, считает его оккупированной территорией. Министерство культуры Украины заявило о своем намерении воспрепятствовать возвращению экспонатов выставки в Крым и переместить их в Киев. 31 августа срок выставки истек, и Музей Алларда Пирсона принял решение не возвращать экспонаты крымским музеям, сославшись на претензии Министерства культуры Украины. Музей Алларда Пирсона озвучил свое намерение передать экспонаты на основании решения компетентного суда, во избежание последующих претензий какой-либо из сторон.

Так, лучшие экспонаты из фондов крымских музеев оказались заложниками политической ситуации. Речь не идёт о том, кому достанется уникальная коллекция древностей: Украине или России. Вопрос в том, вернуться ли археологические находки в место своего происхождения – Крым. Суть спора в желании Министерства культуры Украины лишить крымские музеи их экспонатов, переместив их в Киев на постоянное хранение вопреки воле крымских музеев.

Министерство культуры Украины мотивирует свои требования заботой о сохранности экспонатов, но не представляет никаких доказательств реальной угрозы уничтожения, потери, повреждения или разрушения музейных предметов. С момента изменения политического статуса Крыма ни один из экспонатов какого-либо из 90 крымских музеев не был поврежден и не покинул территорию Крыма. Крымские музеи уверены, что в настоящее время никакой опасности для музейных экспонатов на территории Крыма не существует.

Мы понимаем позицию Музея Алларда Пирсона, который опасается принять решение, учитывая наличие заявлений Украины и политический контекст дела. Но, мы категорически не согласны с законностью и обоснованностью такого решения. Крымские музеи являются законными владельцами экспонатов. Контракты на проведение выставки были заключены напрямую между крымскими музеями и Университетом Амстердама. В соответствии с положениями контрактов экспонаты должны быть возращены законным владельцам – крымским музеям.

Подчеркнем, что и Министерство иностранных дела Нидерландов, и Министерство культуры Российской Федерации официально заявили, что данный спор не является межгосударственным и решается исключительно на межмузейном уровне.

Ситуация, при которой крымским музеям предложено в суде доказывать право на экспонаты из своих фондов, найденных в крымской земле, и многие из которых хранятся в крымских музеях ещё с 19 века, беспрецедентна. Предметом судебного спора становится археологическое наследие Крыма ‑ часть его культурной идентичности. За каждым из предметов коллекции тысячелетняя история древних народов, населявших крымский полуостров ещё до нашей эры: греков, римлян, скифов. Экспонаты выставки исторически всегда хранились в музеях Крыма, в той местности, в которой были обнаружены. При этом сам крымский полуостров только за последние сто лет входил в состав разных государств: Российской империи (1783-1917), Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в составе СССР (1921-1954), Украинской Советской Социалистической Республики в составе СССР (1954-1991), Украины (1991-2014).

Вне зависимости от того, в состав какого государства входил крымский полуостров, хранение и изучение крымских археологических находок всегда осуществлялось исключительно крымскими музеями. Музеи представляют собой уникальные научные центры, где работают лучшие специалисты по древней истории Крыма. Утрата археологических находок не только обеднит коллекцию, но и затруднит, а во многом и сделает невозможной дальнейшую научную работу историков и археологов.

Между экспонатов есть такие уникальные археологические артефакты, как китайские лаковые шкатулки из Усть-Альминского могильника, расписной алтарь из погребения скифского царя Скилура в мавзолее Неаполя Скифского в Столице Крыма, уникальные декреты из Херсонеса, а также статуя змееногой богини скифов, которая является символом города Керчь, памятник которой установлен в центре г. Симферополя. Такая потеря равносильна потери Копенгагеном скульптуры «Русалочка» Эдварда Эриксена или Амстердамом картины «Ночной дозор» кисти Рембрандта. Вместе с этими предметами мы можем потерять не только объекты мирового значения, но и археологическое наследие, составляющее основу культурного кода нашего народа.

Крымские музеи обращаются к мировой музейной и научной общественности, к Международному совету Музеев (ИКОМ) и ЮНЕСКО с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию. Народы Европы уже пережили потерю и перемещение многих культурных ценностей во время Второй мировой войны. И именно данный горький урок повлек принятие странами на будущее международных конвенций, закрепляющих базовые принципы охраны культурных ценностей, а именно, принцип сохранения культурного наследия в стране происхождения (на территории, с которой данные ценности наиболее тесно связаны), принцип единства музейных коллекций, иммунитета культурных ценностей, нейтралитета музеев и уважения их прав.

Блокирование коллекции в Музее Алларда Пирсона и предложение разрешить вопрос в суде создает опасный прецедент и ставит под сомнение верховенство норм международного права в вопросах охраны культурных ценностей. Мы понимаем, что сложившаяся политическая ситуация и мнение мирового сообщества относительно событий марта 2014 года в Крыму создают негативный фон для разрешения вопроса о возврате музейных экспонатов на Родину. Но, любые политические конфликты когда-нибудь разрешаются, а ставить судьбу культурного, археологического наследия Крымского полуострова в зависимость от сиюминутных политических интересов губительно. Убеждены, что трагическая история перемещения культурных ценностей в середине 20 века не должна повториться в 21 веке, и даже теоретическая возможность лишения народа своего культурного наследия недопустима.

Наши юристы с мая 2014 года ведут переговоры с юристами Амстердамского университета. В настоящее время судебный иск крымских музеев с требованием возвратить экспонаты на Родину в Крым уже подготовлен и может быть подан в любой момент. Но крымские музеи выражают надежду, что ситуация ещё может быть разрешена путём переговоров без инициирования судебных разбирательств. В случае если дело дойдет до судебного процесса, мы приложим максимум усилий для защиты своих законных прав и интересов, сохранения единства музейных коллекций и права народов Крыма на свое культурное археологическое наследие. Убеждены, что и нормы права, и наивысшие представления о справедливости на стороне крымских музеев, что «Жизнь коротка, искусство вечно. Vita brévis, ars lónga».

С уважением,
Бахчисарайский историко-культурный заповедник
Керченского историко-культурный заповедника
Национальный заповедник «Херсонес Таврический»
Центральный музей Тавриды»

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля